Способ проходки тоннеля большого сечения

 

О П И С! А"-. Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Сокэз Советскик

Социалистических

Республик

<1.п723152

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено13,03.78 (21) 2589175/22-03 (51) М. Кл.

Е 21 D 9/00 с присоединением заявки ¹вЂ”

1Ъаударственный комитет

CCCP (23) Приоритет йо делам нэооретений н открытий

Опубликовано 25.03.80. Бюллетень № 11 (53) УД К 62 S. l 91.2(088.8) Дата опубликования описания 25.03.80 (72) Автор изобретения

В. Ф. Илюшин

Среднеазиатское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект им. С. Я. Жука (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ БОЛЬШОГО

СЕЧЕНИЯ тО диого ядра (2).

Изобретение относится к строительству тоннелей большого сечения любого назначения, расположенных в скальных породах средней и высокой крепости.

Известен способ проходки тоннеля большого сечения,при котором сперва проходят нижнюю штольню, затем из нее разрабатывают фурнели, после чего производят рассечку, верхней штольни, а затем раскрывают калотту и производят крепление свода (1).

Недостаток этого способа — его большая трудоемкость.

Наиболее близким к предлагаемому пэ технической сущности и достигаемому результату является способ проходки тоннеля большого сечения, включающий проходтсу боковых штолен поц опорные части свода, бетонирование опорных частей свода, возвецение свода опирающегося иа опорные части сводя и разработку по контуру средней частя сводя и поро2

Недостаток данного способа заключается в его большой трудоемкости и низкой безопасности, что может привести к травмам рабочих по проходке.

Цель изобретения — повышение безопасности работ за счет формирования несущего свода в породе при взрывания скважин.

Поставленная цель достигается тем, что перед бетонированием опорных частей свода разрабатывают по контуру среднюю часть свода бурением скважин с последующим их заряжанием и взрыванием, зятем бурят скважины в основании пят опорных частей свода, устанавливают в них анкеры,к которым крепят арматуру, а при бетонировании опорных чясте и свода задел ыв ают эл ем е нт ы дл я подвески опалубки срецней части свода.

На фиг. 1 схематически изображены пройденные штольни под боковые части свода и строчки гладкого откол»; Hfl фиг. 2 - зябетонировплны» боковые час.— ти своца и анкеры в основаниях нят и

723152 пройденный межштольиевой целик; иа фиг. 3 — опалубка средней части сводя подвешенная к боковым частям свода; ня фиг. 4 — полностью выг олненная обделкя свода.

Тоннель 1 проходят следующим образом. Проходят боковые штольни 2 поц опорные части свода 3. Разработку штолен ведут известным, например, буровзрывным способом. По мере проход- 10 ки штолен 2 из них, по внешнему контуру средней части свода 4, производят бурение скважин 5 для образования строчек предварительного откопа. Затем производят заряжание скважин 5 и их взрывание. При взрывании строчки предварительного откола происходит некоторое перемещение кровли свода вниз и опирание ее на опорное ядро 6 (при этом система: строчка предварительного отко- 20 ла — опорное ядро сработала аналогично податливой крепи, которая обеспечивает образование несущего породового свода, т. е. обеспечивает использование несущих свойств горного массива).

После взрывания строчек предварительного откола в основании 7 ият 8 свода бурят скважины и устанавливают в них анкеры 9, параметры которых (глубину, диаметр и шаг) определяют

30 расчетом или на основании исследований.

К анкерам 9 приваривают арматуру 10 свода и бетонируют две крайние (онорные) части cBoprl 3. При бетонировании крайних частей в них заделывают закладные ЗБ части 11 для подвешивания опалубки средней части свода 4.

После набора бетоном опорных частей свода 3 необходимой прочности к ним подвешивают опалубку 12 и бетонируют

40 средшою часть свода 4. Затем проходят нижний ярус тоннеля 1.

4 I ÿKèì обрязом, блат одяря применению предложенного способа цостигяется уменьшение многооперяционности работ по проходке тоннеля большого сечения и повышается безопасность работ зя счет формирования несущего свода в породе при взрывании B своде строчки прецварительного откола, т. е. в целом - сокращаются затраты времени и средств на проходку тоннеля.

Формула изобретения

Способ проходки тоннеля большого сечения, включающий проходку боковых штолен под опорные части свода, возведение сводя, опирающегося на опорные части свода,и разработку по контуру средней части свода и породного ядра, отличающийся тем,что,с целью повышения безопасности работ за счет формирования несущего свода в породе при взрывянии скважин, перед бетонированием опорных частей свода разрабатывают по контуру среднюю часть своga бурением скважин с последующим их заряжанием и взрыванием, затем бурят скважины в основании пят опорных частей свода, устанавливают в них анкеры к которым крепят арматуру, а ири бетонировании опорных частей своца заделывают элементы цля подвески опалубки средней части свода.

Источники информации, принятые во внимание при экпертизе

1. Карасев Н. Ф. и цр. Постройка тоннелей. M., Оргэнергострой, 1 958, с. 205-211.

2. Патент Франции N; 2227396, кл. E 01 (л 3/03, опублик. 1974 (прототип) .

7233 52

Составитель B. Теклев

Редактор B. Зарванская Техред Я. Петко Корректор С. Шекмар

Заказ 916/10 Тираж 626 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР

rro делам изобретений и открытий

1 1. 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проекгная, 4

Способ проходки тоннеля большого сечения Способ проходки тоннеля большого сечения Способ проходки тоннеля большого сечения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при монтаже механизированных крепий типа МК-1МКМ, 2МКЭ, МК75 в горно-геологических условиях, ограниченных техническими характеристиками комплектов
Наверх