Гусеничный трактор

 

ОПИСАНИЕ

ИДОZ PETEНИЯ 66744З

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву—

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх

Реслублнк (51)М. Нл.

В 62 D 55/08 (22) Заявлено 181176 (21) 2420699/27-11 с присоединением заявки М— (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) Удй629,1. . 032 (088. 8) Опубликовано 150679, Бюллетень N9 22

Дата опубликования описания 180679 (72) Автор изобретения

Л.М. Шульгин (71) Заявитель Липецкий политехнический институт (54) ГУСеНичНый тРАктОР

Изобретение относится к области

i,òðàHñïoðòHoão и сельскохозяйственно- го машиностроения, преимущ ственно к производству гусеничных тракторов с пер дним и задним расположением навесных орудий.

Уже известна гусеничная машина, содержащая остов, ведущие колеса, взаимодействующие через гусеницу с грунтом и установленные на балансирах с нерегулируем-ми упругими подвесками (1).

Однако такие гусеничные машины не приспособлены для и вески рабочих органов орудий как впереди, так и сз ди, так как при такой навеске упругие элементы подвески испытывают большие перегрузки. Известен также, гусеничный трактор, 2О содержащий остов, ведущие колеса, взаимодействующие через гусеницу с грунтом и установленные на балансирах с упругими подвесками, выполненными в виде спиральных пружин, привод колес, размещенный внутри балансиров, и навесные орудия (2).

Однако и у известного трактора при . навеске прицепных орудий значительно ухудшаются тяговые характеристики. целью изобретения является улучшение тяговых характеристик трактора. при задней и передней навеске орудий.

Настоящая цель достигается тем, что трактор снабжен регулируемым упругим элементом, прикрепленным одним концом к остову, а другим — к балансиру.

Кроме того,,регулируемый упругий элемент состоит иэ кронштейна корпуса, спиральной пружины с упругой втулкой, установленной внутри пружины, и регулировочного болта с гайкой, который одним концом шарнирно прикреплен к балансиру, пропущен через отверстие кронштейна корпуса и втулку, а на другом его конце навернута гайка, трактор снабжен торсионным валом, который одним концом установлен в оси балансира, а другим с помощью шлицевой втулки закреплен в остове.

На фиг. 1 изображен схематически гусеничный трактор, вид сбоку; на фиг. 2 — кинематическая схема привода колес (вариант). Двигатель 1 трактора через карданную передачу 2 соединен с коробкой передач 3, которая через карданную передачу 4 :-.оединена с входным валом 5 бортовой пере667 цачи, содержащей коническую и цилиндрическую зубчатые передачи. Балансир б бортовой передачи посредством оси 7 присоединен к остову 8 трактора. С балансиром б жестко соединена ocb 9

t на которой расположен ролик 10, входящий и направляющую 11 кронштейна,соединенного с остовом 8.На выходном валу

12 бортовой передачи расположена двухвенечная звездочка 13, взаимодействующая через гусеничную цепь 14 с грунтом. Угловые перемещения балансиров l0 б относительно остова 8 ограничинаются резиновым упором 15 и резиновой втулкой 16, свободно установленной на болт 17, который шарнирно соединен с ушком 18 балансира б, проходит через отверстие кронштейна 19 и через гайку 20 и упорный диск 21 взаимодействует с пружиной 22. Кронштейн

23 остова 8, соединенный с упором 15, выполнен регулируемым по высоте расположения и взаимодействует с баланси20 ром б через пружину 24 .

Гидроцилиндр 25 соединен с рычажной системой ?6 механизма навески.

Трактор выполнен с продольным задним смещением центра тяжести, приходящейся на опорные катки, относительно центра опОрной базы, расположенной между крайними опорными катками

27 и 28, на величину d, определяемую расчетом.

Смещение центра тяжести, приходя щейся на катки, назад на величину d рассчитано таким образом, что при движении трактора на холостом ходу н заданных эксплуатационных услови- 35 ях сумма моментов от сил ЫРи веса G, приходящегося на опорные катки, взятых относительно центра опорной базы катков, равна нулю. Это обеспечивает равномерное распределе- 40 ние нагрузки на опорные катки в укаэанных условиях днижения.

При выбранных значениях динамического радиуса ведущих звездочек высоты точки прицепа h -от горизонк ь 45 тальной плоскости, касательной к динамическим радиусам ведущих звездочек, и найденном смещении d центра тяжести, приходящейся на опорные катки, определяют расстояние от поперечной плоскости, проходящей через центр опорной базы катков до оси балансиров таким образом, чтобы сумма моментов сил, взятых относительно центра опорной базы катков, действующих на остов трактора в одном напран- 56 лении, равнялась сумме моментов сил, действующих на остов трактора в другом направлении. Это обеспечивает равномерное распределение давления на опорные каТки во всем рабочем диа- 60 паэоне изменения нагрузки на крюке.

Эначение расстояния от оси балансиров до оси ведущих звездочек, равное С, выбирают таким, чтобы при работе тракгора с номинальной тяговой нагрузкой в заданных эксплуатационных услови443 4 ях, удельное давление на грунт под ведущими звездочками не пренышало удельного давления на грунт под опо1. ными катками.

Трактор работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 1 через карданную передачу 2, коробк передач 3 и карданную передачу 4 передается на входной вал 5 бортовой передачи и затем через шестерни бортовой передачи — на выходной вал 12 и звездочку 13, На балансире б возникает реактивный момент, прижимающий ведущую звездочку к грунту, который, при наличии одной конической пары н бортовой передаче, равен ведущему моменту на звездочке, Реакция грунта от действия реактивного момента Р, равная разности суммарной реакции rpvHTa P и части веса трактора G>, приведенного к осям ведущих звездочек, передается через ось 7 балансирон б на остов 8 трактора.

При переезде трактором больших неровностей ход недущих звездочек вниз ограничивается упором диска 21 в резиновую втулку 16, установленную на кронштейне 19, а ход ведущих звезцочек внерх ограничивается упором балансира 6 и н резиновый упор 15, установленный на кронштейне 23. При движении трактора поперек склона, когда элементы подвески левой и правой стороны трактора загружены неодинаково и имеют разную деформацию, силовой контур, связывающий через трансмиссию ведущие звездочки, выполняет функции стабилизатора поперечной устойчивости, уменьшающего боковой крен трактора, При движении трактора задним ходом направление действия реактивного момента на корпусах бортовых передач меняется на противоположное, корпуса бортовых передач поворачиваются до резиновых упоров 15, а ведущие звездочки приподнимаются над опорной поверхностью. Это обеспечивает благоприятные условия для преодоления трактором препятствий при движении задним ходом.

При повороте трактора, когда при- вод передачи одного из бортов затор-, можен, нращение гусеничной цепи вызывает подъем ведущей звездочки до резинового упора 15 корпуса бортовой передачи, после чего гусеничная цепь останавливается. Уменьшение опорной длины заторможенной гусеничной цепи предотвращает увеличение момента сопротивления повороту гусеничного трактора. Этому же способствует изменение положения центра давления по опорной длине гусеничных цепей при повороте трактора, который у заторможенной гусеничной цепи смещается вперед, а у ведущей - назад.

Несимметричность смещения центра дав667443 ления гусеничных цепей левой и правой сторон при повороте фактор, способствующий дополнительному уменьшению сопротивления повороту гусеничного трактора, эквивалентный некото- рому увеличению средней ширины колеи трактора, так как центры вращения 5 гусеничных цепей при повороте трактора располагаются на расстоянии, превышающем среднюк ширину колеи трактора.

Боковые реакции, передаваемые от ð гусеничных цепей через ведущие звездочки 13 на балансир 6 воспринимаются остовом 8 трактора через ролик 10 и направляющую 11, соединенную с ос-, товом.

Вследствие автоматического уравноI5 веш>.Eàíия опрокидывающего мсмента от тяговой силы при ее колебаниях трактор имеет вь сокую продольную устойчивость, что позволяет получать высоkoe качество планировочных работ при упругой подвеске трактора.

Поскольку при увеличении тяговой силы или толкающей нагрузки опорные катки частично разгружаются от приходящегося на них веса трактора, то 25 остов трактора вместе с навесным орудием приподнимается, что обеспечивает при соответствующем выборе жесткости подвески автоматическое поддержание заданной оператором нагрузки при 3О работе трактора с эемлеройными орудиями °

Как при передней, так и при задней навеске орудия на трактор неизбежно нарушение оптимального положения центра давления по длине опорной базы катков. Для его восстановления при передней навеске орудия используется затяжка пружины 22 на некоторую установленную расчетом величину путем

40 вращения гайки 20 болта 17. При этом реакция на ведущие звездочки со стороны грунта уменьшается, а центр давления смещается до оптимального положения. При задней навеске орудия ис- 45 пользуется затяжка на некоторую величину пружины 24, при которой опрокидывающий момент, действующий на остов трактора от навешенного орудия, на окажется равным восстанавливающему моменту от увеличения нормальной реакции грунта на ведущие звездочки.

Изменение затяжки пружины 24 производиТся изменением высоты крепления кронштейна 23 к остову 8 трактора ° 55

Пружины 22 и 24 также используются для компенсации момента сил на корпусах бортовых передач от натяжения гусеничных цепей, в случае, если высота h расположения оси 7 балансиров окажется не равной величине динамического радиуса ведущих звездочек.

В варианте„ показанном на фиг. 2, внутри оси 7 установлены торсионные валы 29, наружные концы которых посредством шлицевых муфт 30 соединены с балансирами 6. Необходимая закрутка торсионов в том или ином направлении достигается изменением положения балансиров 6 относительно остова 8 в момент соединения балансиров 6 с торсионными валами 29 посредством шлицевых муфт 30. IlpH передней навеске орудия торсионному валу

29 сообщат закрутку/ обеспечивающую уменьшение реакции почвы н ведущие звездочки, а при задней навеске торсионному валу 29 сообщают закрутку противоположного направления.

Такое выполнение гусеничного трактора обеспечивает возможность оптимального расположения центра давления его гусеничных цепей на грунт как при передней, так и задней навеске орудия на трактор. Это позволяет уменьшить собственное сопротивление движению трактора и повысить его тяговые свойства.

Формула изобретения

1. Гусеничный трактор, содержащий остов, ведущие колеса, взаимодействующие через гусеницу с грунтом и установленные на балансирах с упругими подвесками, выполненными в виде спиральных пружин, привод колес, разме щенный внутри балансиров, и навесные орудия, отличающийся тем, что, с целью улучшения тяговых характеристик трактора при задней и передней навеске орудий, он снабжен регулируемым упругим элементом, прикрепленным одним концом к остову, а другим — к балансиру.

2. Гусеничный трактор по и. 1, отличающийся тем, что регулируемый упругий элемент состоит из кронштейна корпуса, спиральной пружины с упругой втулкой, установленной внутри пружины, и регулировочного болта с гайкой, который одним концом шарнирно прикреплен к балансиру, пропущен через отверстие кронштейна корпуса и втулку, а на другом

его конце навернута гайка.

3. Гусеничный трактор по и. 1 отличающий с я тем, что он снабжен торсионным валом, который одним концом установлен в оси балансира, а другим с помощью шлицевой втулки закреплен в остове.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции 9 751688, кл. 63 С 30, 1936.

2. Патент Германии Р 487779, кл. 63 С 30, 1928.

667443

5 uz. г

Составитель Л.. Демидов

Редактор О. Торгашева Техред Х. Петко Корректор С. Шекмар

Заказ 3367/15 Тираж 768 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гусеничный трактор Гусеничный трактор Гусеничный трактор Гусеничный трактор 

 

Похожие патенты:

Трактор // 608693

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам с поддерживающими роликами

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при создании пневмогусеничных шасси и бронепоездов

Изобретение относится к области наземного транспорта, конкретно к гусеничным движителям транспортных средств, главным образом длиннобазовых гусеничных тягачей и вездеходов для тундровых районов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам блокировки гусеничных лент при креплении гусеничных машин на грузовых платформах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости
Наверх