Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока

 

688975

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.02.77 (21) 2452339/24-07 (1) Ч

Н 02Р 5/16 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.79. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 30,09.79 (53) УДК 621.316.718.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А, А. Брожат, В. В. Алещенко и А. М, Геращенко (71) Заявитель

Институт механики металлополимерных систем

АН Белорусской ССР (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока.

Известно устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока со стабилизацией скорости за счет обратной связи по величине противо-ЭДС (1).

Недостаток устройства состоит в неустойчивой работе двигателя на низких оборотах.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее включенный последовательно с обмотками двигателя силовой управляемый выпрямитель, параллельно которому включена составленная из последовательно соединенных ограничивающего резистора, первого переменного резистора и конденсатора цепочка, причем точка соединения первого переменного резистора и конденсатора подключена к одному из выводов второго пепеменного резистора и одновременно через пороговый элемент соединена с управляющим электродом силового управляемого выпрямителя, а к точке соединения ограничивающего резистора и первого переменного резистора подключена стабилизирующая цепочка (2J.

Недостатками известного устройства являются необходимость компенсации колебаний напряжения питающей сети во всем диапазоне регулирования скорости, а также невысокая надежность работы.

Цель изобретения — повышение надежности и стабилизация скорости при изменении нагрузки на валу электродвигателя, а также при колебаниях напряжения питающей сети.

Поставленная цель достигается тем, что стабилизирующая цепочка содержит четыре диода, соединенных по мостовой выпрямительной двухполупериодной схеме, в диагональ постоянного тока которой включен стабилитрон, а другой вывод второго переменного резистора соединен с обмотками двигателя.

На чертеже показана принципиальная схема устройства.

Реактивный ограничитель 1 тока и силовой управляемый выпрямитель 2 включены последовательно с обмоткой якоря 3 и последовательной обмоткой 4 возбуждения двигателя, которые зашунтированы обратным диодом 5. Независимая обмотка 6 возбуждения получает питание от нерегулируемого источника постоянного тока. Параллельно силовому управляемому выпрямите30 лю 2 подключены соединенные последова688975 тельно ограничивающий постоянный резистор 7, первый переменный резистор 8 и накопительный конденсатор 9. К управляющему электроду силового управляемого выпрямителя подключен пороговый элемент 10. Параллельно обмоткам 3 и 4электродвигателя и конденсатору 9 подключен второй переменный резистор 11. Стабилизирующая цепочка выполнена в виде выпрямнтельного моста на диодах 12, 13, 14 и

15, в диагональ по постоянному току которого включен стабилитрон 16, и подключена параллельно резисторам 8 и 11.

Устройство работает следующим образом.

При подаче на схему напряжения заряжается конденсатор 9 через резисторы 7, 8 и обмотки 3 и 4 электродвигателя.

По достижении на конденсаторе 9 напряжения, при котором переключается пороговый элемент 10, на управляющий электрод силового управляемого выпрямителя 2 подается импульс тока, силовой управляемый выпрямитель 2 открывается, и на обмотки

3 и 4 двигателя подается напряжение.

Фазу управляющих импульсов (а следовательно, и число оборотов) регулируют при помощи переменного резистора 8, а величину обратной связи — переменным резистором 11, причем устанавливается она один раз в зависимости от технических характеристик электродвигателя и в дальнейшем не изменяется.

Стабилизация скорости происходит следующим образом. При увеличении (уменьшении) нагрузки на валу двигателя противо-ЭДС его уменьшается (увеличивается).

Соответственно происходит автоматическое смещение фазы управляющих импульсов, вследствие чего увеличивается или уменьшается порция энергии, подаваемой на электродвигатель. Стабилизация времени заряда конденсатора 9 при колебаниях напряжения питающей сети осуществляется

l0

l5

40 по переменному току по цепи: органичивающий резистор 7 — диод 12 — стабилитрон 16 — диод 15 (при одной мгновенной полярности питающего напряжения), и по цепи: диод 14 — стабилитрон 16 — диод

13 — резистор 7 при смене полярности.

Формула изобретения

Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее включенный последовательно с обмотками двигателя силовой управляемый выпрямитель, параллельно которому включена составленная из последовательно соединенных ограничивающего резистора, первого переменного резистора и конденсатора цепочка, причем точка соединения первого переменного резистора и конденсатора подключена к одному из выводов второго переменного резистора и одновременно через пороговый элемент соединена с управляющим электродом силового управляемого выпрямителя, а к точке соединения ограничивающего резистора и первого переменного резистора подключена стабилизирующая цепочка, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и стабилизации скорости при изменении нагрузки на валу электродвигателя, а также при колебаниях напряжения питающей сети, стабилизирующая цепочка содержит четыре диода, соединенных по мостовой выпрямительной двухполупериодной схеме, в диагональ постоянного тока которой включен стабилитрон, а другой вывод второго переменного резистора соединен с обмотками двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тиристоры. Технический справочник.—

Под ред. В. А. Лабунцова, «Энергия», М., 1971, с. 254, рис. 10 — 3.

2. Патент США № 3634874, кл. 318 — 345, 1972.

688975

Составитель Н. Корева

Техред А. Галахова Корректор Л. Брахнина

Редактор Т. Рыбалова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2204/11 Изд. № 567 Тираж 866 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх