Переносная моторная пила
т ! "" vОП И
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<>686869
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-by в 625926 (22) Заявлено030478 (21) 2597481/29-15 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 2509.79,Бюллетень Но 35
Дата опубликования описания 2609 79 (S1) . Кл.
В 27 В 17/00
Государстве ыА коиктет
СССР по делан кзобретенпА н открыта А (53) УДК 634.0.36;
:621 ° 936.6 (088.8) (72) Автор изобретения
Э. Келлер
Пермский политехнический институт (71) Заявитель (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА
Изобретение относится к ручным механизированным инструментам и может быть использовано в лесной и деревообрабатывающей промькапенн ости °
Hs основного авт. св ° 9 625926 известна переносная моторная пила, включающая двигатель, пильный аппарат, стойку с проушинами, бензобак и рукоятки управления, жестко соединенные в опорную раму, связанную с проушинами стойки при помощи цилиндрических пружин, концы которых жестко закреплены в кронштейнах опорной рамы, средние витки жестко закреплены во втулках, соединенных с проушинами. стойки при помоп л сферических шарниров, центры которых расположены ниже осей втулок, причем поверхность сферического шарнира, сопряженная с проушиной стойки, покрыта полимерным мат ериал ом.
Рукоятки такой мотопилы имеют недостаточную виброизоляцию на режимах рабочего и холостого хада. 25
Цель изобретения - повышение виброиэоляции рукояток управления на режимах рабочего и холостого хода.
Для этого каждый шарнир соединен со втулкой посредством стержня, который снабжен противовесом, установленным ниже сферического шарнира по оси стержня так, что общий центр тяжести стержня, втулки и противовеса совмещен с центром сферического шар1 нира, причем шарниры располсокены горизонтально по окружности, радиус которой равен радиусу инерции опорной рамы, а центр расположен на вертикальной оси, проходящей через центр тяжести опорной рамы.
На фнг. 1 изображена переносная моторная пила, общий вид на фиг,2 то же, план на фиг. 3 — разрез A-А на фиг. 2.
Переносная моторная пила состоит из двигателя 1 с жестко соединенным пильным аппаратом 2 и стойкой 3, Бенэобак 4 и рукоятки управления 5 жестко соединены .в опорную раму б, имеющую главные центральные оси.инерции 2x Dq 5, Равнсюкесткие упругие элементы 7, 8, 9 выполнены в виде винтовых цилиндрических пружин и установлены между опорной рамой б и проушинами 10 стойки 3 так, что главные центральные оси жесткости систе$m упругих элементов Х,. У, Z совпадают с осями 3„, 3, Р . Концы пружин жестко закреплены в кронштейнах
ll опорной рамы 6. Втулки 12 жестко
686869 соединены со средними витками упругих элементов 7, 8, 9 и с помощью стержней 13 со сферическими шарнирами 14. Центры 0 шарниров 14 смещены с осей Х-Х втулок 12 вниз по вертикальной оси Z . 5
Между сферическими шарнирами 14, стержнями 13 и проушинами 10 установлены соответственно сухари 15 из антифрикционн ого материала, например, фторопласта, и кольцо 16 из полимерного материала, например, резины. Сухари 15 поджимаются к поверхности сферического шарнира гайкой
17. Каждый стержень 13 снабжен противовесом 18, установленным ниже сферического шарнира 14 по оси стержня так, что общий центр тяжести стержня 13 втулки 12 и противовеса
18 совмещен с центром шарнира 14.
Центры шарниров расположены горизон-. тально по окружности, радиус которой
R равен радиусу инерции опорной рамы
6 относительно вертикальной оси 2, а центр расположен на вертикальной оси Z проходящей через центр тяжести опорной рамы 6.
Работает пила следующим образом.
На режимах рабочего хода к рукояткам рамы прикладываются управляющие усилия, что приводит к деформации кольца 16 и выбору зазора 8 между проушинами 10 и стержнями 13..
Проушины 10 стойки 3, стержня 13 и втулки 12 практически становятся жестко соединенными элементами, передающими пространственную вибрацию 35 на рукоятки рамы через упругие элементы 7, 8, 9. Совмещение главных центральных осей инерции опорной раьы J "J 3 с главными центральными осями жесткости системы упругих 4О элементов Х, У, 2 и выполнение их равножесткими приводит к существенному сужению спектра собственных частот системы, увеличению отстройки системы от резонансов на режимах рабочего хода. Совмещение центра тяжести втулки 12, стержня 13 и противовеса 18 с центром 0 шарнира
14 приводит к существенному увеличению собственных частот каждого стерж- 50 ня на упругом элементе, устранению резонансов стержней на режимах рабочего хода и повышению эффективности виброизоляции рукояток на этих режимах .Замыкание втулок и проушин
55 обеспечивает хорсшую управляемость исполнительным механизмом на этих режимах.
На режимах холостого хода мотопила удерживается за рукоятки 5, а стержни 13 занимают вертикальйое положение, совпадающее с направлением оси Z., Между стержнями 13 и проушинами 10 образуется расчетный зазор 3 . Смещение проушины 10 в горизонтальной плоскости под действием горизонтальных составляющих вектора пространственной вибрации двигателя приводит практически к. смещению только центров шарниров 0 в горизонтальной плоскости, а центры 1 втулок 12 практически остаются неподвижными, т,е, осуществляется маятниковая подвеска рамы в горизонтальной плоскости.
Расположение центров 0 шарниров 14 на окружности, радиус R которой равен радиусу инерции р опорной рамы 6 относительно вертикальной оси 2 приводит к равенству собственных частот линейных колебаний рамы вдоль осей Х и У собственной частоте угловых колебаний 1Г рамы относительно оси 2, что дополнительно сужает спектр собственных частот рамы на режимах холостого хода до трех. Собственные частоты линейных
Х, у и угловых У колебаний определяются где L — длина маятника.
Это приводит к существенному снижению уровня вибрации на входе в упругие элементы 7, 8, 9 и, как следствие, к повышению эффективности виброиэоляции рукояток в горизонтальной плоскости на режимах холостого хода. Канал передачи вертикальной вибрации по оси 2 при этом остается без изменения, но поскольку уровень вибрации от двигателя в этом направлении на холостом ходу незначителен, то ухудшения виброизоляции в этом направлении не происходит.
Выполнение сухарей 15 из фторопласта позволяет уменьшить трение в шарнирах 14 и их износ. формула из обрет ени я
Переносная моторная пила по. авт. св. Р 625926, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения виброизоляции рукояток управления на режимах рабочего и холостого хода, каждый шарнир соединен со втулкой посредством стержня, который снабжен противовесом, установленным ниже сферического шарнира по оси стержня так, что общий центр тяжести стержня, втулки и противовеса совмещен с центром сферического шарнира, причем шарниры расположены горизонтально по окружности, радиус которой равен радиусу инерции опорной рамы, а центр расположен на вертикальной оси, проходящей через центр тяжести опорной рамы.
686869
Составитель С, Ерасиов
Пинч к Тех ед С.ФМгай Ко екто Г, Назарова
Ре акто
Заказ 5606/13 Тираж 583 Подписное
ЦЯИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра ская наб
4 5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул ° Проектная, 4