Муфта
ОП ИКАНИЕ
ИЗОВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<»709860
Союз Советских
Социалистических
Республик
+ ф
-, .I/ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву N. 582421 (22) Заявлено 25.01.78 (21) 2572594/25-27 с присоединением заявки Ж— (23) Приоритет
Опубликовано 15.01.8î. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 18.01.80. (51)M. Кл.
F 16 I) 1/04
Государственный комитет
СССР
an делам изобретеиий и отврытий (З ) УЛ К 62 1. 82 5. .6 (088.8) (72) Автор изобретения
В,А.Яковенко (71) Заявитель (54) МУФТА
Изобретение относится к машиностроению.
Известна муфта, содержащая две полумуфгы, взаимодействующие между собой через конусные поверхности (1).
Недостатком ее является сложность конструкции.
По основному авт.св. % 582421 известна муфта, содержащая смонтированные на валах пружинные кольца с конусными поверхностями, стянутыми по оси
- цилиндрической гильзой (2). тта муфта является. наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. 15
Недостатком ее является отсутствие компенсации перекосов и смещения валов.
Бель изобретения — обеспечение компенсации перекосов и смешения валов.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая муфта. снабжена плоским кольцом, соосно расположенным между валамп, а пружинные кольца выполнены с диаметрально расположенными выступами, контактирующими с обоими торцами плоского кольца во взаимно перпендику,лярных плоскостях, при этом цилиндрическая гильза выполнена с встречными сквозными пазами на цилиндрической поверх юсти, попарно расположенными в параллель ных плоскостях и образующих в средней части две пары взаимно перпендикулярных перемычек.
Выступы пружинных колец выполнены в виде шариков, на торцовых поверхностях пружинных колец и плоского кольца выполнены лупки, а шарики размещены в них. Плоское кольцо жестко закреплено на гидравлической гильзе.
На фиг.1 показана предлагаемая муфга, продольный разрез ня фиг.2 — разрез
А-A на фиг.l на фиг,З - сечение Б--Б на фиг.l.
На валы 1 и 2 установлены пружин« ные с конусной наружной поверхтюстью кольца 3 и 4, на пих концентрично установлены кольца 5 и 6 с внутренней конусной поверхтюстью, последние охватывает
709860 гильза 7, имеющая с одной стропы бурт
8, а с другой — резьбовый участок, куда ввернута пробка 9, в средней части гильза 7 имеет пары встречных прорезей 10 и 11, развернутые. н. 90 одна относительно другой. Между торцами колец 3 и 4 в гильзу .7 вставлено плсское кольцо 12, с плоскостями которого контактируют выступы 13 кольца 3 и выступы
14 кольца 4. Выступы могут быть выполнейы в виде шариков 15, вставленных в лунки 16 и 17, выполненные на торцах пружинных колец 3 и 4 промежуточного кольца 12, Муфта работает следующим образом..
При завинчивании пробки 9 в гильзу 7 кбльца 3,4 и 5,6, взаимодействуя с
Внутренней поверхностью гильзы 7 бурта
8 и торца пробки 9, за счет конусных поверхностей и торцов самоустанавливаются на валех 1 и 2 и зажимаются, При вращении вала 1 муфта передает вращение валу 2 (и наоборот) за счет сил трения посредством перемычек, образованных на гильзе 7 прорезями 10 и 11. Если валы перекошены или имеют несоосность„ то перемычки работают на растяжение— сжатие и компенсируют возникающие радиальные усилия на валы.
Муфта как бы переламывается в пределах упругой деформации перемычек. Изгиб частей муфты происходит в точках, где выступы 13 касаются плоскости кольца 12 или выступы 14- противоположной плоскости кольца 12.
Так как торцы колец Э и 4 касаются (выступами 13 и 14) плоскостей промежуточного кольца 12 только попарно в двух точках, препятствие к допустимому изгибу муфты не возникает.
Выступы могут быть выполнены в виде вставленных в лунки 16 и 17 шариков
15, на которых поворачиваются кольца
3 и 4 при изгибе муфты.
При жестком соединении кольца 12 с гильзой 7 исключаются осевые нагрузки на перемычки гильзы так как это коль, цо будет воспринимать усилия при завинчивании пробки 9. В этом случае бурт 8 выполняют также в виде пробки 9.
Предлагаемая муфта исключает радиал » ные нагрузки на валы и их подшипники, возникающие из за их перекосов, несоосностей и биений, повышается срок службы
5 MexAHHGMQB надежность их p060Tbl повышается коэффициент полезного действия передачи, ликвидируется вибрация при вращении.
Муфту целесообразно применять в механизмах, где перекосы и несоосности не перевышают 0,03-0,08 мм.
Формула изобретения
1. Муфта по авт. св. ЬЬ 582421, отличающаяся тем,что,с целью компенсации перекосов и смещения валов, она снабжена плоским кольцом, соосно размещенным между валами, при этом пружинные кольца выполнены с диаметрально расположенными выступами, контактирующими с обоими торцами плоского кольца во взаимно перпендикулярных плоскостях, а цилиндрическая гильза выполнена с встречными сквозными пазами на цилиндрической поверхности, попарю расположенными в параллельных плоскостях и образующими в средней части две пары взаимно перпендикулярных перемычек.
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю ш а яс я тем, что выступы пружинных колец выполнены в виде шариков.
3. Муфта по п.2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что на торцовых поверхностях пружиненных колец и плоского кольца выполнены лунки, а шарики размещены в них.
4. Муфта по пп. 1-3, о т л и ч а ющ а я с я тем, что плоское кольцо жестко закреплено на цилиндрической гильзе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 299922, кл, F 16 З 41/06, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР
% 582421, кл, F 16 Э 1/04, 1975 (прототип) ..
Р /Ф 7
f7
Составитель И.Яиунов
Техред Л. АлфеРова КоРРектоР B.ÁÓòßãà
Редактор Л.Василькова
Заказ 8735/41 Тираж 1 09 5 Подписное
Ш1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретенйй и открытий
113035, Москва Ж35, Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП "Патент, г.Ужгород, чл,Проектная,4