Прибор для линейных измерений

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

< )666417 (61) Дополнительное к авт. свиа-ву— (22) Заявлено 02.06.76 (21)2368883/25 ° 28 е, присоединениевв заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

G 0l В 5/02

G 01 В 5/08

Гкударстввнный квинтет

СССР вв двнвм нзобрвтвннй н вткрьтнй (53) УДК 531. 717.1 (088.8) Опубликовано 05.06.79. Бюллетень ¹21

Д,ата опубликования описания 05.06.79 (72) Авторы изобретения

В. К. Ветров, А. Л. Галушко и Л. В, Волков.Государственный Макеевский ордена Октябрьской Рсволюшги научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности (71) Заявитель (54) ПРИБОР ДЛЯ ЛИНЕЙНЬИ ИЗМЕРЕНИЙ

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения параметров шахтного рельсового и монорельсового пути.

Известен путевой шаблон для измерения параметров рельсового пути, содержащий корпус с размещенными в нем по оси подвижными ч неподвижными упорами, уровень и шкалы ширины (1).

Ввиду того что при измерении ширины железнодорожного рельсового пути рельсы уложены с большими радиусами закругления, отпадает необходимость в строгой установке шаблона по нормали к кривой; на которой производится измерение.

Даже при установке не по нормали к кривой ошибка щн-. измерении получается весьма малой.

Однако при измерениях на закруглениях малого радиуса теряется универсальность прибора.

Известен также прибор для линейных измерений, содержащий корпус, направляющую со шкалой, расположенную на оси симметрии корпуса, два неподвижных упора, закрепленных на одной из сторон корпуса на одинаковом расстоянии от оси симметрии, подвижной наконечник, установленный в направляющей, один конец которого предназначен для контакта с контролируемой поверхностью со стороны, противоположной неподвижным упорам, а другой конец кинематически связан со шкалой на направляющей 12).

Укаэанный прибор является наиболее близким к изобретению по технической сущностии достигаемому результату.

Однако он не позволяет измерять радиус закругления рельсового пути и, кроме того, при

10 измерении ширины на малом радиусе закругления погрешность измерения получается существенной.

11елью изобретения является расширение технологических возможностей прибора.

Указанная цель достигается тем, что прибор снабжен установленными на напранляюгцей дополнительными шкалами и подвижным нако. нечником„один конец которою предназначен для контакта с контролируемой поверхностью со стороны неподвижных упоров, à дру ой коней кинематически связан с дополнительными шкалами.

666417

11а чертежс изображен предложенный прибор, общий вид.

llрибор для линейных измерений содержит корпус l. направляющую 2 со шкалой 3 и дополнительными шкалами 4 и 5, два неподвижных упора 6 и 7. подвижной наконечник 8 и дополнительный подвижной наконечник 9, стрелку 10, жестко закрепленную на наконечнике 8, стрелки 11 и 12, жестко закрепленные на наконечнике 9.

Шкала 3 служит для измерения расстояния от конца подвижного наконечштка 8 до плоскости, проходящей через концы неподвижных упоров 6 и 7.

Шкала 4 служит для введения поправок в показания шкалы 3. Она разделена на две половины риской 13, от которой производится отсчет, на одной из полонин шкалы стоит знак плюс (+), на другой — минус (-), Шкала 5 служит для измерении радиуса закругления рельсового пути и разделена на две половины риской 14.

Прибор работает следующим образом.

Прибор устанавливают между рельсами и по шкалам 3 и 4 считывают ширину рельсового пути, а по шкале 5 — радиус закругления.

Если стрелка 11 будет на плюсовой полов те шкалы 4, то показание шкалы 3 необходимо сложить с показанием шкалы 4, если стрелка

11 будет на минусовой половине, то из показания шкалы 3 необходимо вычесть показание шкалы 4. В обоих случаях получается то атый результат измерения ширины рельсового пути.

Если стрелка 12 установится на риске 14 шкалы 5, то это будет. соответствовать тому, что радиус равен бесконечности, значит измерение производится на прямолинейном участке пути.

Если стрелка 12 установится на любом другом показании, то можно сделать вывод, будет ли эта кривая вогнутой или выпуклой. Олна иэ половин шкалы служит для измерения радиуса закругления вогнутой кривой, а другая половина шкалы — выпуклой.

Таким образом прибор позволяет измерять радиус закругления рельсового пути и сводит к минимуму погрешность измерения llIHpHHM пути, 10

Формула изобретения

Прибор для линейных измерений, содержащий корпус, направляющую со шкалой, расположенную на оси симметрии корпуса, два неподвижных упора, закрепленных на одной иэ сторон корпуса на одинаковом расстоянии от оси снмъ метрии, подвижной наконечник, установленный в направляющей, один конец которого предназN начен для контакта с контролируемой поверхностью со стороны, противоположпой неподвижным упорам, а другой конец кинематическн связан со шкалой на направляющей, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей прибора, он снабжен установленными на направляющей дополнительными шкалами и подвижным наконечником, один конец которого предназначен для контакта с контролируемой поверхностью со стороны неподвижных упоров, а другой конец кинематически связан с дополнительными шкалами, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кантор В. Б. Устройство, содержание и ремонт железнодорожного пути, М., "Транспорт", 1974, с. 202-204.

2. Кантор В. Б. Устройство, содержание и ремонт железнодорожного пути. М., "Транспорт", 4О 1974, 204 206

Составитель И. Гаранина

Техред H. Бабурка Корректор И. Муска

Редактор А. Мурадян

Заказ 3149/32

Тираж 865 Подл исное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Прибор для линейных измерений Прибор для линейных измерений Прибор для линейных измерений 

 

Похожие патенты:

Толщимер // 557255

Изобретение относится к области контроля прямоугольности при производстве металлоконструкций крупных машин, в частности к контролю прямоугольности в плане металлоконструкций портальных, мостовых или козловых кранов и грузовых тележек этих кранов; оно может быть использовано для контроля прямоугольности в плане крупногабаритных металлоконструкций и в других областях тяжелого машиностроения
Наверх