Устройство для защиты генератора переменного тока двухканальной системы электроснабжения самолета от коротких замыканий в распределительной сети
.Союз Советских
Социвлистических
Республик
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Н 02 Н 3/28 Государственный комитет оо делам изобретений н открытий Опубликовано 25.05.80. Бюллетень .% 19 1 (53) УДК621.316. .925(088.8) Дата опубликования описания 28.05.80 Г. А. Сакулин, B. B. Иващенко, Б. С. Писанников и B. С. Хенкин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАШИТЫ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДВУХКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА ОТ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙ B РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ Изобретение относится к области электротехники, в частности к самолетным системам электроснабжения с одним генератором. Известны системы электроснабжения, в которых распределительная сеть разбита, на несколько каналов, причем в таких системах для защитвт как фидера генератора, так и отдельных участков распределительной сети может применяться дифференциальная продольнотоковая защита от коротких замыканий 113 и )2). Однако в подобных системах дифференциальная защита не срабатывает в случае короткого замыкания вне зоны защиты, в ! 5 частности на распределительной шине, поэтому отключение поврежденной шины осуществляется другими видами защит, например защитой по снижению напряжения или аппаратами максимальнотоковой защиты (3) . Однако трудность обеспечения селек тивного отключения поврежденного участка, увеличение времени срабатывания эа щиты и повышенная вероятность ложных срабатываний приводит к снижению надеж ности устройства защиты. Прототипом к данному изобретению является устройство для защиты трехфазных генераторов многоканальной системы электропитания от коротких замыканий (4). Однако укаэанное устройство в двухканальной системе при работе одного гене» ратора не обеспечивает селективное отключение аварийного канала и сохранении работоспособности другого канала. Цель изобретения - повышение надеж-. ности и быстродействия защиты. Это достигается тем, что устройство для защиты генератора переменного тока двухканальной системы электроснабжения самолета от коротких замыканий в распределительной сети, содержащее блок защиты генератора от коротких замыканий, трансформаторы тока генератора и каналов, выходы которых соединены со входами блоков дифференциальной продольнотоковой защиты своего канала, первые 73625 выходы которых соединены с управляющими ВхОдами кОммутатОрОВ, силоВые входы коммутаторов подключены к генерагору, a выходы — через окно трансформатора тока другого канала к шине питания потребителей своего канала, снабжено элементом И„выход которого соединен со входом блока защи1ы генератора От кОрОтких замыканий, Входы - сО ВТОрыми выходами блоков дифференциальной 1О продольнотоковой защиты каналов. При этом фидеры потребителей каждого канала и силовой провод, соединяющий шину другого канала с выходом коммутатора, проложены через окно трансформатора тока это- 15 г о канала согласно. На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства. Оно содержит генератор 1 переменного тока с трансформатором 2 тока и бло- 2î ком 3 за.циты от коротких замыканий, блоки 4 и 5 дифференциальной продольнотоковой защиты, трансформатором 6 и 7 тока каналов, коммутаторы 8 и 9, шины 10 и 11. питания нагрузок, элемент 12 25 И, фидеры 1 3 и 14 потребителей, фидер 15 генератора и силовые провода 16 и 17, питающие соответственно шины 10 11, При отсутствии аварийных режимов устройство обеспечивает бесперебойное снабжение электроэнергией всех потребителей, при этом подключение мощнык нагрузок, в частности индуктивнык, к одной из шин, например к шине 10 не приводит к ложному..:.-.рабатыванию защиты, так как токи, протекающие через окна трансформаторов 2, 6 и 7 тока, возрастают одновременно на одну и ту же величину; в трансформаторе 2 — из а увеличения тока нагрузки генератора 1, в трансформаторе 6 — из за увеличения тока нагрузки в фидере 13 подключаемого потребителя, а в трансформаторе 7 — вследствие возрастания тока в силовом проводе 16, питаю-45 щем шину 10. Не происходит ложного срабатывания и при коротком замыкании в цепи какого — либо потребителя, так как и в этом случае токи во всех трансформаторах тока возрастают, т. е. обеспечивается требование отключения поврежденного потребителя защитой этого потребителя. В случае короткого замыкания на одной иэ шин, например шине 10, возраста. 55 ют токи, текущие через окна трансформаторов 2 и 7, а ток, протекающий через Окно трансформа1 ора 6, становится рав4 4 ным нулю. При этом HQ выходе блока 4 дифференциальной защиты появляется сиг нал, что приводит к срабатыванию коммутатора 8 и отключению поврежденной шины 10 or фидера 15 генератора. При коротком замыкании на фидере 15 генератора 1 одновременно появляются сигналы на выходах блоков 4 и 5 дифференциальной защиты, что приводит к появлению сигнала на выходе элемента И. Этот сигнал поступает в блок 3 защиты генератора or коротких замыканий, который вырабатывает си| нал на развозбуждение генератора 1. Кроме того, поскольку по сигналам от блоков 4 и 5 дифференциальной защиты происходит отключение шин 10 и 11 от поврежденного участка с помощью коммутаторов 8 и 9, ro сигнал с выхода элемента И используют для подключения шин нагрузок к резервному источнику переменного тока. Таким образом, введение элемента И и построение устройства для защиты генератора, при котором провода потребителей, питающихся от шины канала., и силовой провод, соединяю.ций шину другого канала с фидером генератора, проложены через окно одного и того же трансформатора тока согласно, позволяет производить быстрое и надежное отключение поврежденного участка как при коротком замыкании на распределительнык шинах, так и на фидере генератора. Формула изобретения Устройство для защиты генератора переменного тока двухканальной системы электроснабжения самолета от короткик замыканий в распределительной сети, содержащее блок защиты генератора от коротких замыканий, трансформаторы тока генератора и каналов, выходы которых соединены со входами блоков дифференциальной родольнотоковой защиты своего канала, первые выходы которых соединены с управляющими входами коммутаторов, силовые входы коммутаторов подключены к генератору, а выходы — через окно трансформатора тока другого канала к шине питания потребителей своего канала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия защиты, оно снабжено элементом И, выход которого соединен сА входом блока защиты генератора от К нагруэке и ПНИИПИ Заказ 2442/44 Тираж 783 Подписное Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 5 736 коротких замыканий, входы — со вторыми выходами блоков дифференциальной продольнотоковой защиты каналов, при этом фидеры потребителей каждого канала и силовой провод, соединяющий шину другого канала с выходом коммутатора, проложены через окно трансформатора тока этого канала согласно. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Власов Т. 11. Проектирование систем электроснабжения летательных аппаратов, "Машиностроение", 1967. 254 б 2. Коробан Н, Т. и цр., Электроснабжение летательных аппаратов, Машиностроение, 1975. 3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации генератора СГК-30/1,5 с регулятором напряжения РНУ-204К и коробкой защиты и управления КЗУ-30/1,5 разработки предприятия и/я М-5374 4. Авторское свидетельство СССР Nî 36 869 3, М., кл. H 02 Н 3/28, 1973.