Ограничитель угла поворота

 

тта тОн чо тэ б олиотс. р

О П И С Л Н И Е 645146

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соиналнстнческчх

Ргспублнк

fag(+WAN Яф ф " (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.06.77 (21) 2500599/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) M. Клв

G 05G 5/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений отхрытнй (43) Опубликовано 30.01.79. Бюллетень № 4 (53) УДК 681.327.11 (088.8) (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (72) Автор изобретения

А. Г. Охота (71) Заявитель (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА

Изобретение относится к категории межотраслевых и может быть применено в узлах машин и приборов для ограничения угла поворота валов, осей и т. д.

Известны ограничители движения, обеспечивающие фиксацию поворачивающейся детали после поворота на заданный угол с использованием двух осей для размещения узла ограничения. К таким ограничителям относятся, например, ограничитель, имеющий кулачковые шайбы и мальтийский крест, дисковый ограничитель и зубчатый ограничитель (1).

Общим недостатком указанных ограничителей угла поворота является конструктивная сложность: наличие двух осей, использование таких сложных деталей, как шайбы и мальтийский крест, зубчатые колеса и т. д.

Более прост по конструкции кулачковый ограничитель угла поворота, содержащий толкатель (жестко закрепленную на вращающейся детали — оси — ведущую шайбу), ряд промежуточных элементов, свободно сидящих на оси шайб с выступами, и стопор, причем выступ ведущей шайбы расположен на пути движения толкателя, а выступ каждой последующей шайбы — на пути движения выступа предыдущей шайбы, стопор установлен на пути движения выступа последней шайбы (2).

К недостаткам такого ограничителя поворота относятся сложность конструкции, обусловленная наличием шайб с BbIcTvIIBMH, изготовление которых требует относительно больших трудозатрат, и кроме того, большая величина силы трения.

Еще одним недостатком такого ограничи10 теля является возможность расположения элементов ограничителя только в направлении продольной оси вала (оси), что сужает область применения ограничителя, затрудняет использование такого ограничителя

15 при жестких требованиях в отношении длины изделия.

Цель изобретения — упрощение конструкции ограничителя при расширении его функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в ограничителе угла поворота, содержащем жестко закрепленный на вращающемся элементе толкатель, ряд промежуточных элементов, установленных с возможностью пе25 ремещения по круговым траекториям относительно оси вращающегося элемента так, что первый из них расположен на пути движения толкателя, и стопор, установленный на пути движения последнего из промежу645I46 точных элементов, промежуточные элементы выполнены в виде шариков, установленных с возможностью перемещения по коль цевым канавкам, имеющимся в одной из концентрично расположенных деталей.

На фиг. 1 показан ограничитель угла поворота, вариант продольного расположения; на фиг. 2 — то же, вариант поперечного расположения.

На вращающемся валу 1 жестко закреплен толкатель — штифт 2. Промежуточные элементы выполнены в виде шариков 3, установленных с возможностью перемещения по кольцевым канавкам 4. Канавки имеют вогнутую в поперечном сечении форму, выполненную, например, по радиусу, или плоскую с ограничивающими буртиками. Расстояние между осями соседних канавок меньше диаметра шарика, но больше его половины. Такое расположение канавок обеспечивает зацепление соседних шариков между собой при работе ограничителя. Ограничитель угла поворота содержит также стопор 5 — штифт. Вал 1 концентрично расположен в обойме б.

В варианте продольного расположения ограничителя угла поворота дорожки качения шариков 3 — канавки 4 — выполнены на вращающемся элементе — валу или оси (фиг. 1).

В варианте поперечного расположения ограничителя дорожки качения шариков— канавки — выполнены на специальной детали — пластине 7. Обойма б может быть либо без канавок, либо с канавками, идентичными канавкам на пластине 7 или валу 1.

Количество шариков 3 и соответственно

4 канавок 4 определяется необходимым углом поворота, а вариант расположения ограпичителя диктуется требованиями в отношении габарита изделия, для которого применяется ограничитель угла поворота.

При вращении вала 1 в направлении стрелки закрепленный на нем толкатель 2 подходит к первому (ближнему к нему) шарику 3 и перемещает его до соприкосно10 вения этого шарика со следующим и т. д.

Последний шарик перемещается вместе с остальными до упора его в стопор 5, после чего вращение вала 1 невозможно.

15 Формула изобретения

Ограничитель угла поворота, содержащий вал, концентрично расположенный в обойме, и установленные в кольцевом зазоре между валом и обоймой толкатель, расположенный на валу, и стопор, расположенный на обойме, и промежуточные элементы, отличающийся тем, что, с целью упрощения ограничителя, промежуточные элементы выполнены в виде шариков, установленных с возможностью перемещения по кольцевым канавкам, выполненным в одной из концентрично расположенных деталей.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Чурабо Д. Д. Детали и узлы приборов.

М., «Машиностроение», 1975, с. 402 — 403, рис. 15.12.

2. Левин И. Я. Справочник конструктора точных приборов. М. «Машиностроение», 19б7, с. 531, рис. 486.

645146

Pua.!

Риз. 2

Составитель Г, Митина

Техред А Камышникова Корректор О. Данишева

Редактор И. Грузова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2458/15 Изд. № 836 Тираж 1014 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб„д. 4/5

Ограничитель угла поворота Ограничитель угла поворота Ограничитель угла поворота 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромеханическим устройствам, используемым в автоматике для блокировки механизмов, для зацепления в механизмах передачи движения, для создания клапанных механизмов газо/гидрораспределительных систем и позволяющим управлять работой этих механизмов от электрических сигналов низкой мощности

Изобретение относится к области рулевых устройств мотоциклов, в частности к запирающим устройствам, воздействующим на вал вилки переднего колеса

Изобретение относится к области обеспечения безопасности воздушного движения воздушных судов

Изобретение относится к направляющим троса и может быть использовано в переключателе передач, тормозах с рычагами на разных осях, рукоятках управления

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения устройств управления, в частности средств для предотвращения перемещения элементов управляющих устройств с внешним приводом

Изобретение относится к механизмам для ограничения хода рабочих органов и предназначено для использования преимущественно в устройствах, имеющих довольно высокие инерционные характеристики рабочих органов, например в грузоподъемных устройствах с приводом от гидромотора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разработке и производстве газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций и других крупногабаритных установок, функционирующих путем передачи больших крутящих моментов

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для предупреждения аварийных ситуаций на самолете, в частности для борьбы с нарушениями пространственной ориентировки летчика и для восстановления доверия к показаниям приборов

Изобретение относится к приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами и с приспособлениями для накопления и отдачи энергии
Наверх