Способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой трансмиссией

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Севз Советским

Социалистических

Республик

<„>648458 (61) дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено 08.1275 (21) 2331618/27-11 (51) М. Кл.

В 60 К 41/06 с присоединением заявки №

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 629.113 -585-52 (088.8) Опубликовано 250279, Бюллетень №

Дата опубликования описания 25,0279

Г.Б.Шипилевский, Ю.К.Клейн, Г.В.Молоствов и Е.E.Фрейдензон (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРА

ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ

УПРАВЛЕНИИ ЕГО СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ

1 2

Изобретение касается автоматического управления сельскохозяйственны- ми тракторами и может быть использовано при разработке систем автоматического регулирования загрузки дви-. гателя тракторов, имеющих ступенчатую механическую трансмиссию с переключением передач на ходу под нагрузкой.

Известен способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой транс-. миссией, заключающийся в определении зависимостей мощности двигателя от нагрузки на выходном валу трансмиссии на различных передачах и последующем определении по полученным зависимостям пороговых значений параметрр загрузки двигателя (1) .

Однако известный способ при автоматическом регулировании загрузки тракторного двигателя не позволяет получить от последнего максимально возможную мощность в эксплуатационных условиях, а также устранить необходимость перенастроек системы, так как значения параметров двигателей варьируют в широком диапазоне при выпуске и в процессе эксплуатации, что, в свою очередь, требует соответствующего изменения величины порогов переключения передач.

Целью изобретения является осуществление автоматической корректировки пороговых значений параметра загрузки в процессе эксплуатации двигателя.

Это достигается тем, что измеряют значения мощности двигателя в момент переключения передачи и спустя промежуток времени, не превышающий длительности переходного процесса двигателя, изменяют величины пороговых значений параметра загрузки на величину, пропорциональную разности измеренных значений мощности двигателя с учетом ее знака.

Тем самым обеспечивается самонастройка порогов регулирования в зависимости от изменяющихся в процессе эксплуатации значений параметров тракторного двигателя.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежом, на котором приняты следующие обозначения: крутильная характеристика трактора (I квадрат), представляющая собой зависимость мощность двигателя Ме — крутящий момент Ч на вторичном валу короб648458

Ъ ки передач, и регуляторная характеристика двигателя (II квадрат).

Так как целью изобретения является обеспечение оптимального регулирования загрузки двигателя, т.е. получение от него максимально возможной мощности при различном техническом сос- 5 тоянии (криВая KABC) переключение передач должно осуществляться по крутильной характеристике в точках

A и В при установленных порогах переключения П" и П по нагрузке, кото- К рым соответствуют пороги недогрузки (П с, и П„) и перегрузки (Пдди П») на регуляторной характеристике двигателя (1). квадрат).

На реальном тракторе ввиду неравно-15 мерности геометрического ряда трансмиссии точки A и В обычно расположены на разных ординатах, в связи с чем необходимы и различные пороги переключения по характеристике двигателя (пороги Пяс и П„ — для neveдач II-III и П и П„ — для передач

НЬ

1-1 ).Кроме того, дайные испытаний тракторов и двигателей свидетелЬствуют об изменении характера протека 25 ния крутильных характеристик в процессе эксплуатации. При этом точки пересечения крутильных характеристик смешаются относительно ранее установленных порогов, в результате чего переключение происходит в невыгодном режиме (например, в точке А при значении порога переключения П ), а потери мощности определяются площадью заштрихованного треугольника

АА А.

Согласно предлагаемому способу измеряют значение параметра 2 загрузки двигателя (т.е. крутящий момент

1Ig ) и частоту вращения вала Ы двигателя в момент выдачи команды 40 на переключение передачи (Е и M y, ) и через промежуток времени, не превышающий длительности переходного процесса двигателя (Ет и Ыт), вычисляют их произведения, определяя мощ- 45 ность двигателя в рассматриваемые моменты (Ив„ = „u, т.е. ордината точки А,. Кв =Енса, т. е. ордината т точки A ). Разность ординат точек

А и A дает величину скачка по 5() мощностилК = ы.,-Е,.а „ в соответствующем масштабе. При этом старое значение порога переключения II замес

Н

1 няется на новое П, пропорциональное величине скачка и с учетом его знака по соотношению;

+ К (4 т т Я р где К вЂ” коэффициент пропорциональности, При новом значении порога переключение смежных передач II u III будет происходить в оптимальном режиме (точка А).

Использование предлагаемого способа обеспечивает по сравнению с известными способами.а) более полное изспользование мощности двигателя, а следовательно, и большую производительность тракторного агрегата; б) устранение необходимости заводских и эксплуатационных перенастроек порогов по параметру загрузки, что значительно сокращает время на обслуживание системы регулирования; в) упрощение конструктивной реализации системы регулирования загрузки тракторного двигателя.

Формула изобретения

Способ определения йороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автома.тическом управлении его ступенчатой трансмиссией, заключающийся в определении зависимостей мощности двигателя от нагрузки на выходном валу трансмиссии на различных передачах и последующем определении по полученным зависимостям пороговых значений параметра загрузки двигателя, о т л и ч а ю щ и и я тем, что, с целью осуществления автоматической корректировки пороговых значений параметра загрузки в процессе эксплуатации двигателя, измеряют значения мощности двигателя в момент переключения передачи и спустя промежуток времени, не превышающий длительности переходного процесса двигателя, изменяют величины пороговых значений параметра загрузки на величину, пропорциональную разности измеренных значений мощности двигателя с учетом ее знака.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Статья Горбунова П.П. Некоторые вопросы автоматизации тракторных трансмиссий. B сб. Автоматизация режимов работы тракторных трансмиссий, М., l963.

648458

Пни

Составитель С. Макаров

Техред 3. Фанта Корректор E ° Ïàïï

Тираж 803 Подписное

IIHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35 Ра; шская наб. д. 4 5

Редактор Н.Козлова

Заказ 462/17

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой трансмиссией Способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой трансмиссией Способ определения пороговых значений параметра загрузки двигателя трактора при автоматическом управлении его ступенчатой трансмиссией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх