Устройство для управления шаговым двигателем

 

пг 1 а,,,фх,ь" с ея (Союз Советских

Соцмалистическмх

Республик

< 728205

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ е= (61) Jlîíîëíèòåëüíîå к авт. свнл-ву (22) Заявлено 11.04.77 (21) 2475352/24-07 (5t)M. Кл.

Н 02 P 8/00 с прнсоелнненнем заявки №

Госудерствеииый комитет

СССР (23) Приоритет оо делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 15.04.80. Бюллетень № 14 (53) УДК 621.313.

13. 133(088.8) Дата опубликования описания 17.04.80 (72) Авторы изобретения

В. П. Рубцов, М. С. Зайдин, Ю. Г. Филатов и B. Н. Козырев !

Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро низковольтного аппаратостроения производственного объединения «Мос ;электроаппарат" (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ

ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области автоматизированного электропривода, а именно к системам управления с шаговыми двигателями, и может быть использовано для приводов подач металлообрабатывающих станков с числовым управлением, координатографов и т.д.

Известны устройства для управления шаговым двигателем, содержащие многоканальный коммутатор фаз шагового дви.,гателя и ключевые элементы, обеспечи10 ваюшие регулирование фазного напряжения Pl).

Недостатком указанных устройсть явттяется одинаковая кратность форсирования процессов изменения тока в фазах двигателя во всем диапазоне рабочих частот. В области высоких частот форсирование процессов нарастания и спадания тока в фазах оказывает положительное влияние на свойства шагового привода, увеличивая момент, развиваемый двига-. телем. В области низких частот форсирование процессов изменения тока являет ся вредным и приводит к возникновению значительных коЛебаний скорости при отработке шага, перерегулированию и потере устойчивости движения. Для улучшения качества движения в области низких частот скорость изменения тока при включении и отключении фазы необходимо снижать, что не может быть осуществлено в указанных устройствах.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для управления шаговым двигате лем, содержащее многоканальный коммутатор, каждый канал которого включает в себя основной ключевой элемент, связывающий первую клемму фазы двигателя с общей шиной источника питания постоянного тока низкого и высокого уровней, и вспомогательный ключевой элемент, связывающий шину источника высокого уровня с второй клеммой фазы двигателя, подключенной к одноименной шине источника низкого уровня через разделительный диод t2j, Зто устройствотакже не обеспечивает изменения кратности форсирования при переходе из области низких частот в область высоких, т.е. не позволяет улучшить качество движения в области низких частот при сохранении заданного диапкзона.

Принципиально улучшение качества движения в таком устройстве возможно за счет снижения напряжения питания, однако это приводит к уменьшению диана- 10 зона рабочих частот, и, следовательно, такой путь непригоден.

Целью изобретения является повышение плавности и устойчивости движения двигателя в области низких частот при сохранении рабочего диапазона.

Указанная цель достигается тем, что устройство для управления шаговым двигателем содержит в каждом канале коммутатора дроссель и дополнительные диод N и ключ, например тиристор, соединяющий первую клемму фазы двигателя с шиной источника низкого уровня, подключенной через дроссель к второй клемме фазы двигателя, шунтированной совместно с основным ключевым элементом встречно. направленным дополнительным диодом.

В целях расширения диапкзона плавного движения дроссель снабжен обмоткой подма ничивания a a устройстве установлены вто Зо рой дополнительный ключ и элемент ИЛИ, подключенный входами к входам коммутатора, а выходом — к входу второго дополнительного ключа, связывающего обмотки подмагничивания дросселей, всех каналов и одним из источников питания.

Устройство также содержит йреобразователь частота-аналог, пороговый элемент и третий дополнительный ключ, выход которого подключен к входу первого дополнительного ключа каждого канала, а вход через пороговый элемент — к выходу преобразователя частота-аналог, соединенного входом с вых ом элемента

ИЛИ. 45

Такое выполнение устройства позволяет в области низких частот уменьшить кратность форсирования процессов изменения тока в фазах за счет отключения высокого напряжения, снизить скорость нарастания и спадания тока в области.низких частот за счет увеличения посеянной времени фазы и регулировать постоянную времени фазы в функции частоты, обеспечивая оптимальную, с точки зрения качества движения, форму фазного тока.

На фиг. 1 приведена электрическая схема предлагаемого устройства; на фиг.

728205 . 4

2 показаны временные. диаграммы тока и напряжения ljy на фазе двигателя в области низких частот управления; на фиг. 3 — аналогичные диаграммы в области высоких частот.

Устройство содержит многоканальный коммутатор, каждый канал которого включает в себя основной ключевой элемент 1, фазу 2 двигателя, связанную с источником питания постоянного тока низкого уровня U4 через разделительный диод 3 и рабочую обмотку 4 дросселя, и вспомогательный ключ 5, соединяющий фазу 2 с источником питания высокого уровня Ug. Фаза 2 связана также с об- щей шиной обоих источников Ц и (3 через встречно включенный диод 6, с шиной источника U через диод 7 и с ши ной источника U4 через дополнительный ключ (тиристор) 8. Обмотки подмагничивания 9 дросселей всех каналов подключены к источнику питания низкого уровня

U4 через дополнительный ключ 10. и могут быть соединены между собой последовательно или параллельно.

Управление ключевыми элементами 1 коммутатора осуществляется от распределителя 11 импульсов, выходы которого подключены к входам ключевых элементов 1 непосредственно, а к входам ключевых элементов 5 через узел 12 задания длительности форсирования, выполненный, "например; в виде элемента сравнения 13 и триггера 14. Вход элемента сравнения подключен к резистору

15 обратной связи . Входы направления движения В и Н распределителя 11 через элемент ИЛИ 16 подключены к входам ключа 10, а через элемент ИЛИ 16, преобразователь частота-аналог 17, пороговый элемент 18 и ключ 19 — к входу тиристора 8..Выход ключа 19 подключен также через инвертор 20 к одному их входов элемента И 21, установленного в цепи отпирания ключевого элемента 5.

Устройство работает следующим образом.

При поступлении управляющих импульсов с частотой fy на один из вхо дов (В илиН) распределителя 11 импуль-. сов на его выходах образуется многоканальная последовательность прямоугольных импульсов, обеспечивающих отпирание ключевых элементов 1, коммутирующих в заданной последовательности фазы

2 двигателя и разрешающих работу вспомогательных ключевых элементов 5, +ьи, 5. 7282 осуществляющих форсирование процессов нарастания и спадания тока в фазах 2 двигателя эа счет приложения к ним в переходные моменты времени повышенного напряжения 0,2 (фиг. 3).

Если шаговый двигатель работает

Г в области низких частот, при которых ток 1ф в фазе за время включенного состояния (фиг. 2) успевает достигнуть установившегося значения при низком уровне напряжения питания Ц, то вспомогательные ключи 5 запираются и "высо-кое"напряжение 0 на фазы двигателя не поступает. Граничная частота, до которой ключи 5 заперты, определяется настрой15 кой порогового. элемента 18, напряжение на входе которого, поступающее с преобразователя частота - аналог 17, пропорционально частоте входных импульсов . Импульсы на преобразователь 17

Ч поступают со входов распределителя 11 через элемент ИЛИ 16. Элементы 16, 17, 18, и 19 образуют измеритель частоты (скорости шагового двигателя), 25 который может быть выполнен не только по приведенной структуре, но и любым другим образом.

При у (т. (1 граничная частота диапазона низких частот, определяемая настройкой порогового элемента 18)

30 ключ 19 находится в проводящем состоянии, отпирая тиристоры 8 и через инвертор 20, запирая цепи включения ключевых элементов 5. Такое состояние элементов схемы обеспечивает ее работу с низким

" 35 напряжением U4, вызывающим, как это следует из диаграмм на фиг. 2, замедленное нарастание тока 1ф и спадание его по цепи: фаза 2, тиристор 8, 40 рабочая обмотка 4 дросселя, диод 3, фаза 2.

Однако даже при подаче на фазы 2 шагового двигателя "нйзкого напряжения Ц, величина которого выби

45 рается равной где 3ф- номинальный ток фаэы; %ф активное сопротивление цепи фазы; дЦ— падение напряжения на ключевых элементах и диодах в цепи фазы, ток в области низких частот нарастает слишком быстро, что вызывает нежелательные колебания ротора при отработке каждого шага. Колебания угла и скорости в области нжьких частот, обуоловленные скачкообркьным нарастанием тока, увеличивают дина

05 6 мическую ошибку, ухудшают качество движения, что отрицательно сказывается на работе механизмов, приводимых в движение двигателем, и может вызвать сбои,,в работе самого шагового двигателя (особенно в области частот электромеханического резонанса, когда частота вы ходных импульсов совпадает с частотой собственных колебаний привода). Зля уменьшения колебаний угла и скорости двигателя в области низких частот необходимо еще в большей степени замедлить процесс нарастания и спадания тока в фазах.

В описываемом устройстве это достигает ся введением в цепь фазы 2 дроссел и тиристора 8. Увеличение индуктивности в цепи фазы 2 обеспечивает снижение сжэрости изменения тока 1ф в сравнении с естественным процессом (соответствующие кривые тока 1ф показаны на фиг. 2 пунктиром), имеющим место при отсутствии дополнйтельной индуктивности в цепи фазы.

Фиксированные значения постоянной времени фазы двигателя напряжения 04 обеспечивают оптимальную с точки зрения качества движения форму кривой фазного тока только при одном значении частоты fg . Поскольку двигатель работает при переменной частоте управления, то для сохранения нагрузочной способности и обеспечения требуемого качеств ва движения при изменении частоты,„ необходимо регулировать скорость нарастания и спадания тока в функции частоты.

Это достигается введением в дроссель обмотки подмагничивания 9. Ключ 10 отпирается на время 1; = conSt с частотой 1, обеспечивая изменение среднего напряжения на обмотках подмагничивания

Оср ОА 1у-%1 и, следовательно, тока подмагничивания пропорционально частоте управляющих импульсов. Увеличение тока подмагничивания дросселя с ростом частоты приводит к уменьшению его индуктивности, т.е. обеспечивает увеличение скорости изменения фазного тока двигателя с ростом частоты. Автоматическое изменение параметров фазы двигателя в функции частоты позволяет сохранить оптимальную форму кривой тока во всем диапазоне низких частот.

При увеличении частоты выше граничной, т.е. при Х.. - У -, пороговый элемент

18 закрывается и снимается управляющий сигнал с тиристоров 8. Одновременно сцимается сигнал запрета с элемента

7 728205

И 21, что обеспечивает периодическое включение ключевого элемента 5 и подач на фьэы 2 напряжения в соответствии с диаграммой на фиг. 3. Снятие сигнала .управления с тиристоров 8 обеспечивает их автоматическое запирание встречно приложенным напряжением 0. без введения дополнительных коммутирующих элементов.

Перестройк-> структуры схемы при j>) . приводит к тому, что при отпирании ключевого элемента 1 по цепи: элемент И21 и триггер 14, отпирается ключевой эле.— мент 5, обеспечивая подачу на фазу 2

«высокого" напряжения О (фиг. 3). Под действием этого напряжения происходит ускоренный (форсированный) процесс нарастания тока 1ф до значения, определен- ного порогом срабатывания элемента сравнения 13. Сигнал обратной связи по току снимается с резистора 15. При срабатывании элемента сравнения триггер 14 отключает ключевой. элемент 5.

Поскольку в момент коммутации ключевого элемента 5 ток в рабочей обмотке 4 дросселя не равен току в фазе

2 двигателя, в схеме предусмотрен диод 6, обеспечивающий прохождение тока" в фазе

2 до момента нарастания тока в обмотке

4 дросселя.

Запирание ключевого элемента 1 в конце такта коммутации (фиг. 3) обеспечивает форсированное спадание тока 1 ь по цепи: фаза 2, диод 7, встречно. включенный источник U, диод 6, фаза 2.

При этом энергия, накопленная электромагнитным полем фазы 2, рекуперируется в источник U .

Таким образом, устройство, выполненное согласно изобретению, обеспечивает

4О улучшение качества. движения двигателя в области низких частот при сохранении динамических характеристик и диапазона рабочих частот привода.

45 .

Автоматическая перестройка структуры устройства обеспечивает оптимальные, с точки зрения качества движения и нагрузочных свойств, условия функциощ рования шагового привода.

Формула изобретения М

1. Устройство для управления шаговым двигателем, содержащее мйогоканальный коммутатор, каждый канал которого включает в себя основной ключевой эльмент, связывающий первую клемму фазы двигателя с общей шиной источников питания постоянного тока низкого и высокого уровней, и вспомогательный ключевой элемент, связывающий шину источника высокого уровня с второй клеммой фазы двигателя, подключенной к одноименной шине источника низкого уровня через разделительный диод, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения плавности и устойчивости движения двигателя в области низких частот, в каждом канале установлены дроссель, дополнительные диод и ключ, например тиристор, соединяющий первую клемму фазы двигателя с шиной источника низкого уровня, подключенной через дроссель к второй клемме фазы двигателя, шунтированной совместно с основным ключевым

Ф элементом встречно направленным дополнительным диодом.

2. Устройство по н. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью рас ширения диапазона плавного движения, дроссель снабжен обмоткой подмагничивания и установлены второй дополнительный ключ и элемент ИЛИ, подключенный входами к входам коммутатора, а выходом - к входу второго дополнительного ключа, связывающего обмотки подмагничивания дросселей всех каналов с одним из источников питания.

3. Устройство по и. 2, о т л и— ч а ю щ е -е с я тем, что оно содержит преобразователь частота-аналог, пороговый элемент и третий дополнительный ключ,.выход которого подключен к входу первого дополнительного ключа каждого канала, а вход через пороговый элемент» й. выходу преобразователя частота-ана- лог, соединенного входом с выходом элемента ИЛИ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями. Под ред. М.Г. Чиликина.

М.„1971, с. 237-244, 2. Патент США N. 3757193, кл. 318-696, 1973.

Ф г z

Составитель 3. Горник Редактор Т. Юрчикова ТехредИ. Асталош КорректорЕ Па и

Заказ 1149/51 Тираж 783 Подлисное

LlHHH11H Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор
Наверх