Патент ссср 423685

 

СЪ

Союз Советски т

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 12Х.1970 (№ 1439764/2?-11) с присоединением заявки М—

Приоритет

Опубликовано 15.1V.1974. Бюллетень М 14

Дата опубликования описания 24ХП.19?4

М. Кл. В 60k 2! 06

G 055g 1 04

Государственны и комитет

Совета Министров СССР

tl0 делам иаооретений и открытий

УДК 629 113-585-52 (088.8) Авторы изобретения

Б. С. Науменко и В. М. Емельянов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЦЕССОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В ТРАНСМИССИИ

ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

Предлагаемое устройство для автоматического управления процессом переключения передач в трансмиссии транспортной машины может быть использовано на транспортных машинах как с механической, так и с гидромеханической трансмиссией, в которых переключение передач осуществляется как с разрывом, так и без разрыва потока мощности.

Известны устройства для автоматического управления процессом переключения передач в трансмиссиях транспортных машин, содержащие скоростной датчик, связанный с валом двигателя, корректирующее сопротивление, связанное с педалью управления двигателем и включенное в цепь скоростного датчика, командные реле высших и низших передач, подключенные через настроечные резисторы к корректирующему сопротивлению, исполнительные реле высших и низших передач с самопитанием на время переключения передач и с блокировкой, исключающей их одновременное срабатывание, включаемые контактами командных реле и управляющие электромагнитами шагового устройства механизма переключения передач.

Одним из недостатков известных устройств для автоматического управления процессом переключения передач является наличие больших, неиспользуемых зон тяговой характеристики, так как устройства автоматики настраиваются по характеристикам, имеющим большие перекрытия по скорости для прямых и обратных переключений.

С целью повышения динамических качеств машины путем уменьшения перекрытий по скорости между характеристиками прямых и обратных переключений передач устройство снабжено датчиком знака ускорения машины, содержащим реле, отключающим при замед10 ленни машины командное реле высших передач от скоростного датчика и переключающим командное реле низших передач с источнп а электропитания на скоростной датчик.

15 Для исключения нерациональных переключений передач при смещениях педали управления двигателем в сторону уменьшения его нагрузки устройство может быть снабжено датчиком 11аправления перемещения педали

20 управления двигателем, содержащим исполнительное реле, отключающее при у меньшенип нагрузки двигателя командное реле высших передач от скоростного датчика и включающ е дополнительное реле, замыкающее

25 накоротко своими контактами настроечньш резистор, расположенный в цепи командного реле низших передач. Для исключения нерациональных переключений передач при смещениях педали управления двигателем для уве30 личения его нагрузки после ее уменьшения в

423685 цепь дополнительного реле датчика направления перемещения педали целесообразно включить конденсатор, задерживающи11 размыкание его контактов.

На фиг. 1 изооражепа блок-схема предлагаемого устройства; па фиг. 2 — принципиальная схема устройства, формирующего командные импульсы на переключение низших и высших передач и датчика знака ускорения машины; на фиг. 3 — принципиальная схема датчика направления перемещения педали управления двигателем; па фиг. 4- — принципиальная схема исполнительной части устройства и механизма переключения передачи; на фиг. 5 — характеристики, в соответствии с которыми работает предлагаемое устройство на примере стыка двух передач (высшей и низшей).

Предлагаемое устройство содержит скоростной датчик 1, связанный с валом двигателя, сопротивление корректора 2, связанное с IIPдалью управления двигателем и подключенное к скоростному датчику; командное реле высших передач 3, подключенное к корректирующему сопротивлению через настроечный резистор 4; командное реле низших передач 5, подключенное к сопротивлению корректора через настроечный резистор 6; датчик 7 зна <а ускорения машины с исполнительным реле 8, нормально закрытый контакт которого включен между сопротивлением корректора 2 и настроечным резистором 4 в цепи командного реле высших передач, а перекидной контакт замыкает ооъ!отку управления командного реле низших передачи на плюсовую цепь источника электропитания машины; датчик 9 направления перемещения педали управления двигателем с исполнительным реле 10, перекидной контакт которого включен в минусовую цепь командного реле 3 высших передач, и дополнительным реле 11, нормально открытый контакт которого включен параллельно настроечному резистору 6 в цепи командного реле низших передач; настроечные резисторы

l2 и 13 для отпускания командного реле низших передач на минимальных оборотах двигателя; конденсатор 14 для временной задержки в отключении контактов дополнительного реле 11; резисторы 15 и 16 для обеспечения неизменным коэффициентом усиления та огенератора прп отключении командного реле высших передач; исполнительное реле 17 высших передач (повышение передач); исполнительное реле 18 низших передач (понижение передач) .

Датчик 7 знака ускорения машины содержит, кроме исполнительного реле 8: генератор положительных импульсов 19, подключенный к модулятору импульсов, выполненному па триоде 20, в цепь эмиттера которого включен конденсатор 21; дифференцирующее звено с усилителем, состоящее из разделительного конденсатора 22, входного сопротивления 23 и триода 24; генератор отрицательных импульсов,:включающий в себя триоды 25 — 27, резисторы и конденсатор 28 и подключенный к дпфферепцирую дему усил1.тслю через развязывающую цепочку, состоящую пз конденсатора 29 и TII033 30; конденсатор 31 для временной задержки на отк,-ючеппе исполнительного реле 8:, диод 32 ", цспп мея<ду генератором отрицательных и,!пульсов и исполнительным реле; дчо,", ЗЗ для ограничения напряжения на эмптгере -риод;! 20. Датчик знака ускорения

;!Яшины 7 ilo;,клю-!ell к тахогепсратору !ерсз

10 сглаживающий фильтр 34.

Датчик 9 направления перс;!Сщенпя педали ! ПР ЯВЛЕНИЯ;!и:.!ГЯТСЛС:!1, i!0 0ÈÌÎ ИСПО..ПИТС, IЬ-! 1ого реле !0 и дополнительного реле 11, содеря<ит сопротивление 35. !.ипсмя.-пчески свя15 заппое с пс,ялыо упрявлс пня IBIII aòcлсм, подклю:-1енпое через конденсатор 36 ня вход уси,.птсля постоянного тока, соopа шого lla триодах 37 — 39 с отри! ательной обра!П011 связью, в которую последовательно включен резистор

20 40; триггер i!a триоды 41- — 44; рсз.1сторы 45—

l7; I<0!! JeIIcaT0р 48, BI< !Io-1еппыи !;II! уcTpaileния самовозбукдепия ус,1л11теля па высоких и а стота х.

П ITHIII!c датчик3 знака ускорения машины

25 и дя! 1Пк-! направления перемещения педали упрявлсш1я двигателем осуществляется oт стаоп 11!ааТора папрыкс!1ия 49.

Мсхап1!зм псрсклгоче Пя передa I 50 coдсржпт: реле 51 с врсмеппсй зядерж <ой па отl<,aIo icIIIiP, lIP0i:3B0 I i!!loÉ !lPII помо!пи 1<011 ieiiсатора 52.; зо 10Т!!!!1< с электро яягпптом 53 и золотник с э,!С1:.Тро!!aгпитом 5!, управляющ ic гидроцплипдра1,:и 55 и 56 шагового переклю";ятс. Iя, пя IIITolI

40 6, управлявп!ес электромаг:!иго л 53 при выключении передач в псйтраль; реле 63, управ,!«ющсс 30;lo!пп сэм с электромаг!1итом 64, который соединяет золотп:Iêol,ûé распрсдслиТС,1ь 59 co C;rI!IIO:il;Ipi! III II;.Iio:!e!I:.II ilepe iav II

4- пейтраль; «oliå пые переключатели 65 и 66 шагового переключающего устройства; конечный Iiepc;<,iio iaT 1!, 67, за ;к:i) тый ку.iачком

68 только Ipli нейтральном положении золотIl1I!

От золотпикового р!cпределителя механизма переключения передач .!авлспие системы

55 гидроуправлепия распределяется в соответствующие силои.:е цилиндры, управляющие фрикциопамп корос1ки передач 72.

На схеме исполнительной части нс показаны известные устройства управлеш!я двигате !е»1 при перекл!очс передач, устройства, обеспечивающие плавность переключения фрш<цио Пых элеме1,тов и др.

Устроиство работает следующим образом.

Перед трогапием машины водитель выклю65 чает тумблер 69 нсйтралп коробки передач.

423685

При этом электромагнит 64 обесточивается, золотник, управляемый электромагнитом 64, соединяет золотниковый распределитель механизма переключения с трассой давления гидросистемы управления.

Для включения первой передачи водитель нажимает и отпускает на пульте управления кнопку 70. Срабатывает реле 17 и ставится через свой нормально открытый I-,, разрывается цепь реле 18, что исключает подачу команды на понижение передач. Полость гидроцилиндра 55 через золотник соединяется с давлением, шток гидроцплипдра смещается и поворачивает собачкой 57 на один шаг золотниковый распределитель 59.

При смещении штока гидроцилиндра 55 на полный ход замыкается конечный переключатель 65, контактом которого разрывается цепь реле 51. Нормально открытые контакты реле

51 включены в минусовой цепи реле 17 и 18.

Конденсатором 52 обеспечивается задержка на отпускание реле 51, примерно равная времени включения передачи. При отпускании реле 51 разрывается минусовая цепь реле 17, оно отключается и отключает электромагнит

53. Шток гидроцилиндра 55 пружиной возвращается в исходное состояние, при этом золотниковый распределитель остается во включенном положении. Золотниковый распределитель 59 соединяет с магистралью давления фрикцион низшей передачи КП, остальные фрикционы соединены со сливом. Машина движется Ila низшей передаче.

Напряжение от скоростного датчика 1, пропорциональное оборотам двигателя, подается через сопротивление корректора 2 и настроечные резисторы 4 и 6 на командные реле высших передач 3 и низших передач 5, а также через фильтр 34 — на вход датчика знака ускорения машины 7. Срабатывание реле 3 является командным импульсом для переключения на высшие передачи, а отпускание реле 5 является командным импульсом переключения на низшие передачи. Ток через обмотки реле зависит как от оборотов двигателя, так и от положения педали управления. Реле 3 и 5 настраиваются !!а срабатывание и отпускание в соответствие с характеристикой переключения передач (фиг. 5). Реле 3 настраивается на срабатывание при оборотах двигателя, соответствующих линии Al характеристики, с помощью резистора 4. В этом случае сопротивление сопротивления корректора 2 должно быть равно О. При изменении положения педали управления сопротивление корректора 2 увеличивается, в связи с чем момент срабатывания реле 3 смещается на большие обороты в соответствии с характеристикой ГВ. Реле 5 настраивается на отпускание при оборотах двигателя, соответствующих линии ДЕ характеристики, с помощью резисторов 12 и 13, при этом резистор 6 должен быть замкнут нако5

15 го

25 зо

33

65 ротко контактами реле 11. Настройкой резистора 6 прп газомкнутых контактах реле 11 отпускает реле 5 при оборотах двигателя, соответствующих линии АБ характеристики переключения передач.

Отпускание реле 5 при более высоких оборотах, соответствующих участку БВ характер11ст11к11, производится при вводе сопротивлепп l корректора 2. В цепи реле 3 вк,почены нормально замкнутыс конта

Датчик зна;<а ускорения машины работает с1едующпм образом.

Напряжение от скоростного датчика после сглаживающего фильтра 34 подается на модуля ор 1 I !I,.;I ьсов, собp3HHb1!! 11 а триоде 20, В цепь эм;ITTe!pa которого в:<лючен конденсатор

21. Модулятор формирует импульсы с амплитудой, пропорц11спально11 скорости изменения входного напряжения, и полярностью, определяемой знаком скорости изменения папряжения. База триода 20 соединена с выходом reIlopBTop2 I! IIli hcoB 19, I

Нр» отсутствии напряжения на базе триода

20 он заперт, вследствие чего ток по переходу эмиттер — коллектор не идет.

Прп изме11еппи напряжения скоростного датчика 1 потенциал эмиттера изменяется с такой ze скоростью, как и входное напряжепие. Когда на базу триода подается положительное напряжение с генератора 19, триод

20 открывается, вследствие чего напряжение на эмпттере скачком падает практически до нуля (точнее до геличпны остаточного напряжепия триода).

При снятии положительного импульса с ба3LI триода потенциал эмнттера снова будет изменяться в соответствии с изменением входного напряжения. Максимальная амплитуда напряжения на эмиттере ограничивается диодом 33. Если продифференцировать напряжеППЯ Па Э.1пгтЕРЕ тРИОДа, тО ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ напряжения от скоростного датчика в момент скачкообраз11ого изменения напряжения на

ai1IITTepe по".учаются отрицательные импульсы, а прп уменьшении напряжения — положительные и.;;пульсы. Дифференцирование oc) ществляетея цепочкой, состоящей из разделительного кс! eI!caTopa 22 и входного сопротпвлe!!!Is 23 усилителя импульсов. Усилитель импульсов собран lo схеме с общим эмиттером на трио:.,г Л При отрицательном импульсе потенциал базы триода 24 уменьшается и он закрывается, вследствие чего потенциал коллектора уве, п1пвается. При положительном импульсе потенциал базы триода 24 увеличивается, триод 24 открывается, потенциал коллектора уменьшается.

В коллекторную цспь усилителя через развязь(вающую цепочку, cocTQ„II(% из копдепса гора 29 1;,!io;(а 30. BH Ilo rcri I cHc13 ITO11 oTpliцательпых пмпульсоь с исполнительным реле 8.

Генератор отриц?(те lыlых п,lпу (ьсОВ coGpail па триодах 25 -27. Полож rTC,(ьпый импульс на вь!ходе усилителя не проходит на генератор, так как это;(у препятствует диод 30.

При этом триод 25 открыт, а триоды 26 и 27 закрыты. Исполнительное реле 8 обесточе(!о, что соответствует полож(пелы(ому 1(ти нулевому ускоренщо машш(ы (при отрицательном ускорении, находящемся ь пределах»счувствитсльпосп(да(гика з:(ака ускорения, реле 8 Также обесто !Сно). При о!11пц<пе,t!.пом импульсе па выходе усилителя через конденсатор 29 течет ток, (I связи с чем поте! .циа, I базы триода 25 уменьшается и триод закрывается. Последнее вызывает увслпчспис потекцпала па базе триода 26, вследствие чего о|! открывается. Отрицательный перспа.(напряжения с колл:,,тора триода 26 через конденсатор oupaòíîé связи 28 поступает 1(а базу триода 25, поддерживая триод 25:.3 закрытом состоянии. Вследствие значительного уменьшения сопротивления перехода коллектор эмиттер lip открывании триода 26 конденсатор 31 разряжается до О. Триод 27 открывается и реле 8 срабатывает, чтс является сигналом об отрицательном ускорении 1 Birr Hrir i.

По мере разряда кон,".епсатора 29 напр?!>кение На базе триода 25 повышается Ii В:(екоторый момент Времени триод открывается. Появляется коллекторный ток триода 25, который вызывает уменьшение напряжения На базе триода 26.

Коллекторный ток триода 26 уменьшается, напряжение па коллекторе растет. Соответственно через конденсатор обратной связи 28 увеличивается напряжение па базе триода 25.

Происходит опрокидывание схемы. Триод 26 закрывается.

Вследствие того, что ток пе проходит через диод 32 при закрытом триоде 26, конденсатор

31 заря>кается базовым током триода 27. Напряжение на оомотке реле 8 понпжаетсл и при определенном напряжении оно обесточивается.

Емкое|h Irotr JCHCBTopa 31 образом, чтобы задержка В отпускагпш реле 8 было несколько больше периодci следования разрядных импульсов. 3а счст этого при постоян.(ом отрицательном ускорении;(ашипы реле Все время находится под током.

Зона нечувствительности дат1(ика знака ускорения должна быть смещена в сторону отрицательных ускорений машины и должна (быть минимально возможной, но достаточной

ДЛЯ ИСКЛЮ !ЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ ПСРС((ЛЮЧС?(Ий! передач при работе устройства по совмещенным характеристикам.

Отсутствие такой зоны вообще предполагает циклические переключения передач при пулевых ускорениях ма!т!?Пп.(, а с яещс: ие зоны нечувствительности В сторону пог ожи;;!ь:(ых ускорений машины делает возможным случаи работы силовой псрсдачп в пеэконсмп и(ой зоне t!a низшей передаче, r.рпчсм сколь угодно долго, если ускорен.ие машипь(будет находиться В пределах зопь; нечувствительности.

Датчик 9 направления перемещения педали упрaâëåïèÿ двигателем paGoòàcò следующим образом.

Ь;онде(!сато1 36 11 сопрогпвлспlic 3, pl??tzcor< которого кипсматичсски cçaçàï с педалью уп15 раьлепия дв?!гате(!См, образуют дифферепцирующую цепо !K), поэтому !!((1(ряжс(!Пс па BI>1ходе тре: каскадного усилителя (па ко"..ë år(fopc триода 39! пропорциона 1100 первой производной 1(о Времени от угла поворота педали

20 управления, т. е. Пporlopцпопальпо скорости персмс ценил педали управления двигателя.

Резистор 40 В обратно связи;рсхкаскад î"o усилител:(подобран таки I образо л, что на ко,(лскторс триода 39 вь(ходного каскада уси25 Ii!TP,(;! ? стапавлпв?(ется постоянное 1IBIIp?rжс пис С . При перемещении педали в сторону увеличе."(ия нагрузки двигателя с любого положения педал t напряжение на выходе усилителя (па колле(егоре триода 39) умспьшаст30 ся> а I!pa c rcLÖcrtèrt псдали В cTofJoH)(уменьшения пагруз:ш .,.Bitt ателя — увел?(чивается.

Сигнал с выхода ус((лнтеля r.oñòîa шого тока подастся па тр?!ггер, собранный на Tpaîäàõ

4i 44.

35 С делителя папрлжсппя па резисторах 45—

-17 па базу триода 2 подастся постоянное напряжение U, .= Ь (+ЛЕ Триод 42 открыт. Покa:напряжен Ie па базе триода 4! меньше С4, триод 4(закры(, поэтому закрыты и триоды

40 43 и 44. Прп смещении педали управления

В сторону уменьшения !(Ягрузки дв:il ателл, напряжение коллектора выходного каскада усилителя расте(. При напряжении, равном

U; ria базе триода 41, после пий открывается.

45 11О переходу коллектор — эмиттср триода 41 течет ток, вследствие чего открыгается и трио:(44. При открыьапии триода 44 срабатывает исполнительное реле 10, ITо ?I является (. ?(Гп(lло.\(ITo пс 1(1 (ь упр явг(спия двигатс (я

50 смещается в сторону у: епьшения его нагрузки. Ko:!такты реле 10 включены пепосредствсшю в цепь коз(апдпого рс;!с 3 повышения передач. Одновременно со срабатыванием реле 10 открывается триод 43, вследствие чего

55 сопротивление перехода коллектор — э.,:иттер значительно уменьшается. Резистор 47 дели 1 е.lя папряжспп?1 замыкается накоротко по пепи коллектор — э?|пттер триода 43. Вследствие этого напряжение на базе триода 42 с;-сач60 ком изменяется до величины ЛУ и триод 42 закрывается. В этом состоянии триггер находится все время, пока педаль перемещается в сторону уменьшения нагрузки двигателя или

ОстяняВли1?аетсл В каком-,(иоо положении пос65 лс герсмещеппя. Прп перем IJIP(((:и педали уп423685

При постоянном положении педали управления и неотрицательном ускорении машины реле 8 и 10 обесточены, поэтому реле 3 подключено через сопротивление корректора к скоростному датчику 1, а реле 5 — к источнику электропитания и находится под током.

При оборотах двигателя, соответствующи.; точке В характеристики переключения, напря>кен !с на обмотке реле 3 становится равным напря>кению срабатывания реле и реле 3 включается. Контактами реле 3 включается исполнительное реле 17, которое ставится на самопитание па все время переключения передач. Контактами реле 17 разрывается цепь исполнительного реле 18, за счет чего исключается срабатывание исполнительного реле понижения передач на переходных режимах, хотя реле 5 может и отпуститься в процессе переключения передач, вследствие уменьшения оборотов двигателя. Реле 17 включает электромагнит 53, шаговый переключатель поворачивает золотниковый распределитель 59 в положение, соответствующее высшей переравления в сторону увеличения нагрузки двигателя триггер возвращается в исходное состояние тогда, когда напряжение на базе триода 41 упадет ниже величины ЛК При этом триод 41 закрывается, вследствие чего закрывается и триод 44. Реле 10 обесточивается, а триод 43 закрывается. Напряжение на базе триода 42 скачком увеличивается до величины U2 = Ul + ЛК Схема возвращается к первоначальному состоянию. Величина зоны нечувствительности датчика направления перемещения педали управления двигателем должна по возможности укладываться в зону нечувствительности и люфта системы управления двигателем.

В этом случае смещение педали управления в пределах зоны нечувствительности датчика не будет влиять на изменение скоростного режима двигателя, однако позволит в некоторых случаях движения искусственно исключить переключения передач в соответствии с характеристиками АБВ и АГВ.

Например, на транспортных машинах, эксплуатирующихся в условиях резко переменных сопротивлений движения и резко переменного профиля дорог, такой прием при управлении позволит без перехода на режим полуавтоматического управления исключить нерациональные переключения передач на участках трасс с кратковременным увеличением сопротивления движению, которые можно преодолеть без перехода на низшую передачу за счет использования инерции машины, а также позволит без переключений передач осуществлять движение на подъемах и спусках.

Рассмотрим работу устройства для автоматического управления процессом переключения передач при переключении на высшие и низшие передачи при постоянном, например максимальном, положении педали управления двигателем. дачи, после чего с временной задержкой отключается реле 17.

После включения высшей передачи при неотрицательном ускорении машины обратного переключения а низшую передачу произойти не может даже в том случае, если обороты дв??гателя будут ниже оборотов, соответствующих точке В хяряктеристики перекл?очеиия, IIOCI(O,lb! l. pe,1e 5 1103К, IIO IéeTC?I к электропитания и отпустпться не может.

При том же положении педали управления и отрицательном ускорении машины устройство раоотает следующим образом. При отрицательном значении ускорения машины реле 8

15 датчика знака ускорения находится под током. Контактами реле 8 командное реле высших передач 3 отключается от скоростного датчика, а командное реле низших передач 5 переключается с источника электропитания

20 машины па iløíóñoBó?o цепь через резистор 12 и теперь находится под напряжением скоростного датчика, т. е. его отпускапие зависит от оооротов дв??гателя.

При макси!1!Яльном положении педали уп25 равления двигателя отпускание реле 5 происходит прп оборотах двигателя, соответствующих, как и в случае переключения на высшую передачу, точке В характеристики переключения. При отпускаиии реле 5 срабатывает ис30 полнительиое реле понижения передач 18, которое ставится иа самопитание. Контактом рече 18 разрывается цепь исполнительного реле

17 на переходных режимах при переключении г,, передач. Реле 18 включает электромагнит о-.

35 шагового преключателя. Шток цилиндра 56 перемещает золотпиковьи распределитель 59 на один шаг в сторону пониже!И?я передач.

Фрикцион высшей передачи сое?иняется со сливом, я низшей пеоедачи — с трассой д;1!!в

40 лепин системы гидроуправлеиия. При срабатыван;и конечного переключателя 66 разрывается электрическая цепь реле 51, од!!а о оно отпускается с временной задержкой. При отключении реле 51 реле 18 отключается. Маши45 на движется ия низшей передаче.

При дв?.женин транспортной машины по рез»о пересече .:ной местности, когда вод?;тель часто воздействует на устройство упраглеиия двигяте.1с: !, 1;ереводя нерио;?и ?ески дви? яте, 1!

50 из тягового режима работы в тормозной и ооратно, устройство работает следующим образом.

При смещении педали управления дьигc?Трлем с любого положения в сторону уменьше55 ния его нагрузки реле 10 датчика направ lel?»,I перемещения педали управления находится

IIo3, током.

Контактом реле 10 разрывается цепь реле 3 переключения*па высшие передачи, за счет че60 го исключается нерациональное переключение на высшую передачу и включается дополнительное реле 11. Контактом реле 11 замыкается накоротко настроечный резистор 6 в цепи командного реле низших передач 5, за счет

65 чего отпускание реле 5 может произойти толь423685 ко при минимально устойчивых оооротах двигателя, соответствующих характеристике ДЕ.

При смещении педали управления в сторону увеличения нагрузки двигателя рслс 10 отпускается, контактом реле 10 замыкается цепь командного реле 3 высших передач и разрывается цепь реле 11. Од1111ко за счет временной задержки, обеспечиваемой «oiiдс,и irnром 14, реле 11 отпускается не сразу. D,см,! задержки выбирается несколько Go,cüøc суммарного времени запаздывания двигателя Ilя увеличение нагруз1.11 пo отношеншо к смещению педали управления н врс:лени з11пазды13я ния са.лого датчика знака ускорения. Пр1 неотрицательном ус1;орспии реле 8 отпущено и его контакты перекл1очают командное реле

IIoIInmeIIIIII пе1зедач 5 IIH псточ11нк H.lcf rpor.viтания; при этом исключается переключсш;с HH низшую передачу даже в том слу.1ае, если скорость машины меньше скорости соотвегствующей линии ЛБ хара."теристики переключения, При выключении передачи в нейтраль, в случае остановки машинь1, устройство раоотает следующ".If образом. Води гель включает тумблер 69 нейтрального состояния КП. При этом 13ключасгся реле 62 и 63. 1 онтакго»; реле 63 включается э,-.ектромагпит 61. за счет чего распределитель 59 через золотник, управляемый электро лаг11итом 64. соединяется со сливом. Включеннаи передача выключается в нейтраль. Реле 62 ьключяст электромагнит

53 шагового устройства. Шток цилиндра 55 перемещает распределитель 59 на огин шаг.

При срабатывании конечного переключателя

65 включается реле 60, которое разрывает цепь реле 62, за счет чего отключается и электромагнит 53. Реле 60 отпускается с некоторой задержкой, достаточной, чтобы 1г1гок цилиндра 55 вернулся в исходное положение. После отпускания реле 60 реле 62 снова включается и цикл повторяется до тех пор, пока распределитель 59 пе вернется в исход ioc сосгоян:.».

В исходном состоянии распределителя кулачок 68 нажимает ня конечный переключяте.чь

67, который разрывает минусовую цепь реле

62. Срабатывание шагового переключат» Tlf прекращается. Исполпитель11ое ус гройство:.аходитс в исходном состоянии.

Таким ооразом, BEc,".cíèc в ус3ройствс яьтоматического управления переключением передач датчика знака ускорения машины позволяет обеспечить устойчивую работу устройства по совмещенным характеристикам для прямых и обратных переключений, что обеспечивает полно» использование тягогои;;! pfiêтеристш<и как при ускорении, так и при за10

55 медчении машины, а введение в устройство датчика напр я13ления пере лещсния педали управления двигателем позвол",cr исключить нерациопальш. е переключения передач при л1обых воз,сйствиях ня педя "I> ".í13HBëcíèÿ.

П р с д fi. C т ii з о б р е т е и и и

1. Устройство для авто 1. fïíåcêoãо уiflo H 13ЛЕНИЯ ПOio(ICCCO I IICOCICHIO::.Cèlilf П" РЕДЯЧ 3 трансмпссш: T ýàíc!10!TI!Gll яшш1ы, ;. Tåðæÿщсе скоростной 1ят111к, связя1пый с валом д1вига re;III, карре::.—.иру1ощс е сопротивлеп11е, связа1шое с педалью уfi(;Hf>rfcí 3я д13игаг1лс.l и включен1:ос в цепь скоростного дят1ика, >.;0МЯПДНЫЕ РС,.: В1>ICII;IIX И ifflHIi> ÐC аЧ подключенные че1.ез 1:H(тряc øûå р зисторы к корректирующе 1у coifðо" пвлс ппо, испо,шительные реле вь1сп111х и пизв3их передач с сямопитянием IIH врс".1я псрсключен1 передач и с блокировкой, пс:лю1ающей их одноврс,1енпое срабатывание, включаемые контактами командных реле и управляющие электромагнитами шагоього устройства механизма переключения передач, о т л и ч а ю и, е е с ч тем, ЧтО, С ЦЕЛЬЮ П013ЫШСНИ. 1Ц1па ЛИ-3»СКИХ КаЧCCTI3 машины путе. ",иленьlнспня I.c50:.:11ытий по скорости ме;,:ду х:., яктер.:стпкали примы,: и сбрятпых пер»: люче111;й пе»дач, оно снабжено датчиком знака уск .ре1и:я машины, содержащим реле, отличаю1цим при замедлении машины ком;п1дное реле высших передач от скоростного дятчн1:я и переключающим команд;:ое реле низших передач с источника электропитания на скорое-.ной датчик.

2. Устройство по и. 1, отл ич а ю щееся тем, что, с целью исключения нерациональных переключений передач при смещениях педали управления дви"ятелем в сторону уменьшения его нагрузки, опо снабжено датчиком направления перемещеп11я педали управления двига;с ic», содср>к ш,н:л исполнительное реле, отключающее нрн уменьшении нагрузки двигателя IIH командное рсле высших передач от скорост1ого дягчнк;1 и включающее дополнительное ncëå, IHi!. и ".1о1.-.;..- накоротко своими конг HATH.3iII I HcTpoc ный резистор, расположенныйй в цепи ко я.1лного реле низших передач. .. Уст30йст >o:.с н. 2, о тл и ч я ю и; с с ся тем, что, с целью исключен:1я нсряцгсв, л; Ix переключений;1срсдяч пр1. с 1ешс1".1ях пс.1г ли управления двигателем дл I увеличения его пагруз."и после сс уменьшения, в цепь дополнительного реле датчика напран,с1ff;;: перемепения педHJIH вкл1очен конде "cHTor!, зядержи13 11 ю щ и Й р я 3 3 ы к я н и е е Г 0 к 0 1 Г. ", n .

423685 т

Составитель Б. Науменко

Техред Л. Богданова Корректор Т. Добровольская

Редактор Л. Цветкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1641,г11 Изд. ¹ 1316 Тираж 6 8 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-36, Раушская наб., д. 4, 6

Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 Патент ссср 423685 

 

Похожие патенты:
Наверх