Станок для намотки якорей электрических машин

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

80 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 181077 (21) 2531736/24-07 с присоединением заявки ¹

5/08

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2505.80, Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 2505,80

° 045 .8) (72) Авторы изобретения

Э. А. Бергман и Н. И. Иванов (71) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ НАМОТКИ ЯКОРЕЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления якорей электрических машин и манжет быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен станок для намотки якорей электрических машин (l) .

Этот станок содержит устройство для фиксации магнитопровода, механизм для укладки провода в пазы магнитопровода и привод. Причем механизм для укладки провода выполнен в виде двух укладочных головок, каждая из которых содержит корпус, перемещающийся вдоль оси магнитопровода, и гильзу, перемещающуюся вдоль корпуса, в продольных пазах которой располагаются подпружиненные прессующие планки, предназначенные для поджима проводов в пазах магнитопрсвода. На гильзе распбложено кольцо с торцовыми пазами, с помощью которых происходит укладка .проводов в пазы магнитопровода при поступательном перемещении укладочной головкии, Кроме того, соосно гильзе установлен стакан с зубчатым венцом, формующий лобовые части обмотки якоря при повороте его вокруг оси магнит о про вода.

Однако укаэанный станок обеспечивает намотку якорей только с

5 открытым и прямым пазом. Шпиц такого паза равен ширине паза„сам паз расположен вдоль образующей цилиндрической поверхности якоря.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей станка путем обеспечения укладки проводников в полузакрытые пазы магнитопровода.

Это достигается тем, что в станке

15 для намотки якорей электрических машин, содержащем два механизма для укладки проводников в пазы магнитопровода якоря с приводами их поворота и возвратно-поступательного пере20 мещения, расположенные соосно относительно устройства для фиксации вала якоря, каждый из которых состоит из укладочной обоймы с пазами и с ограничительными элементами и

25 цилиндрической гребенки, каждый механизм для укладки проводников содержит стакан с приводом его пово. рота относительно устройства для фиксации вала, на торцовой поверх30 ности которо го со стороны располо736280 же ни я якор я выполнены пазы. Кроме того, для обеспечения укладки проводников в магнитопровод со скошенными пазами на цилиндрической поверхности гребенки выполнен винтовой паз, а на ,внутренней поверхности обоймы зак реплен палец, расположенный в пазу °

На фиг. 1 показан предлагаемый станок, общий вид; на фиг. 2 — узел Е на фиг.l; на фиг. 3 — узел II на фиг. l; на фиг. 4 — узел III на фиг. 3; на фиг.5 — вид по стрелке Б на фиг.2 перед разворотом стакана; на фиг. 6 — то же, после разворота стакана; на фиг. 7 — вид по стрелке В на фиг.5; на фиг. 8 — сечение А-A на фиг.2.

Ст анок для намотки якорей электрических машин содержит сварную станину 1, привод 2, левый программный кулачковый механизм 3, левую 4 и правую 5 стойки, правый программный кулачковый механизм 6 и пульт управления 7. Механизм 6 жестко крепится к станине l,а механизм 3 расположен в направляющих 8 с возмэжностью перемещения относительно них штоком пневмопривода 9. Механизмы 6 и 3 связаны валом 10, причем правый 6 — жестко, а левый 3 — через муфту ll позволяющую ему перемещаться вверх с фиксацией углового положения вала 10. К левому 3 и правому 6 программным кулачковым механизмам крепятся соответственно левая 4 и правая 5 стойки.

B корпусе левой стойки 4 в шариковых направляющих 12, обеспечивающих только продольное перемещение, расположена левая штанга-опора 13 устройства для фиксации вала, фиксируемая в крайних положениях пневматическим механизмом зажима 14. На левой штангеопоре 13 расположены левые гребенка

15 цилиндрической форьы, стакан 16 и обойма 17.

Левая гребенка 15 состоит иа втулки 18 и трубы 19. Втулка 18 (см.фиг.7) имеет пазы 20 по числу пазов якоря. Труба 19 своей левой шлицевой частью входит в зацепление с шестерней 21, расположенной в корпусе левой стойки 4. На поверхности трубы 19 (фиг.8) выполнен винтовой паэ 22, шаг винтовой линии которого согласован с шагом, винтовой линии паза якоря, На трубе 19 расположен винтовой регулиру6ьый упор 23.

Левый стакан 16 в своей правой части имеет пазы 24 по числу пазов якоря. Своей левой шлицевой частью стакан 16 входит в зацепление с шестерней 25, расположенной в корпусе левой стойки 4, Шестерни 21 и 25 зацепляются соответственно с рейками

26 и 27, перемещающимися в корпусе левой стойки 4 от тяг 28, связанных с левым программным кулачковым меха; ниэмом 3.

Левая обойма 17 состоит иэ втулки

29, имеющей пазы 30 по числу пазов якоря, и стакана 31, несущего ограни— чительные элементы 32 и планку 33.

Втулка 29 и стакан 31 связаны подпружиненной планкой 34. Шарик 35, вхо(цящий в цилиндрический паэ втулки 29, касается одной своей точкой планки

34, а другой точкой — поверхности трубы 19. На стакане 31 закреплен палец 36, входящий в зацепление с винтовой поверхностью паза 22 на поверхности трубы 19.

Левая обойма 17 перемещается в осевом направлении поводком рейки 37, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 38, закрепленном на одном валу с рычагом 39. Вращение рычага

39 осуществляется тягой 40, связанной с механизмом 3.

Левая штанга-опора 13 может пе20 ремещаться вручную в осевом направлении поворотом рукоятки 41, что возможно при расцеплении сектора 38, перемещающего левую обойму 17 от механиэ— ма 3.

25 В корпусе правой стойки 5 втулками 42 зафиксирована правая штангаопора 43 устройства для фиксации вала, которая поворачивается вручную рукоят кой 44 относительно корпуса ° (1 Стопорение штанги-опоры 43 осуществляет пневматический механизм зажима 45. На правой штанге-опоре 43 расположены правые гребенка 46, стакан 47 и обойма 48, конструктивное исполнение которых идентично левым гребенке 15, стакану 16 и обойме 17.

На левом конце штанги-опоры 43 (фиг. 4} закреплена втулка 49, цилиндрическая поверхность 50 которой является опорой для образования

4О дна обмотки, а торец 51 буртика строго ограничивает величину вылета лобовой части обмотки якоря. Вращение правой гребенки 46, правого стакана 47 и перемещение правой обоймы

4/48 осуществляют соот вет ст вующие тяги, связанные с механизмом 6. B торцах левой 1.3 и правой 4 3 шт ан г-опор устройства для фиксации вала выполнены соответственно гнезда 52 и 53, 5Q в которых фиксируется вал якоря.

В гнезде 53 расположена шпонка 54;

55 и 56 — боковые поверхности ггазов 24 и 20 гребенки .46. Втулка 18 и труба 19 соединены поводком 57. Для

55 установки межвитковой изоляции в лобовой части обмот ки якоря, гребенки и стаканы отводятся от торца якоря.

Для предот вращени я выпадания про водников иэ пазов гребенки паз 20 гребенки выполнен с уступом, что обеспеЬО чивает удержание проводников в пазу.

Станок работает следующим. образом.

В исходном положении левая стойка

4 находит ся в верхнем положении. Левая штанга-опора 13 отведена в край65 нее левое положение.

736280

Якорь с вложенными в пазы его колле ктор а з а гот овками про водки ко в вставляют вручную в гнездо 53 правой штанги-опоры 43 и фиксируют там по шпанке 54. Левая стойка 4 опускает ся вниз при пере ключе нии давления в пневмоприводе 9; Левую штангу-опо5 ру 13 вручную досылают вправо до упора, фиксируя левую часть вала якоря. Якорь вместе с правой штангойопорой 43 проворачивают вручную до совпадения шлицев его пазов с пазами пр авой гребен ки 46.

В этом положении переключением давления в механизмах зажима 14 и 45 производят фиксацию якоря в станке.

Станок к работе готов. При нажатии соответствующей кнопки на пульте упр авлени я 7 н ачин ает ся рабочий цикл работы ст ан ка °

Последовательность и характер перемещения гребенок 15 и 46, стака- 2О нов 16 и 47, обойм 17 и 48 обеспечивают механизмы 3 и 6.

Рабочий цикл начинается с перемещения вправо левой обоймы 17, состоящей из втулки 29 и стакана 31, 25 связанных планкой 34. Втулка 29 и стакан 31 перемещаются вправо по винтовой первоначально совместно, укладывая проводники в .пазы якоря. Это совместное перемещение продолжается до тех пор, пока планка 33 не встанет на упор 2 3. В этот момент шарик 35 перемещается по конусу трубы 19 и выводит планку 34 из зацепления с втулкой 29. Втулка 29 останавливается, 3 дойдя до плоскости правого торца якоря, а стакан 31 с ограничительными элементами 32 продолжает свое перемещение вправо. Ограничительные элементы 32 входят с торца в пазы якоря, раскладывая и притопляя в них проводники по высоте. При этом проводники западают в пазы правой гребенки 46.

После остановки стакана 31 правые гребенки 46 и стакан 47 совместно разворачиваются. Проводники, находящиеся в пазах гребенки 46 при этом деформируются в области лобовой части обмотки якоря относительно опорной втулки 49, располагаясь относительно ее поверхности по касательной (фиг. 5) . g()

После окончания совместного разворота гребенки 56 со стаканом 47 происходит совместный отвод гребенки

46 и стакана 47 вместе с проводниками обмотки, от торца якоря, тем самым освобождает ме cTQ для уст ано вки вручную межвитковой изоляции. Станок автомат иче ски ост ан а вли ваетс я .

При завершении укладки изоляции вновь н ажимают соот вет ст вующую кнопку на пульте управления 7 и начинается 60 новый рабочий цикл работы станка.

Происходит совместный подвод гребенки 46 и стакана 47 с проводниками к торцу якоря. Затем прй неподвижной гребен ке 46 стакан 47 вращается в 65 направлении, противоположном перван ачальному. При этом прои сходи — строгая ориентация проводников в радиальном направлении относительно шлицев пазов якоря (фиг.б) .

По окончании разворота стакана 47 боковая поверхность 55 его паза 24 образует с боковой поверхностью 56 паза 20 гребенки 46 направление, по которому происходит укладка проводников в шлиц паза якоря при последующем перемещении правой обоймы 48 влево по винтовой линии.

Количество проводников, укладываемых одновременно в каждый паз якоря, не играет роли, так как при раз вороте гребенки, а затем и стакан а, проводни ки сориентированы боковыми поверхностями пазов гребенки и стакана и расположены вдоль направления шлица паза якоря друг за другом.

По окончании перемещения правой обоймы 48 влево по винтовой следует совместный разворот левых гребенки

15 и стакана 16, а затем их совместный отвод вместе с проводниками от торца я кор я .

На этом заканчивается рабочий цикл укладки проводников в пазы якоря в обратном направлении. Затем вручную устанавливается межвитковая изоляция. В процессе дальнейшей работы ци клы повторяют ся до з авершения полной намотки якоря.

При завершении намотки якоря переключением давления в механизме з ажима 1 4 произ водят расфи к сир ов ание шт ан г-опор 1 3 и 4 3. Л вую штан гуопору 13 вручную отводят в крайнее левое положение, .а переключением давления в пневмоприводе 9 левую стойку 4 поднимают вверх, намот анный якорь извлекают из станка.

Зкономический эффект данного станка заключается в том, что он обеспечивает возможность укладки проводников в полузакрытые пазы магнитопровода со скошенными пазами.

Формула изобретения

1. Станок для намотки якорей электрических машин, содержащий два механизма для укладки проводников в пазы магнитопровода якоря с приводами их поворота и возвратно-поступательноь но го пер емещени я, р асположе н— ные соосно отчосительно устройства для фи ксации вала якоря, каждый из которых состоит из укладочной обоймы с пазами и с ограничительными элементами и цилиндрической гребен ки, от ли чаю щийсятем,что, с целью расалрения технологических возможностей станка путем обеспечения укладки проводников в полузакры736280 тые пазы магнитопровода, каждый механизм для укладки проводников содержит стакан с приводом его поворота относительно устройства для фиксации вала якоря., на торцовой поверхности которого со стороны расположения яко5 ря выполнены пазы.

2 ° Станок по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью укладки проводников в магнитопровод со скошенными пазами, на цилиндрической поверхностии гре бенки выполнен винтовой паз, а на внутренней поверхности обоймы закреплен палец, расположенный в пазу, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2 36 345 4/07, кл. Н 02 К 15/08, 15 ° 06. 76.

736280 дид Б фиг. Ф фиг. Е

Вио В

4-4 фиг. 7

Составитель Г. Александрова

Редактор Н. Воликова Техред.М.Кузьма Корректор Е, Папп

Заказ 2440/44

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

49

Я

Тира 7В3 Подпи сн ое

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин Станок для намотки якорей электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения вращающихся электрических машин с осевым охлаждением, которые прежде всего предназначены для работы на электростанциях и производства электроэнергии

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и тяжелого машиностроения
Наверх