Устройство для стопорения резьбового соединения

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублии

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

734442 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02. 11.77 (2l ) 2539884/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано15.05.80. Бюллетень РЙ18 (51)М. Кл.

F 16 В 39/00

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 .882(088.8) Дата опубликования описания 17.05.80 (72) Автор изобретения

B.. А. Шебанов (71 ) заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО

СОЕДИНЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к резьбовым соединениям с помощью винтов и шпилек, установленных в глухих отверстиях.Известно устройство для предотвра5 щения самоотвинчивания шпильки, содержащее шарик, который помещен в резьбовое гнездо (11.

Нижняя часть шпильки, имеющая на торце центральную выточку, после посадки на шарик несколько раздается и шпилька фиксируется в гнезде. Недостатком такого устройства является сложность конструкции. Кроме того, оно непригодно для винтовых соединений, так как практи- т чески невозможно обеспечить одновременное сжатие шарика и соединяемых деталей требуемым усилием.

Известно также устройство для стопорения резьбового соединения, содержащее детали, соединенные резьбовым элементом; и упругий стопорный элемент, например упругую шайбу, установленную в глухом отверстии с возможностью взатмодействия с торцом резьбового эле,мента (2 .

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является потеря стопоряших свойств при вибрациях за счет возможного проскальзывания шайбы относительно торца резьбового элемента.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения резьбового соединения в условиях вибрационных нагрузок.

Цель достигается тем, что торец резьбового элемента изготовлен с радиальными зубцами, а упругий элемент выполнен в виде конической пружины прямоугольного сечения и навитой в направлении завинчивания резьбового элемента, причем ее наружный поперечный размер равен диаметру отверстия.

Пружина не препятствует завинчиванию винта, но при повороте в противоположном направлении пружина раскручивается и самотормозится, прижимаясь

734442 к стенкам отверстия, а ее заостренный конец, зацепляясь с зубцами на торце винта, предотвращает развинчивание соединения.

На фиг. 1 изображено соединение до сжатия пружины резьбовым элементом например винтом, разрез; на фиг. 2— сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3— соединение после затяжки винта.

Устройство содержит коническую (телескопическую) пружину 1 прямоугольного сечения, установленную в глухом резьбовом отверстии детали 2. Наружный поперечный размер пружины в свободном состоянии равен диаметру отверстия, а направление навивки совпадает с направлением завинчивания винта 3. Конец 4 наибольшего витка пружины заострен в сторону завинчивания и упирается в торец винта, на котором насечкой или выдавливанием выполнены радиальные зубцы 5. При затянутом винте, когда

его головка упирается в присоединяемую деталь 6, расстояние от торца стержня винта до дна отверстия больше высоты пружины 1 в предельном сжатом coc— тоянии.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

В глухое резьбовое отверстие в детали 2 закладывают телескопическую пружину 1 узким концом вперед. Затем устанавливают деталь 6 и завинчивают винт 3, который проталкивает пружину до упора в дно отверстия. и сжимает ее.

Так как винт вращается в направлении навивки пружины, она не заклинивает и не оказывает значительного сопротивления завинчиванию. При этом заостренный конец 4 пружины .проскальзывает по зубцам 5. Когда головка винта упирается в деталь 6, остается еще запас хода пружины, благодаря чему не создается препятствий затяжке соединения.: При повороте винта в обратном направлении пружина упирается заострением 4 в зубцы 5, раскручивается и, прижимаясь к стенкам отверстия, самотормозится и препятствует дальнейшему вращению винта. Сцепление пружины с винтом сохраняется и при вибрации, так как ее заостренный конец удерживается во впадине между зубцами винта за счет сил упругости.

Для отвинчивация винта нужно преодо— леть определенное у< илие, ItpH котором конец пружины выскакивает из впадины между зубцами. Величина этого усилия зависит от характеристики пружинь, уг.— ла заострения ее конца, формы зубцов, твердости, и шероховатости взаимодействующих поверхностей. Эти параметры подбираются экспериментально в зависимости от условий эксплуатации соединения и предъявленных к нему требований.

Предлагаемое устройство применимо для винтовых соединений различного назначения и не требует изменения их конструкции. В большинстве случаев обычная глубина сверления под резьбу для винтов и шпилек является достаточной для размещения стопорящей пружины, стоимость которой при массовом производстве близка к стоимости пружинных шайб.

Использование принципа самоторможе25 ния, а также хорошая зашишеннос1ь от внешних воздействий обусловливают повышенную надежность предлагаемого устройства.

Формула изобретения

Устройство для стопорения резьбового соединения, содержащее соединяемые резьбовым элементом детали, упругии стопорный элемент, установленный в основании глухого отверстия одной из соединяемых деталей и взаимодействующий с торцом резьбового элемента, о т—

40 л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности стопорения в условиях вибрационных нагрузок, торец резьбового элемента изготовлен с радиальными зубцами, а упругий элемент

45 выполнен в виде конической пружины прямоугольного сечения и навитой в направлении завинчивания резьбового элемента, причем ее наружный поиеречный размер равен диаметру отверстия..

Источники информации, 50 принятые во внимание при экспертизе

l. Батурин А. Т. и др. Детали машин, "Машиностроение", 1969, с. 94.

2. Патент Франции М 704832, кл. 47а 11, 1930.

Устройство для стопорения резьбового соединения Устройство для стопорения резьбового соединения Устройство для стопорения резьбового соединения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций

Болт // 2116527
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях вибрационных нагружений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении различного типа оборудования

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Гайка // 2144148
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Гайка // 2145006
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций
Наверх