Способ и система определения координат самолетов в зоне аэродрома

 

иатьитно- i е .. бмбллсг1 е:,ы 1."г: А

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

<»735192

Союз Советскик

Социалистическик

Реслублик

К ПАТЕНТУ (5l) М. Кл е (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 04.05.76 (21) 2110631/2355952/40-23

G 01 $9/56 (23) Приоритет 19.02.75 (31) 7405808, 7405809, 7405810, 7405811, 7405812 (321 20.02 74 (ЗЗ) Франция

Опубликовано 15.05.80. Бюллетень ¹ 18

Дата опубликования описания 25.05.80

Государственный комитет

СССР ао делам нзебретеннй н открытий (53) УДК 629.7. .058.66 (088.8) - 4 - :* -...":"."".х:-ж-.:.—.л-., Иностранец

Жак Дорей (Франция) (72) Автор изобретения

Иностранная фирма

«Оффис Насьональ д Этюд э де Решерш Аэроспасьяль» (Франция) (71) Заявитель (54) СПОСОБ И СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ

САМОЛЕТА В ЗОНЕ АЭРОДРОМА

Изобретение относится к области ближней радионавигации самолетов, а именно к способам и системам определения полярных коорди нат самолета с помощью сигналов, переизлучаемых самолетным ответчиком и принимаемых вращающимся аэродромным антенным устройством.

Известны радиолокационная система контроля положения движущихся объектов, содержащая передатчик зондирующих сигналов и способ определения координат путем излучения сигналов, ретрансляции их ответчиком на подвижном объекте, приема излучаемых подвижным объектом сигналов приемным устройством, состоящим из двух ан тенн, с последующим преобразованием принятых сигналов и отображением полученной информации о координатах подвижного объекта (1).

Недостаток такой системы — сложность приемного антенного устройства и значительная площадь, им занимаемая.

Ближайшим техническим решением к предлагаемому изобр тению является устройство приема и обработки сигналов, излучаемых подвижным объектом, содержащее синхронно вращаемые разнесенные от- носительно оси вращения по диаметру две антенны, подключенные к входу преобразователя, выход которого через интегратор подключен к индикатору полярных координат, реализующее способ, заключающийся в приеме излучаемых источником сигналов аэродромным синхронно вращаемым антенным устройством с последующим их преобразованием, интегрированием и отображением полярных координат (2).

Однако такая система и такой способ не позволяют одновременно определить азимут и угол.

Цель изобретения — повышение точнос1 ти одновременного определения полярных координат самолета относительно аэродром15 ного антенного устройства.

Цель достигается тем, что по предлагаемому способу преобразование осуществляют путем смешения сигналов каждой из антенн с сигналом соответствующего гетеродина, выделения их разностной частоты, сов2р местного квадратичного детектирования преобразованных сигналов обеих антенн, фильтрации результирующего сигнала, перемножения с сигналом разности частот гетеродинов, выделения нижних частот, двойной

735192

1$

2f

3

t модуляции по фазе, аналогичной фазам принятых сигналов, с одновременной двумерной корреляцией.

На фиг. 1 приведена общая схема системы; на фиг. 2 — аэродромная приемная антенна; на фиг. 3 — блок-схема аэродромного приемного устройства; на фиг. 4 — диаграмма радиоимпульсов обмена.

Аэродром оборудован передатчиком 1 (фиг. 1), антенна 2 которого излучает высокочастотную энергию. Самолет 3, находящийся в зоне аэродрома, имеет приемопередатчик 4, который в ответ на сигнал запроса аэродрома, принимаемый антенной 5 самолета, посылает при помощи антенны 6 высокочастотные ответные импульсы, принимаемые на аэрОдроме антенной 7, подключенной к входу приемника 8.

Каждый приближающийся к аэродрому самолет оборудован приемопередатчиком, и несущие частоты импульса ответа этих различных самолетов близки между собой.

На аэродроме установлено также антенное устройство 9 (фиг. 2), которое содержит держатель 10, закрепленный на валу 11, который приводится в равномерное вращение двигателем 12. На одном конце держателя 10 установлена первая антенна 13, а на противоположном конце — вторая антенна 14. Антенны 13 и 14 обеспечивают прием сигнала в заданном угловом секторе.

Сигналы, принимаемые антеннами 13 и

14, подаются соответственно на предварительные усилители 15 и 16 (фиг. 3). Каждый из усилителей своим выходом подключен к своему смесителю, соответственно 17 и 18.

Второй вход смесителя 17 подсоединен к гетеродину 19, генерирующему частоту со1 и имеющему фазу р относительно начала отсчета. Второй вход смесителя 18 под- щающейся части антенного устройства 9 с остальной схемой, размещенной на невращающейся части наземного комплекта антенны.

Кроме того, выходы гетеродинов 19 и 20 подключены к смесителю 28, выход которого связан с узкополосным фильтром 29, настроенным на частоту 4) <. Фильтр 29 через подвижное соединение 30, которое связано с вращающимся валом 11, соединен со вторым входом нелинейного элемента 27.

Сигналы S(t) с выхода фильтра 25 и

r(t) с выхода фильтра 29 в нелинейном элементе 27 перемножаются. Его выход подключен к фильтру 31 нижних частот, исключающему гармонику 2 63 . Сигнал с выхода фильтра через стробирующее устройство 32 и усилитель 33 с автоматическим регулятором коэффициента усиления поступает на электролюминесцентный диод 34, создающий силу света, пропорцИональную величине сигнала.

Электролюминесцентный диод 34 установлен в фокусе линзы 35, которая создает пучок параллельных лучей, направленный на диск 36, закрепленный на валу 11 вращения антенного устройства 9. Диск выполнен с переменной прозрачностью по направлению, указанному стрелкой Х, и с постоянной прозрачностью по перпендикулярному направлению, указанному стрелкой Y.

Закон прозрачности диска 36 обеспечивает необходимую световую энергию в некоторой точке пространства за диском, имеющей полярные координаты р и гб.

Свет пучка, образующегося в результате прохождения его через диск 36, направляется оптическим устройством 37 на интегрирующий датчик, например видикон 38.

Видикон связан с визуалИзирующим устройством типа электронного индикатора 39 с экраном 40. соедйнен к гетеродину 20, генерирующему частоту 6) z. и имеющему фазу <р относительно начала отсчета. Сигналы, снимаемые со смесителей 17 и 18, проходят через полосовые фильтры 21 и 22, настроенные на разностную частоту, соответственно ы — ы и сд — ю Выходы фильтров 21 и 22 подключены совместно к одному входу усилителя

23 промежуточной частоты. Далее усиленные сигналы, через квадратичный элемент, например диод 24, который осуществляет их перемножение, фильтр 25, настроенный на частоту со 1 — соа = >, и полоса пропускания которого достаточно широка для перекрытия максимального отклонения фазы фазовой модуляции, создаваемой антеннами 13 и 14, а также амплитудного спектра, возникающего в силу импульсного характера принимаемых сигналов, подвижное соеди нен ие 26, вра щающееся вместе с валом 11, подают к одному из входов нелинейного элемента 27.

:.Подвижное соединение обеспечивает связь части системы, смонтированной на вра40

$0

Изменение прозрачности диска вызывает коррелюцию изменений потока только в точке с полярными координатамир, e = 8 и в точке с полярными координатами р, 7f =

= 8 + л, тогда как ни в какой другой точке это не имеет места.

Для устранения неоднозначности электрические длины «плеч» антенн антенного устройства 9 отличаются одна от другой на величину, обеспечивающую рассогласование по фазе между проходящими по ним сигналам.

Диск 36 устанавливают на валу 11 таким образом, чтобы направление «параллельных штрихов» было перпендикулярно направлению вращающегося держателя антенного устройства, когда держатель установлен по направлению географического севера (фиг. 2) .

Предлагаемое устройство позволяет визуализировать на экране 40 самолеты, излучение которых принимается устройством с вращающимися ненаправленными антеннами 13 и 14, 735192

Устройство позволяет также осуществлять выбор среди этих самолетов.

На стробирующее устройство 32 подаются сигналы с тактового устройства 41, которое управляет импульсами, подаваемыми передатчиком 1 в антенну 2. Эти импульсы запроса изображены на фиг. 4 а.

Импульсы ответа, принимаемые аэродромным приемником с самолета I, изображены жирными линиями, а с более удаленного самолета II — двойными тонкими линиями (фиг. 4б). Прбмежуток между импульсами запроса и ответа соответствует времени полного хода радиолуча плюс систематическое запаздывание, вносимое самим бортовым оборудованием. Когда стробирующее устройство 32 открыто в течение времени, изображенного на фиг. 4в в виде сплошных строб-импульсов, середина которых смещена на время относительно импульса запроса, обрабатываются только те сигналы, которые приходят с самолета I, при этом период повторения строб-импульсов равен периоду повторения импульсов запроса.

Если, как показано пунктиром, стробирующее устройство 32 отпирается на промежуток времени с серединой на т, то принимаются еигналы, поступающие с самолета П, а импульсы с самолета 1 исключаются.

Таким образом, аэродром может брать на себя задачу управления движением одного или нескольких самолетов, значение отдаленности которых от аэродрома заключено между двумя заданными величинами.

Оставляя стробирующее устройство постоянно открытым, на экране 40 получают изображение всех самолетов, находящихся вблизи аэродрома на расстояниях, соответствующих дальности действия радиосвязи, и в некоторых случаях — в определенном угловом секторе.

Устройство позволяет определить для каждого самолета его азимут 6 и угол места к . Эти данные передаются с аэродрома. на соответствующий самолет при помощи системы передачи данных.

Формула изобретения

1. Способ определения координат самолета в зоне аэродрома путем излучения зондирующих сигналов, ретрансляции их самолетным ответчиком, приема указанных сигналов аэродромным синхронно вращаемым антенным устройством с последующим их преобразованием, интегрированием и отобра6 жением полярных координат, отличающийся тем, что, с целью повышения точностй одновременного определения полярных координат самолета относительно аэродромного антенного устройства, преобразование осуществляют путем смешения сигналов каждой из антенн с сигналом соответствующего гетеродина, выделения их разностной частоты, совместного квадратичного детектирования преобразованных сигналов обеих антенн, фильтрации результирующего сигнала, перемножения с сигналом разности частот гетеродинов, выделения нижних частот, двойной модуляции по фазе, аналогичной фазам принятых сигналов, с одновременной двумерной корреляцией. . 2. Система определения координат самоИ лета в зоне аэродрома, содержащая аэродромный приемопередатчик, бортовой ответчик и аэродромное приемное антенное устройство, содержащее синхронно вращаемые разнесенные относительно оси вращения по диаметру две антенны, подключенные к входу преобразователя, выход которого через интегратор подключен к индикатору полярных координат, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности одновременного определения полярных координат

2$ самолета относительно аэродромного антенного устройства, преобразователь выполнен в виде двух смесителей, один вход каждого из которых подключен к своей антенне, второй вход — к своему гетеродину, а выходы— .через фильтры разностных частот к общему квадратичному детектору, выход которого через полосовой фильтр подключен к первому входу нелинейного элемента, второй вход которого через узкополосный фильтр связан с выходом смесителя частот гетеродинов, а выход через последовательно соединенные фильтр нижних частот, стробирующее устройство, усилитель с автоматической регулировкой коэффициента усиления подключен к излучателю оптического модулятора, состоящего из закрепленного на валу вращения

4 аэродромного приемного антенного устройства диска с прозрачностью, изменяемой по .синусоидальному закону перпендикулярно одному направлению, выход которого оптически связан с интегратором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3531801, кл. 343-15, опублик. 29.09.70.

2, Астафьев Г. П. и др. Радиотехнические средства навигации летательных аппаратов.

>6 . «Советское радио», 1962, гл. 9 (прототип).

735192

Составитель А. Цофин

Редактор Л. Батанова Техред К. Шуфрич Корректор Г. Решетник

Заказ 2173/59 Тираж 649 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откритий

113035, Москва, )K — 35, Рву шская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ и система определения координат самолетов в зоне аэродрома Способ и система определения координат самолетов в зоне аэродрома Способ и система определения координат самолетов в зоне аэродрома Способ и система определения координат самолетов в зоне аэродрома Способ и система определения координат самолетов в зоне аэродрома 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигационным системам и элементам

Изобретение относится к спутниковым технологиям определения местоположения, в частности к способу кинематического определения местоположения в реальном времени со стационарным или подвижным опорным приемником

Изобретение относится к области глобальной спутниковой навигации, а именно к проблеме использования навигационных спутниковых радиосигналов для надежной навигации гражданской авиации

Изобретение относится к способу управления дополнительными фильтрами в навигационной системе

Изобретение относится к радионавигации, а именно к способам приема радионавигационного сигнала

Изобретение относится к системам определения положения, в частности к определению местоположения мобильных приемников

Изобретение относится к системам спутникового позиционирования

Изобретение относится к области радионавигации и может быть использовано для координатной привязки объектов с сантиметровой точностью, для определения угловой ориентации объектов, а также для синхронизации измерительных комплексов с использованием сигналов спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS и ГЛОНАСС

Изобретение относится к области радионавигации и может быть использовано для координатной привязки объектов с сантиметровой точностью, для определения угловой ориентации объектов, а также для синхронизации измерительных комплексов с использованием сигналов спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS и ГЛОНАСС

Изобретение относится к навигации, а именно к спутниковым способам навигации, и может быть использовано для определения положения объекта
Наверх