Устройство для обучения и контроля знаний учащихся

 

(i i)741308

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.01.77 (21) 2446136/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l) М. Кл.2

G 09 В 7/02

Гесударстеенный кемитет

CCCP но делам нзюбретеиий н атнрмтнй

Опубликовано 15.06.80. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 21.06.80 (53) УДК 68!.3, .071 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Великанов и А. В. Алимпиев (71) Заявитель Куйбышевский политехнический институт им. В. В. Куйбышева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.

Известно устройство для обучения и контроля значний учащихся, содержащее блоки ввода, сравнения и памяти ответов, воспроизведения учебной информации, управления и регистрации (1).

Недостатком этого устройства в режиме

«контроль» является возможность выдачи всех контрольных кадров из одной темы или раздела программы и невозможность выдачи контрольных кадров случайным образом по различным и строго фиксированным темам контролирующей программы.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов, который подключен к регистру адреса, блоку воспро2 изведения учебной информации и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса и блоку регистрации (2).

Это обучающее устройство работает по разветвленной программе и возможно его использование в качестве контролирующего устройства, но контроль проводится не качественно, так как в устройстве отсутствует случайная выборка учебной информации.

Блоки случайной выборки известных устройств имеют тот недостаток, что они останавливают лентопротяжный механизм в случайный момент времени и нельзя выдавать вопросы строго по фиксированным темам, что снижает точность обучения.

Причиной этого недостатка является выполнение блока случайной выборки в виде генератора и его связь с лентопротяжным механизмом.

741308 ао

so

Целью изобретения является повышение точности обучения.

Цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит коммутатор адресов, счетчик и генератор случайных сигналов, подключенный к счетчику, который соединен с первым входом коммутатора адресов, второй вход которого подключен к блоку воспроизведения учебной информации, а выход — к входу регистра адреса.

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся схематически изображено на чертеже и содержит блок ввода ответов 1, подключенный к блоку сравнения ответов 2 и блоку памяти 3, соединенному с регистром адреса 4, блоком воспроизведения учебной информации 5 и блоком сравнения адресов 6, который подключен к регистру адреса 4, блоку воспроизведения учебной информации 5 и блоку определения признаков 7, соединенному с блоком сравнения ответов 2, блоком воспроизведения учебной информа ции 5 и блоком управления 8, который подключен к регистру адреса 4, блоку регистрации 9 и блоку сравнения ответов 2, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации 5, который подключен к регистру адреса 4 и. блоку регистрации 9, генератор случайных сигналов 10, подключенный к счетчику 11, который соединен с первым входом коммутатора адресов 12, второй вход которого подключен к блоку воспроизведения учебной информации 5, а выход — ко входу регистра адреса 4.

Блок ввода ответов 1 состоит из цифробуквенных кнопок ввода ответов, дешифратора, триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяжного механизма (на чертеже не показаны), Блок памяти 3 содержит носитель информации на кинопленке с нанесенными на ней информационными кадрами и кодами управления и реверсивный лентопротяжный механизм (на чертеже не показаны).

Блок воспроизведения учебной информации 5 состоит из однотипных фотоэлектрических усилителей, преобразующих фотосигнал в электрические импульсы и усиливающие их (на чертеже не показаны) .

Блок регистрации 9 включает в себя счетчик ошибок со схемой совпадения на счетном входе, дешифратор и индикаторные лампы оценок (на чертеже не показаны).

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся работает следующим образом.

После ввода учащимся ответа блок 1 выдает код ответа и вычислитель 13 выдает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок памяти 3. Во время движения кинопленки управляющие коды проходят мимо фотодатчиков блока воспроизведения 5, считываются, усиливаются и подаются в вычислитель 13, который на основе кода ответа и кодов, считываемых с кинопленки, осуществляет поиск нужного кадра. Коды

fO

1$ ло н зо зю считываются последовательно во время движения кинопленки. Код ответа поступает в блок сравнения ответов 2. В этот блок поступают сигналы из блока воспроизведения 5 с фотоэлектрических усилителей, считывающих коды возможных ответов и разряд «обязательное сравнение», а из блока определения признаков 7 поступают управляющие сигналы о считывании того или иного типа кодов.

В исходном состоянии вычислитель 13 реагирует только на коды возможного ответа и управляющие коды. При сравнении кода ответа с кодом возможного ответа и при наличии сигнала из блока 8 блок 2 выдает сигнал сравнения в блок управления 8.

Если ни один из предусмотренных кодов возможных ответов не сравнился с кодом ответа (учащийся ответил не предусмотренным образом), то придет код, в котором содержится разряд «обязательное сравнение» и при считывании такого кода блок 2 выдает сигнал сравнения в блок управления 8.

В блок определения признаков 7 поступают сигналы из разрядов блока воспроизведения 5, занятых отличительными признаками, а из блока 7 поступают разрешающие сигналы о наличии типа кода в блок сравнения ответов 2, или в блок управления 8, или в блок сравнения адресов 6 в зависимости от типа кода.

Блок управления 8 по сигналу из блока 2 производит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на запись ошибки в блок регистрации 9, и если в сравниваемом коде закодирован разряд «неправильно», который из блока 5.подается в блок регистрации 9, то при совпадении двух сигналов блок 9 регистрирует и индицирует ошибку.

После запоминания сигнала сравнения кода возможного ответа с кодом ответа блоком 8, вычислитель 13 в дальнейшем реагирует только на коды следующего типа. Первый пришедший код следующего типа вызывает появление сигнала из блока,7 в блок 8, который вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса следующего кадра в регистр адреса 4. Часть адреса (несколько разрядов) следующего кадра из блока воспроизведения 5 поступает в регистр адреса 4 непосредственно. а другая часть адреса (остальные разряды) из блока воспроизведения 5 поступает в регистр адреса 4 через коммутатор 12. При подключении регистра 4 коммутатором 12 к блоку воспроизведения, устройство будет работать в режиме «обучение» и все разряды адреса следующего кадра поступают в регистр адреса 4 из блока воспроизведения 5. В другом состоянии коммутатора 12 часть разрядов адреса поступает в регистр адреса 4 с выходов счетчика I 1 случайной выборки, который считает импульсы с генератора слу741308 чайных сигналов !О и имеет в момент записи случайный код. Это — режим «контроль».

По сигналу из блока 8 регистр адреса 4 записывает адрес следующего кадра в регистр адреса 4 или полностью из блока воспроизведения 5, или записывает часть адреса следующего кадра из блока воспроизведения 5, а другую часть адреса записывает из счетчика 11, что зависит от состояния коммутатора 12. Адрес следующего кадра запоминается на время поиска следующего кадра.

Выдачу разрешающего сигнала блок 8 запоминает и повторных сигналов не выдает, а вычислитель 13 в дальнейшем реагирует только на коды следующего типа. Часть адреса следующего кадра, постчпаю щего помимо коммутатора 12, содержит разряд направления движения «реверс» и, если необходимый кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движения кинопленки, то регистр адреса 4 выдает сигнал «реверс» в блок памяти 3, по которому направление движения кинопленки изменяется на противоположное.

Блок сравнения адресов 6 производит поразрядное сравнение адреса следующего кадра, приходящего из регистра адреса 4 и кода кадра, приходящего из блока воспроизведения 5, при наличии разрешающего сигнала из блока определения признаков 7.

При поразрядном сравнении блоком 7 выдается сигнал на остановку лентопротяжного механизма в блок памяти 3.

Цикл поиска кадра может быть без сравнения кода ответа. При организации линейного участка программы переход от кадра к кадру можно осуществить с помощью одного кода, в котором код кадра — все нули, так как в исходном состоянии регистр адреса 4 находится в нулевом состоянии и при считывании кода данного типа с нулевым кодом кадра происходит сравнение с нулевым адресом, блок 7 выдает сигнал о наличии признака кода в блок 6, который формирует сигнал на останов лентопротяжного механизма, который поступает в блок памяти 3.

Применение данного устройства позволяет повысить функциональные возможности устройства, а именно использовать одно и то же устройство и для обучения и для контроля со случайной выборкой кадров.

Это исключает необходимость иметь в одной аудитории несколько типов устройств, часть которых предназначена для обучения, а . другая — для контроля.

Вместе с этим контроль проводится более качественно, так как каждый учащийся получает по одному кадру случайной выборкой из каждой зоны кадров. А при формировании зон по темам и разделам исключается выборка кадров не по всем темам или разделам.

Формула изобретения

Устройство для обучения и контроля зна-ний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения го ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов, который подключен к регистру адреса, блоку воспроизведения убечной, информации и блоку определения признаков, 25 соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному зо с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса и блоку регистрации, отличающееся тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержит коммутатор адресов, счетчик и генератор - случайных сигналов, подключенный к счетчику, который соединен с первым входом коммутатора адресов, второй вход которого подключен к блоку воспроизведения -учебной информации, а выход ко входу регистра адреса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Прибор для контроля текущей успеваемости К-54. Техническое описание. Завод

Точэлектроприбор. Киев, 964.

2. Авторское свидетельство СССР и по заявке № 2184468/24, кл. G 09 В 7/02, 1976.

74!308

Редактор Н. Каменская

Заказ 3209/49

Составитель А. Карлов

Текред К. Шуфрич Корректор В. Синицкая

Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх