Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока
нем,ь;„ц .„-,,;;: я о .л. н и е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соаетскин
Социвлмстическик
Республик (ii) ?3808?
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 26.01.76 (21) 2316254/24-07 с присоединением заявки М— (5l)M. Кл.
Н 02 P 7/42 (23) Приоритет—
Государственный комитет
Опубликовано 30.05.80. Бюллетень Ле 20 по делам изобретений и открытий (53) УДК621.316..718.5 (088.8) Дата опубликования описания 02 .06.80
А. С. Сазонов и Н. П. Чернов (72) А вторы изобретения (7I) Заявитель (54) РЕВЕ РСИВНЫЙ ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока производственных механизмов.
Известен тиристорный электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, вып рямительно-инверторный преобразователь в цепи ротора, тахогенератор на валу
10 двигателя, выход которого через нульорган соединен со входом логического блока, а два его выхода подключены к реле управления, усилитель постоянного
15, тока, выход которого соединен с блоком задания и с тахогенератором, а его выход подключен ко входу блока фазового управления инвертором и к датчику тока в цепи инвертора.
Недостатком известного устройства является недостаточная надежность в связи с воэможностью переключения ти2 ристорного коммутатора без паузы на гашение тока статора в условиях помех.
По своей технической сущности наиболее близким к изобретению является реверсивный тиристорный электропривод переменного тока, в котором управление тиристорным коммутатором обмотки статора производится от блока фазового регулирования, соединенного со входом. логического блока выделения канала управления, выход которого соединен с первыми входами блока динамического торможения, блоками управления коммутаторами Вперед и "Назад, узла блокировки и узла управления блоком задания, триггеры, раздельные входы которых соединены с кнопками управления, причем прямые входы триггеров соединены соответственно со вторыми входами и через логический элемент И-НЕ-с третьими входами логических блоков управления коммутаторами, а выходы упомянутых блоков через элементы задержки соединены с
3 73 управляющими узлами тиристорного коммутатора.
Недостатком этого устройства является сложность и недостаточная надежность в связи с включением элементов задержки в каждый канал блоков управления заданного режима работы двигателя.
Целью изобретения является упрощение и повышение надежности устройства.
Эта цель достигается тем, что инверсные выходы триггеров соединены со вторыми и третьими входами узла управления рлоком задания и узла блокировки, выход ко" тброго соединен со вторым входом логического блока выделения канала "управления, причем вторые выходы блока динамического торможения, блоков управления коммутаторами "Вперед" и Назад, соединены со входами логического элемента И, выход которого соединен с четвертыми входами упомянутых блоков управления через элемент задержки.
Сущность изобретения поясняется на фиг. 1, 2.
Устройство содержит асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, тиристоры 2-5 коммутатора, узлы управления
6-9 тиристорами, узел 10 контроля состояния тиристоров, выпрямитель 11, инвертор 12, тахогенератор 13, выпрямитель 14, блок задания 15, усилитель постоянного тока 16, блок 1 7 фазового управления инвертором, ключ управления
18, нуль-орган 1 9, логический блок вы« деления канала управления 20, кнопки управления "Вперед 21, "Назад 22, "Стоп 23, триггеры 24, 25, блоки управления коммутатором Вперед 26, "Назад 27 и динамическим торможением
28, узел 29 управления блоком задания, узел блокировки 30, триггеры 31, 32, 33, 34, логические элементы И-HE 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, инвертор
43.
8087 4 них через кнопки Вперед 21, Назад
22 подключены на инверсный вход узла задержки времени 44, выход которого соединен со входами блоков 26, 27, 28, а вторые входы триггеров 24 и 25 подключены к кнопкам 22, 23 и 21, 23 соответственно.
Выход тахогенератора 13 через выпрямитель 14 и блок задания 15 подключен на входы усилителя 16 и нуль-органа
19, выход усилителя 16 соединен со входом блока фазового управления 1 7, выход которого соединен с управляющими электродами тиристоров инвертора 12, который через выпрямитель 11 подключен к роторной цепи двигателя 1. Выход нуль-органа подключен на вход логического блока выделения канала управления
20, другой вход которого подключен к выходу узла блокировки 30, входы которого подключены к инверсным выходам триггеров 24, 25 и блока 20, а другой вход узла блокировки 30 подключен к выходу элемента И 45, входы которого подключены к выходам блоков 26, 27, 28.
В исходном состоянии схемы с триггеров выбора направления движения 24, 25 на блоки управления коммутатором
"Вперед" 26 и "Назад 27 поступают сигналы "О, запрещающие включение каналов. Логический блок 20 сигналом
"О" запрещает включение канала тормозного режима и сигналом "1" разрешает включение канала двигательного режима
"Вперед" и Назад . С выхода узла 44 идет разрешающий сигнал "1 на включение любого канала. На узлы управления тиристорами поступают сигналы запрета 0 с инверсных выходов блоков управления "Вперед" 26, Назад" 27 и динамического торможения 28. Тиристоры коммутатора закрыты, двигатель обесточен.
55
Статор асинхронного двигателя 1
"подключен к источнику переменного тока через коммутатор, состоящий из тиристоров 2, 3, 4, 5 с управляющими узлами
6, 7, 8, 9, входы последних подключены Ма выход узла контроля состояния тиристора, другие входы узлов 7, 8 и 6, 9 подключены на выход блоков управления Вперед" 26 и "Назад" 27 соответственно, а дополнительные входы узлов
8, 9.подключены на выход блока управления динамическим торможением 28.
Входы блоков 26 и 27 подключены к выходам. триггера 24 и 25, входы послед»
На узел управления блоком задания подаются сигналы 1" с инверсных выхо-дов триггеров выбора направления движения 24, 25 и блока 20. Сигнал 0 с выхода узла управления заданием 29 замыкает ключ 18, и задающее напряжение снимается.
Узел блокировки 30, управляемый сигналами с инверсных выходов триггера
24, 25,подает на блокирующий вход блока 20 сигнал 1, разрешающий его переключение.
Для пуска двигателя 1 нажимают кнопку, например, "Вперед 21. Триг87
Формула
6 и з о б р е т е н и я
5 7380 гер 24 перебрасывается я подает сигнал "1 на блок управления коммутатором "Вперед" 26, с инверсного выхода которого на узлы управления тиристораМи поступает сигнал 1 . Тиристоры 3, 4 при наличии разрешающего сигнала 1 с узла контроля состояния тиристоров открываются. На статор двигателя 1 подается напряжение. Одновременно при изменении состояния триггера 24 узел 1о управления заданием 29 размыкает ключ
18 и подает задание на усилитель 16 выпрямительно-инверторного преобразователя.
При наличии перерегулировки скорости 1S при разгоне двигателя 1 происходит смена полярности сигнала на входе нульоргана 1 9 и блок 20 переключается, . подготавливая включение канала динами:ческого торможения и отключая канал 20
"Вперед". При этом узел блокировки 30, подает запрет на переключение блока
20 и начинается отсчет выдержки времени, по окончании которого узел 44 включает канал динамического торможения, 25 после чего снимается блокировка с блока 20. На статор двигателя подается постоянный ток через однонаправленные тиристоры 5, 4, и двигатель 1 тормозится. При обратной смене полярности Зо сигнала на входе нуль-органа 19 блок
20 переключается и переводит двигатель в двигательный режим, сначала отключая канал динамического торможения, а затем включая канал "Вперед" после отсчета выдержки времени.
Введение в логику блокировки приема информации от нуль-органа после переключения до отработки полученной коман- 40 ды позволяет исключить включение тиристоров двух разных режимов работы беэ паузы на гашение тока статора и тем самым аварийный режим.
Применение одного узла выдержки времени позволяет значительно упростить схему управления и повысить надежность устройства.
Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, выпрямительно-инверторный преобразователь в цепи ротора, тахогенератор на валу двигателя, выход которого через узел сравнения заданного значения скорости вращения и нуль-орган соединен с первым входом логического блока выделения канала управления, а два его выхода соединены со входом блока фазового управления инвертором и с первыми входами блока динамического торможения, блоками управления коммутаторами
"Вперед" и Назад", узлы блокировки и узел управления блоком задания, два триггера, раздельные входы которых соединены с кнопками управления, причем прямые выходы триггеров соединены соответственно со вторыми входами логических блоков управления коммутаторами
Вперед" и Назад", первые выходы уномянутых блоков управления соединены с управляющими узлами тиристорного коммутатора, элемент задержки, логический элемент И, усилитель постоянного тока,. вход которого соединен с блоком задания и с тахогенератором, à его выход подключен к третьему входу блока фазового управления инвертора, четвертый вход которого соединен с датчиком тока инвертора, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения падеж ности устройства, инверсные выходы триггеров соединены со вторыми и третьими входами узла управления блоком задания и узла блокировки, выход которого соединен со вторым входом логического блока выделения канала управления, причем вторые выходы блоков динамического торможения,- блоков управления коммутаторами Вперед и "Назад соедйнены со входами логического элемента И, выход которого соединен с четвертым входом упомянутых блоков управления через элемент задержки.
738087
Составитель В. Боев
Редактор В, Левитов ТехредЖ. Кастелевич Корректор С. Шомак, Заказ 2826/35 . Тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4