Устройство для управления шаговым двигателем

 

(О rI И С А" -И-"И -Ж „„736332

Союз Советскмв

Соцмапмстмческмк

Республик

ИЗОбРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт.свил-ву— (22)»«- «о 29.10.76 (21)2415701/24-07 (5) ) М. Кл.

Н 02 P 8/00 с присоеаииеиием заявки ¹â€”

fee àðñòââèíûé комитет (23) Приоритет ао левает извбретеиий и втврытий (53) УДК 621.313. . 13=133:62-83(088 8) Опубликовано 25.05,80. Ьвллетекь № 19

Дата опубликования описании 28.05.80 (72) Авторы изобретеиия

В. П. Рубцов, М. С. Зайдин, В. Н. Козырев и Ю. Г. Филатов

Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро низковольтного аппаратостроения производственного обьединения Мосэлектроаппарат" (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ

ЙВИГАТЕЛ ЕМ!

Изобретение относится к области автсвтатизированного электропривода и ма. жет быть использовано дат управления шаговым двигателем, например, в металлорежуших станках с программным управлением, координатографах и т. д.

Известно устройство для управления шаговым двигателем, содержашее ктммутатор фаэ шагового двигателя и регулятор напряжения на фазах (11 .

Недостатком известных устройств является неизменность напряжения: (тока) на фазах шагового двигателя в перекодиых (при изменении частоты управления) и установившихся режимах, что ухудшает .. использование шагового двигателя, снижает быстродействие и КПЙ привода.

Известно также устройство для управ-. ления шаговым двигателем, содержашее коммутатор фаэ шагового двигателя и регулятор напряжения, абеспечиваклпее иэменение тока в фазах двигателя в функции частоты P3 . Оно является наиболее

2 близким к предлагаемому по технической сушност и.

Однако и в этом устройстве ток в фазах двигателя сохраняется неизменным как в переходных, так и в установившихся режимах работы, что снтпкает быстродействие привода и ухудшает его КП0.

Белью изобретения является повышение быстродействия и КПД шагового привода.

Это достигается тем, что предложенное устройство дпя управления шаговым двигателем, содержит фильтр, дифференцируюший элемент и ключ, подключенный своим выходом к входу регулятора напряжения, и управпяюшим входом — к выходу дтврференцируюшего элемента, соединенного своим входом с входом коммутатора через фильтр.

Такое выполнение предлагаемого устройства обеспечивает выделение сигнала, соответствующего переходному режиму (увелнчение или уменыпение частоты управления) и переключение (увепичение) уставки тока (ипн напряжения) - регулято7363М

4 а- пуске, торможении или переходе с одной частоты нв другую, напряжение на выходе фильтра Ьф изменяется (увеличивается при нарастании t è уменынается при спадании 1„) и на выходе дифферения цирующего элемента появляется сигнал

Од (фиг. 2). Г(ифференцирующий элемент содержит детектор, в результате чего полярность сиГнала 00 не зависит от знама 10 кв пРоизвоДной -о- . Сигнал Od нв выdU

З ходе дифференцирующего элемента 9 п реводит ключ 8 в проводящее состояние, ен что приводит к подаче на вход стабилизатора тока Д„уставки (Up на фиг. 2). з ра напряжении, что увеличивает ток в ф зах двигателя и, соответственно, рвзви .ваемый им момент. По окончании переходного процесса сигнал нв выходе дифференцирующего элемента уменьш вется до нуля и нв входе регулятора напряжен устанавливается задание тока, соответс вующее установившемуся режиму работы (меныпее, чем в переходных режимах).

На фиг. 1 приведена структурная схе устройства применительно к четырехфа ному двигателю; на фиг. 2 — временные диаграммы сигналов на отдельных элем тах.

Устройство содержит распределитель 15 клпульсов 1, преобразующий последовательность управляющих импульсов (унитарный код), следующих частотой Г в многсфазную систему прямоугольных нацряжений, и многоканальный усилитель мощ20 ности 2, коммутирующий фазы шагового двигателя 3 в последовательности, заданной распределителем l, Распределитель импульсов 1 и усилитель мощности 2 сбрвзуют коммутатор 4 обмоток шагового

25 двигателя.

Регулирование напряжения. на фазах ша.— гового двигателя 3 сбеспечивается в общем случае многоканальным регулятором

30 напряжения 5 (возможен и одноканальный регулятор напряже:-;,я - один для всех фаз двигателя). Поддержание заданного значения тока обеспечивается введением в схему датчика тока 6 (в общем случае многоканального) и усилителя обратной

35 связи 7, образующих цепь отрицательной обратной связи IIG току.

Изменение уставки тока 3, соответФ ствующий установившемуся режиму работы на уставку тоха 3„, соответствую40 щую переходному процессу обеснеч:ивается ключом 8, управляющий вход кото нто соединен с выходом дифференцирующего элемента 9. Последний через фильтр 10

45 и элемент ИЛИ 11 соединен с входами

В и Н коммутатора 4. соответствующими условному направлению вращении двигателя

"Вперед и Назад .

Устройство работает следующим обра50

8 режиме стоянки или установившегося вращения частотой -f со М на вход стабилизатора тока, образованного регу лятором напряжения 5 и элементами об55 ратной связи -по току 6 и 7, подаетси сигнал Л„, соответствующий установившемуся режиму работы (фиг. 2). При изменении частоты, что имеет место при

На фиг. 2 показаны временные диаграммы фазовых токов Зф,, Лр, Зф5 и 3ф< применительно к четырехфазному шаговому двигателю. Увеличение (форсирование) тока в фазах двигателя обеспечивается независимо от состояния коммутируемых фаз в любой момент такта коммутации и направления вращения. Инвариантность работы схемы относительно нанрввления вращения обеспечивается элемент вми ИЛИ, сигнал на выходе которых образуется квк при поступлении импульсов управле» ния, по входу В (условное направление вращения вперед), так и но входу

Н (вращение назад).

Выбор постоянной времени фильтра, равной постоянной времени привода с) 0

М где М вЂ” момент шагового двигателя.

Д вЂ” момент инерции рсгора шагового двигателя и нагрузки„обеспечивает оптимальные по быстродейс . ню условия лрсл еквния переходных процессов.

Зна ение тока 3 выбирают исходя из момента нагрузки, в 3g — кз условия насыщен;ьч магнитной .:истемы шагового двигатеы, допустимого nîêà коммутирующих элементов регулвтора напряжения 5 и усилителя мощности 2 или по услов>им нагрева двигателя для предполагаемого режима работы

При импульсном формировании в функции времени или тока ключ 8 изменяет щительность импульса форсирования. Оппако при этом динамические свойства привода будут хуже, нежели при стабилизации тока, поскольку регулирование тока (посредствам изменения длительности импульсов форсирования ) происходит дискретно тсиъко при поступлении импульсов управ ленж. МЗ

Может быть сохранено также регулирование фазного тока в функции частоты.

Регулирование тока в функции частоты в этом случае, не оказывая влияния на динамические показатели привода, позволяет повысить KllQ и улучшить качество движения в области низких частот.

Таким образом обеспечивается протекание переходных процессов при полном использовании шагового двигателя по 1О моменту, а также снижение нагрева двигателя, повышение .КПД привода и улучшение качества движения (уменьшение колебаний скорости) в установившихся режимах, т. е. улучшаются эксплуатационные показатели.

Формула изобретения

Устройство для управления шаговым двигателем, содержащее коммутатор фаз

М

6 шагового двигателя и. регулятор напря» женки на его фазах, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и КПД, оно содержит фильтр, дифференцирующий элемент и ключ

3 подключенный своим выходом к входу регулятора напряжения, а управляющим входом — к выходу дифференцирующего элемента, соединенного своим входом с входом коммутатора через фильтр.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дискретный электропривод с шагс выми двигателями. Под сбщ. ред. Чили»кина М.Г. M., Энерго, 1971, с. 241244.

2. Авторское свидетельство СССР

No 446938 кл. Н 02 P 7/62, 1972.

736332, Составитель, 3. Горник

Редактор Е. Кравдова Техред H. Бабурка Корректор Q. Пожо

Заказ 2444/46 Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иза5ретений и открытий

118085, Москва, Ж-35, Рауяская наб., д, 4i5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор
Наверх