Электрическая машина с газовым охлаждением

 

В. Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, Э. И. Гуревич, Л,А. Дугинов, Н. М. Портнов и В. А. Шелепов (72) Авторы изобретения

Центральное конструкторское бюро Главэнергоремонта

Минэнерго СССР (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к охлаждению крупных электрических машин.

Известна электрическая машина, имеющая между кожухом и статором продольные перегородки, в которых для повышения эффективности охлаждения на внутренней поверхности статора установлены выступающие в зазор между статором и ротором выступы (1) .

Также известна электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая ротор и статор, включающий кожух, сердечник с радиальными вентиляционными каналами, распределенные равномерно по окружности, установленные между кожухом и сердечником статора продольные перегородки и газоохладители и установленные в зазоре между ротором и статором выступы (2) .

В этой конструкции газ в зазоре между статором и ротором движется в тангенциальном направлении в соответствующих отсеках, Продольные перегородки между кожухом и статором образуют чередующиеся зоны высокого и низкого давления, в которых газ под действием вентиляторов на ро2 торе движется в осевом направлении к газоохладителям, расположенным в торцовых частях электрической машины.

Вторая из указанных конструкций наиболее близкая к предлагаемой машине. Ее недостатком является значительная длина активных частей, приводящая к повышению аэродинамического сопротивления газового тракта и снижению расхода газа, Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения электрической машины путем снижения аэродинамического сопротивления движению газа в зазоре между статором и кожухом, а также использования аэродинамического эффекта при торможении газа в зазоре между ротором и статором.

Для достижения этой цели в предлагаемой электрической машине выступы расположены между соседними продольными перегородками, а газоохладители — в зоне выступов.

На фиг. 1 изображена электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 та же машина, поперечНый разрез, и показана схема движения охлаждающего газа.

703882

Электрическая машина содержит ротор 1, статор 2 с радиальными вентиляционными каналами 3 и кожух 4. Между кожуХбм и статором размещены продольные перегородки 5 и газоохладители 6, разделяющие пространство между кожухом и спинкой статора на чередующиеся зоны высокого 7 и низкого 8 давления. На внутренней поверхности статора закреплены выступы 9, расположенные между соседними перегородками 5, а газоохладители 6 — в зоне выступ,ов. 16

Охлаждение активных частей электрической машины происходит следующим образом.

При вращении ротор увлекает за собой слой газа в зазоре между ротором и статором, который, встречая на своем пути перегородку, создает перед ней зону повышенного давления и зону разрежения — за ней.

3а счет указанной разности давлений осу" - ществляется движение газа по схеме: зазор — радиальные каналы — газоохлади- %6 тель — радиальные каналы — зазор и т. д, (как показано на фиг. 2).

Таким образом, выступы в зазоре между ротором и статором совместно с продольны- мй перегородками между статором и кожухом образуют замкнутый контур для охлаждающего газа, причем движение его осуществляется естественным путем из зоны повышенного давления, создаваемого вращающимся потоком газа в зазоре на набегающей части перегородок, через радиальные каналы в статоре и газоохладитель в область разрежения, расположенную за перегородкой, по направлению вращения ротора.

Такая схема позволяет сократить расстояние до газоохладителя, уменьшить аэродинамическое сопротивление и повысить эффективность охлаждения.

Кроме того, предлагаемая электрическая машина работает без специальных вентиляторов на валу ротора, имеет меньшую по,сравнению с известной электрической машиной с газовым охлаждением длину, меньшие вентиляционные потери и более высокий КПД.

Формула изобретения

Электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая ротор и статор, включающий кожух, сердечник с радиальными вентиляционными каналами, распределенные равномерно по окружности, установленные между кожухом и сердечником статора продольные перегородки и газоохладители и установленные в зазоре между ротором и статором выступы, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, выступы расположены между соседними продольными перегородками, а газоохладители — в зоне выступов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 604085, кл, Н 02 К 9/08, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 514392, кл. Н 02 К 9/04, 1970.. 703882

Составитель Л. Карцева

Редактор Т. Юрчнкова Техред М. Левицкая Корректор Т. Скворцова

Заказ 78!9 45 Тираиг 857 Подписное

-- ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П к Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх