Шарнирно-рычажной механизм

 

О Il И C A H И E 1Ùá82701

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву

{22) Заявлено 27.03.73 (21) 1899211/25-28 (51) Ч Кл

Г 16 Н 21/16 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.79. Бюллетень М 32

Дата опубликования описания 30.08.79 (53) УДК 621.83 (088.8) по делам изобретений и открытий (72! Лвто1зы

/ изобретения Р. A. Мавлюдов, С. И. Митрохин, В. К. Коротков, В. А. Леваков, А. Я. Аболин, А. Г. Стельмашенко и О. А. Панченко (71) Заявитель (54) ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирно-рычажным механизм ам, обеспечивающим преобразованис вращательного движения ведущего звена в поступательное движение сво- 5 бодной вершины ведомого звена в одной плоскости.

Известны шарнирно-рычажные механизмы, содержащие неподвижную раму с двумя расположенными одна над другой опо- 10 рами, поворотными вокруг двух осей координат, с установленным в верхней опоре кривошипом, длина которого равна расстояни:о между опорами. Кривошип соединен аналогичной опорой с первой из двух 15 шарнирных вершин ведомой кинематической цепи, состоящей из восьми равновеликих стержней, четырех равновеликих рь1чагов и двух распорных стержней, шарнирно соединенных с ведущей и ведомой вершинами, а также с нижней опорой механизма. Вторая шарнирная вершина механизма свободна и является ведомым звеном (1).

Недостатком данного механизма являет- 25 ся неуравновешенность его ведомой кинематической цепи, центр тяжести которой при повороте смещается по вертикали, что не позволяет свободной вершине ведомой кинематической цепи занимать безразлич- 30 ное положение при се перемещении в плоскости.

Целью настоящего изобретения является уравновешивание ведомой кпнематпческой цепи и ограничение перемещения сс свободной шарнирной вершины в заданных пределах путем торможения.

Для этого предлагаемый механизм снабжен уравновешивающим устройством, выполненным в виде шарнирно укрепленного на нижней опоре цилиндра, внутри которого установлена тормозная пружина, одна сторона которой опирается на буртик цилиндра в нижней его части, а другая сторона — на накидную гайку пустотелого штока, размещенного соосно цилиндру внутри тормозной пружины. В пустотелом штоке расположена вторая пружина уравновешивания с заданным предварительным поджатием. Одна сторона пружины опирается на нижний внутренний буртик пустотелого штока, а другая — на шайбу, удерживаемую гайкой на тяге с проушиной, расположенной внутри пружины уравневешивания с возможностью соосного перемещения относительно пустотелого штока. Тяга с проушиной соединена через систему рычагов и тросов с шарниром ведомой вершины шарнирно-рычажного механизма и снабжена площадкой для ограничения ес

682701 хода в пустотелом штоке на заданную ве:I H I H H ) .

Система рычагов уравновешивающего устройства выполнена в виде соединенного с пустотелым штоком кронштейна, на оси 5 которого под заданным углом друг к другу установлены два двуплечих рычага симметрично продольной оси уравновешивающего механизма. На рычагах установлены кулачки с проточками. Внутренние плечи 10 рычагов соединены тросом, проходящим через ролик, установленный в проушине тяги, причем трос расположен в соответствующих проточках кулачков, а внешние плечи рычагов шарнирно соединены тягами с 15 ведомой вершиной шарнирно-рычажного механизма.

На фиг. 1 представлен предлагаемый шарнирно-рычажный механизм; на фиг. 2— вид по стрелке А на фиг. 1 (уравновсшивакпцее устройство) и разрез по Б — Б; на фиг. 3 — разрез  — В на фиг. 2 (цилиндр уравновешивающего устройства) .

Шарнирно-рычажный механизм содержит раму 1, на которой расположены две шар- 25 нирные опоры: верхняя 2 и нижняя 3.

В верхней опоре 2 установлен кривоши

4, соединенный шарнирно с ведущей вершиной 5 ведомой кинематической цепи, которая состоит из восьми равновеликих стержней 6, четырех равновеликих рычагов

7 и двух распорных стержней 8, которые шарнирно соединены в вершинах 9, ведущей вершине 5, ведомой вершине 10, а также в нижней опоре 3. 35

На нижней опоре 3 при помощи скобы

11 и болта 12 шарнирно установлена крышка 13, с которой жестко скреплен цилиндр

14. Цилиндр 14 имеет буртик 15, на который опирается нижним торцом тормозная 4О пружина 16, а на ее верхний торец опирается накидная гайка 17, расположенная в верхней части пустотелого штока 18, размещенного внутри тормозной пружины 16.

Предварительное поджатие тормозной 45 пружины 16 обеспечивается набором регулировочных прокладок 19. В пустотелом штоке 18 установлена тяга 20 с проушиной

21 и выполнен буртик 22, на который опирается нижний торец пружины уравновешивания 23, а верхний ее торец опирается на шайбу 24, удерживаемую гайкой 25, обеспечивающей предварительное поджатие пружины 23.

На буртик 22 опирается площадка 26, укрсплснная на тяге 20. В нижней части пустотелого штока 18 закреплен кронштейн

27 с опорными площадками 28. В кронштейне 27 выполнена ось 29, на которой установлены два двуплечих рычага 30, 5О

Внутренние плечи рычагов 30 имеют оси 31 с укрепленным на них тросом 32, проходящим через ролик 33, установленный в проушине 21.

На внешнйх плечах рычагов 30 установ- 65 лены кулачки 34 с проточками 35, в которых расположен трос 32. Внешние плечи рычагов 30 тягами 36 соединены с нроушиной 37, установленной на скобе 38, шарнирно соединенной с ведомой вершиной 10 механизма.

Уравновешивание механизма производится следующим образом.

При отклонении ведущего кривошипа 4 от вертикального положения ведомая вершина 10 начинает перемещаться из нейтрального положения, при этом происходит увеличение расстояния от нижней опоры 3 до ведомой вершины 10. Увеличение этого расстояния обеспечивается тем, что под действием тяг 36 происходит поворот двуплечих рычагов 30, что приводит к увеличению угла между ними. Под действием троса 32 происходит перемещение тяги 20 с проушиной 21, что обеспечивает деформацию пружины 23 уравновешивания.

Тормозная пружина 16 не деформируется в этот период вследствие того, что усилие ее предварительного поджатия подбирается равным или несколько выше конечного усилия пружины уравновешивания, т. е. того усилия, которое возникает при ее деформации, соответств, ющей крайнему нижнему положению двуплечих рычагов 30, когда они опираются на площадки 28 кронштейна 27.

После этого вступает в действие тормозная пружина 16, жесткост, которой подбирается выше жесткости пружины 23 уравновешивания. При перемещении всдомой шарнирной вершины 10 в зоне действия пружины 23 уравновешивания происходит увеличение угла Р, что обеспечивает увеличение плеча приложения усилий, действующих по направлению тяг относительно оси 29. Противодействующее же усилие, создаваемое пружиной 23, направлено по тросу 32, опирающемуся на проточки 35 кулачков 34, профиль которых и место расположения на внешних плечах рычагов 30 выбраны. таким образом, что по мере изменения угла р обеспечивается преобразование усилия пружины 23 уравновешивания к усилию, необходимому для уравновешивания механизма.

Выполнение уравновешивающего устройства в шарнирно-рычажном механизме обеспечивает статическое уравновешивание ведомой вершины в любой точке заданного диапазона перемещения.

Формула изобретения

1. Шарнирно-рычажный механизм, содержащий раму с двумя расположенными одна над другой шарнирными опорами, поворотными вокруг двух осей координат, с установленным в верхней опоре кривошипом, длина которого равна расстоянию между опорами, и соединенным аналогичной опорой с первой из двух шарнирных вершин

4 ведомой кинематической цепи, состоящей из восьми равновеликих стержней, четырех равновеликих рычагов и двух распорных стержней, шарнирно соединенных с ведущей вершиной, ведомой вершиной и нижней опорой механизма, а вторая шарнирная вершина которой свободна, отл и ч а юшийся тем, что, с целью уравновешивания ведомой кинсматической цепи и ограничения ее свободной шарнирной вершины в заданных пределах путем торможения, он снабжен уравновешивающим устройством, выполненным в виде шарнирно пристыкованного к нижней опоре цилиндра, внутри которого установлена тормозная пружина, одна сторона которой опирается на буртик нижнсго конца цилиндра, другая сторона— на накидную гайку пустотелого штока, размещенного соосно цилиндру внутри тормозной пружины, в пустотелом штоке устаповлсHа с предварительным поджатием тарированная пружина уравновешивания, у которой одна сторона опирается на нижний внутренний буртик пустотелого штока, другая — на шайбу, удерживаемую гайкой на тяге с проушиной, располо>кенной внутри пружины уравновешивания с возможностью

682701

6 соосного перемещения относительно пусто. телого штока, причем тяга с проушиной связана через систему рычагов и тросов . авновешивающего устройства со свобод5 ной шарнирной вершиной ведомой кины урав атической цепи и снабжена площадкой, ограничивающей ход тяги в пустотелом штоке.

2. Механизм по и. 1, отл и ч а ю щи и с я

10 тем, что система рычагов и тросов уравновешивающего устройства выполнена из пристыкованного к пустотелому штоку кронштейна с осью, на которой под углом установлены два двуплечих рычага, снабжен1> ных кулачками с проточками, внутренние плечи рычагов связаны между собои тросом, проходящим через ролик, установленный в проушине упомянутой тяги, причем трос расположен в соответствующих про2р точках кулачков, внешние же плечи рычагов шарнирно связаны тягами со свободной шарнирной вершиной ведомой кинематической цепи.

Источники информации, 25 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 418650, кл. F 16H 21/04, 1972.

682iOI

8иоА

80

:,лиг,,7

Р lг. 2

Составитель А. Терехин

Корректоры: Л. Орлова и Е. Осипова

Редактор О. Юркова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1791/8 Изд. № 499 Тираж 1139 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Шарнирно-рычажной механизм Шарнирно-рычажной механизм Шарнирно-рычажной механизм Шарнирно-рычажной механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, используемым в двигателе- и станкостроении

Изобретение относится к преобразователям вращательного движения ведущего звена в колебательное с перемещающейся траекторией и во вращательное возвратно-поступательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах и механизмах, в частности в бесшатунных поршневых двигателях, компрессорах, а также в планетарных, в том числе дифференциальных, передачах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению, в том числе к моторостроению, компрессоростроению, насосостроению и т.д., и может быть использовано в объемных машинах, преобразующих энергию рабочей среды - жидкости или газа, например, в роторно-поршневых двигателях внутреннего сгорания с циклами типа Отто, Дизеля или в трохоидных двигателях типа Ванкеля

Изобретение относится к уравновешиванию машин на фундаменте и может быть использовано для исключения вибраций, передающихся на фундамент от звеньев оппозитного кривошипно-ползунного механизма, входящего в состав машинного агрегата

Изобретение относится к механике и может быть использовано в конструкциях поршневых двигателей, насосов, компрессоров и других машин

Изобретение относится к области двигателей и насосов и может быть использовано в качестве двигателя внутреннего сгорания
Наверх