Способ ремонта обмотки

 

„1167!005

Оll И<"-е х И

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-ву —(22) Заявлено 30.08.74 (21) 2056993/24-07 с присоединением заявки ¹ 2478901/24-07 (23) Приоритет 20.05.77 по п. 3 (43) Опубликовано 30,06.79. Бюллетень Ж 24 (45) Дата опубликования описания 30.06.79 (51) )1 Кч 2

Н 02К 15/12

Государственный комитет (53) УДК 621.315 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Лвторы изобретения

В. Г. Огоньков, Н. В. Александров и С. Г. Трубачев (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕМОНТА ОБМОТКИ

Изобретение относится к способам ремонта электрических машин, а именно к способу ремонта обмотки с микалентной компаундированной битумом изоляцией.

Известен способ ремонта обмотки с микалентной изоляцией, при котором обмотка не извлекается из статора. В соответствии с этим способом на концах пазовой части стержня выполняют отверстия до элементарных проводников, производят вакууми- 10 рование через отверстие, расположенное на одном конце стержня, после чего через отверстие, расположенное на противоположном конце, подают под давлением компаунд, 15

Недостатками такого способа являются невозможность восстановления изоляции нижних стержней и то, что решается вопрос восстановления только витковой изоляции. 20

Из известных способов наиболее близким к описываемому является способ, при котором обмотка извлекается из статора электрической машины и взамен нее изготавливается новая обмотка, которая затем укла- 25 дывается в статор. При изготовлении изоляции новой обмотки в соответствии с этим способом на токоведущую часть наносят микаленту, далее изоляцию пропитывают битумом и запекают. 30

Недостатком такого способа является необходимость использования для изготовления новой меди и новой слюдосодержащей ленты производственных мощностей электромашиностроительных заводов, что сопряжено с большими материальными и трздовыми затратами.

Целью изобретения является сокращение трудоемкости ремонта, повышение его технологичности и повышение электрофизических характеристик восстанавливаемой изоляции. Поставленная цель достигается тем, что на изоляцию извлеченной из статора обмотки наносят непропитанную стеклосодержащую ленту, производят термообработку до удаления, по меньшей мере, части битума, после чего производят пропитку термореактпвным компаундом и запечку.

Термообработку можно проводить прп температуре 200 — 350 С до содержания связующего в изоляции 8 — 15о/, или при температуре 350 — 400 С до практически полного удаления связующего из изоляции.

Описываемый способ позволяет без замены обмотки не только восстановить свойства витковой изоляции, но и получить более высокое качество как витковой, так и корпусной изоляции, т. е. продлить работу изоляции, по меньшей мере, еще на один

671005 фе).

Результаты испытаний стержней

Восстановленная изоляция и/и

tg В при U„« — 15 кВ прн температуре

20 С, %

105 С, о

Кратковременная электрическая прочность, кВ/мм

Пробивное напряжение витково!! изоляции, И», кВ

Усилие сдвига изоляции по слоям, кгс/смз

7 — 12

25 — 30

5 10

2 — 3

10 — 12

20 — 25

0,1 — 1

2 — 4

30 — 40

Эксплу!Iтацпои!!ыl! с(ЗОК и сОздать 3KOII0мичпый способ ремонта.

Объяснение этого эффекта заключается в следующем.

После наложсния нспропитапной стсклосодсржащсй ленты (которая нс даст во3можпости изоляции «всг!уха!ть5> 13 процессе тсрзлообработки) и Tcðit006ðà60têè Ilpll ttt>tC0К !!к ТС1! ПСP IIT3 Р !IХ В ВЯКУГil t. . 113 !130Л ЯЦ1! !! н !! i! !и аст i ätt. 1 ят!>с5! 6!IT) м, Oáp33i 51 1 top !let, к1 c!(>УKTvpt H3035ttjtttt. 1 с>к!!м Tcp .!006раоо t» выбирается, исходя из конкретных условий (тип машины, оборудование, пмсющссся в наличии па ремонтно;t заводе, 1l т. p.) . СуtllccTI3(ttttbtit явля Tc;I i да,.!с! I ttc больп1011 части битума из изоляции, it рсзультате IcIO в последней остается слюда, подложка (в случае применения стсклоткани) и itt нимальнос количество битумного связующего.

После термообработки обмотка помещается в фиксирующее устройство (например, пресс-планки или пазы статора), а затем в пропиточную емкость и любым известным способом пропитывается термореактивпым компаундом и запекается. Пропитка стала возможной только вследствие образова5!ия пор в обмотке при удалении битума. В результате удалось получить обмотку, которая не только является работоспособной, по и имеет более высокие эксплуатационные характеристики, чем при первоначальном изготовлении, поскольку в ней битум заменен термореактивным компаундом.

Пример 1. На стержни, бывшие в эксплуатации, наносят стеклолспту

20+0,2 мм с небольшим натягом. Стер>к!!и

Характеристики изоляции

Формула изобретения

1. Способ ремонта обмотки с микалентной компаундированной битумом изоляцией, извлеченной из статора электрической машины, бывшей в эксплуатации, заключающийся в пропитке и запечке изоляции, отличающийся тем, что, с цель!0 сокращения трудоемкости и повышения технологичности, на изоляцию извлеченной пз

35 тсрмообрабатываются в автоклаве при температуре 250 С в течение 10 ч до содержания связующего 12 /а. Затем охлажденные стержни помещают в пресс-планки, фиксирующие толщину изоляции, и после этого в пропиточную емкость и пропитыва10т под вакуумом (остаточное давление

0,5 мм рт. ст.) в течение 2 ч под давление!а 8 кгс/см - в тсчснпс 8 I эпоксидным компаундом вязкостью 30 с по ВЗ-4. Температура при вакуумировапин и пропитке в котле 50 С. После пропитки стержни запекают в течение 24 ч при 150 С.

Пример 2. На стержни, бывшие в эксплуатации, после контрольных испытаний напряжением наносят стеклоленту

20 0,2 мм с небольшим натягом. Стержни термообрабатываются в вакууме при среднсй темпсратуре 350 †4 С в течение 10—

12 ч. За время термообработки битумное связующее практически полностью удаляется из изоляции стержней. После термообработки охлажденные стержни помещаются в пресс-планки, фиксирующие толщину изоляции, и укладываются на кассету. Затем кассету помещают в пропиточную емкость, где производится пропитка под вакуумом (остаточное давление 0,5 мм рт. ст.) и под давлением 6 — 8 кгс/см эпоксидным компаундом вязкостью 20 — 40 с по ВЗ-4.

После пропитки изоляция стержней термообрабатывается при температуре 150 С.

Данные по испытанию восстановленных стержней приведены в таблице (данные по обоим примерам практически не отличаются друг от друга и приведены в одной rpaМикалентная компаунд!3рованная изоляция после эксплуатации статора обмотки наносят непропитанную стеклосодержащую ленту, производят термообработку до удаления, по меньшей мере, части битума, после чего производят пропитку термореактивным компаундом.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что термообработку проводят при температуре 200 — 350 С до содержания битума в изоляции 8 — 15%.

В71005

Составитель П. Забуга

Техред А. Камышникова Корректор Т. Добровольская

Редактор В. Левятов

Заказ 1315/11 Изд. № 413 Тираж 866

ЦНИИПИ НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4)5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

3. способ по п. 1, отличающийся тем, что термообработку проводят при температуре 350 — 400 С до практически полного удаления битума из изоляции.

Приоритеты по пунктам:

30.08.74 — пп. 1, 2

20.05.77 — п. 3

Способ ремонта обмотки Способ ремонта обмотки Способ ремонта обмотки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх