Акселерометр

 

Союз Соввтских

Социалмстичвских

Реслублнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОЫРЕтЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 566185 (22) Заявлено 02.11.77 (21) 2541140/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 25.06.79. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 05.07.79. (51) M. Кл .

G01 P 15/02

Гюсударстееииый кемктет

СССР пе делам изебретеиий и аткрытий (53) УДК 531.768 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. С. Галкин, Ю. Г. Крутьков, Г. А. Григорьев, Г. Н. Писарев, Б. Т. Сигаев, М. Г. Каган и В. И. Копытов (71) Заявитель (54) АКСЕЛЕРОМЕТР

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при конструировании акселерометров с газодинамическим подвесом инерционной массы.

Из основного авт. св. № 566185 известен акселерометр, содержащий корпус, чувствительный элемент, выполненный в виде сбалансированной полой втулки, обхвать|вающей вал, при вращении которого образуется газодинамический подшипник, и гибкую неупругую нить, один конец которой закреплен на чувствительном элементе, а другой на корпусе, на внутренней поверхности чувствительного элемента нанесены встречнонаправленные винтовые канавки (1). Наличие статической неуравновешенности чувствительного элемента относительно оси подвеса приводит к нестабильности его выходной характеристики.

В случае использования акселерометра в качестве юстировочного датчика, например, для выставки гироприборов или геофизичес- 20 ких площадок, его статическая характеристика также может изменяться в зависимости от угла, характеризующего расположение чувствительного элемента относительно вектора силы тяжести земли и знака маятниковости. Таким образом, известная схема построения акселерометра не обеспечивает стабильности его выходной характеристики.

Кроме того, учитывая, что минимальная сила натяжения нити определяется минимальной величиной аэродинамического момента сопротивления в газовой опоре, который,в свою очередь, определяется минимальной скоростью вращения вала, при которой происходит всплытие чувствительного элемента на газовом слое, то изменение нижнего предела измеряемого ускорения в известном акселерометре ограничено. Увеличение же предела измеряемого ускорения путем увеличения длины нити резко сказывается на возрастании габаритов прибора.

Цель изобретения — уменьшение погрешности от дебаланса чувствительного элемента.

Для этого в акселерометр введены датчик момента и блок уставок тока, причем ротор датчика момента расположен на чувствительном элементе и связан с упругой нитью, а статорная обмотка соединена с блоком уставок тока и расположена в пазах корпуса акселерометра.

669292

Формула изобретения

Составитель Ю. Артемьев

Редактор Л. Гребенникова Техред О. Луговая Корректор Е. Папи

Заказ 3653/37 Тираж 1089 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал П П П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Н аличие да1чика момента и блока уставок тока в газодинамическом акселерометре позволяет уменьшить влияние статической неуравновешенности чувствительного элемента акселерометра на его выходную характеристику, а также путем изменения натяжения нити датчиком момента расширить диапазон измеряемого ускорения.

На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый акселерометр; на фиг. 2 дан разрез

А — А на фиг. 1.

Акселерометр содержит корпус 1, чувствительный элемент 2, выполненный в виде втулки и образук1щий с валом 3 газодинамический подвес, электропривод 4, датчик 5 линейных перемещений, регистрирующее устройство 6, гибкую неупругую нить 7, один конец которой закреплен на чувствительном элементе 2, а второй на корпусе 1, датчик момента, состоящий из ротора 8 и статорных обмоток 9, блок 10 уставок тока.

При вращении вала 3 электроприводом 4 чувствительный элемент 2 всплывает в газовом слое газодинамического подшипника.

Возникающий в результате вращения вала 3 момент аэродинамического трения газового слоя обеспечивает натяжение нити 7. В случае действия линейного ускорения чувствительный элемент 2 движется вдоль вала 3 до тех пор, пока проекция силы натяжения нити 7 на ось вращения вала 3 не уравновесится и нерционной перегрузкой за счет линейного ускорения, действующего на чувствительныи элемент. При этом величина перемещения чувствительного элемента вдоль вала будет пропорциональна действующему линейному ускорению и замеряется датчиками 5 линейных перемещений и регистрирующим устройством 6. Для компенсации остаточной статической неуравновешенности чувствительного элемента, а таКже для изменения диапазона измеряемого ускорения с блока 10 уставок тока попадает сигнал в виде тока на статорную обмотку

9 датчика момента, при этом происходит

10 ослабление или увеличение натяжения нити 7. Следовательно, изменяя величину и направление тока в датчике момента при помощи блока уставок тока можно изменять силу натяжения нити.

Акселерометр по авт. св. Хо 566185, отличаюи ийся тем, что, с целью уменьшения

10 погрешности от дебаланса чувствительного элемента, в него введены датчик момента и блок уставок тока, причем ротор датчика момента расположен на чувствительном элементе и связан с другой нитью, а статорная оомотка соединена с блоком уставок тока и расположена в пазах корпуса акселерометра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР зо Мо 566185, кл. G 01 Р 15/02, 1975.

Акселерометр Акселерометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к инерциальным приборам и может быть использовано в системах управления подвижных объектов различного назначения, а также в качестве индикаторов движения объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения ускорения и угла наклона

Изобретение относится к классу струйных акселерометров, которые могут входить в состав комбинированной системы управления летательных аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах инерциальной навигации в летательных и подводных аппаратах

Изобретение относится к измерению и контролю линейных и угловых ускорений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в ортопедии для контроля положения позвоночника в трехмерном пространстве

Изобретение относится к способам и устройствам, использующимся при навигации летательных аппаратов, при измерении их ускорения и скорости
Наверх