Устройство для частотного управления асинхронным двигателем

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт свид-ву— (22) Заявлено 14.04.78(2() 2604381/24-07 (!1,744887

4i

l (5t)M. Кл.

Н 02 Р 7/42 с присоединением заявки .% —.

Гоаударстввннасй ком нтет (23) Приоритет (53) УДК, 62-83:

:62 1.3.0 66. . 63 (088. 8) до делам нзобретеннй н открытий

Опубликовано 30.06.80. Бюллетень ¹ 24

Дата опубликования описания 02.07.80 а0. N. Гусяцкий и В. Ф. Гельман (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель

Московский ордена Ленина энергетический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧАСТОТНОГО УП1%ВЛЕНИЯ

АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛ ЕМ

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах автоматизированного электропривода переменного тока.

Известны устройства для частотного управления асинхронным двигателем, содержащие автономный инвертор тока и систему управления, формирующую частоту тока статора асинхронного двигателя как сумму заданной частоты скольжения

1О и измеренной частоты вращения ротора

ГО, Недостаток таких устройств — наличие сочлененного с двигателем датчика частоты вращений ротора, что ограничивает их область применения. Кроме того, оч сутствие контроля взаимной ориентации векторов тока и потокосцепления двигателя не позволяет обеспечить высокие динамические показатели электропривода, Наиболеее близким к изобретению по технической сущности является устройся во, которое содержит преобразователь частоты с автономным инвертаром тока, датчики тока статора и потокосцеплений ротора двигателя, задатчики активной и реактивной составляющих тока ст&торау регулятор тока, блок управления кивертором, а также преобразователь координат и векторный анализатор, которые обеспечивают принудительную ориентацию тока статора относительно вектора потокосцеплений ротора (2 . С помощью преобразователя координат вычисжются заданные значения составляющих тока статора в неподвижной системе координат.: /по значениям этих составляющих в системе координат, связанных с вектором потокосцепления ротора, Составлявшие Й - У поступают на векторный анализатор, который вычисляет модуль заданного вектора тока статора// / и составляющие единичного вектора идф „ „8 направление которого совпадает с направлением вектора тока статора, Сигналы сЮ д", а лФ подаются на входы блока управлений инветором, выходы которого связаны с управляющими электродами тиристоров автономного инвертора.

Наличие в устройстве преобразователя координат и векторного анализатора, которые в сумме содержат 12 блоков умножения, существенно усложняет систему регулирования и снижает точность ее работы, Цель изобретения упрощеРше устройства и повышение точности его работы, Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее преобразователь частоты с автономным инвертором тока, регулятор тока, подкгдоченный выходом к управляемому выпрямителРО, задятчики активной и реактивной составляющих тока статора, подключенный к регулятору тока датчик тока статоря, блок управления инвертором и датчик пстокосцепления ротора двигателя, введены формирователь управляющего напряжения и блок компараторов, при этом первые входы формирователя управляющего напряжешРя соединены с задатчикамн активной и реактивной составляющих тока cTH-" торя, вторые — с датчиками потокосцеппений ротора, первый выход — со вхопом регулятора тока, я второй — с одним из входов блока компяраторов, ко второму входу которого подключены датчики BQTG— косцеплений,3 ротора, я выход блока компараторов соединен с блоком упрявлешьч

-инвертором, 33елесообрязно при этом выполнение . формирователя управляющего напряжения в вице устройства, содержащего ".".ри функциональных преобразователя, два из ко»» торых реализуют квадратичную функшпо (— ), я третий — функцию извлечения корпя квадратного (P= ), сумматор, блок деления, блок умножешРя и блок вычисления модуля пбтокосцепления ротора. Входы функциональных преобразователей, реализующих квадратичную функшпо, являются первыми входами формирователя, а их выходы через сумматор соединены со входом функционального преобразователя, реализующего функцию извлечения квадратного корня. Выход этого преобразователя, являющийся первым выходом формирователя, соединен с выходом делимого блока деления, вход делителя которого подключен к зацатчику активной составляющей тока. Выход блока деления подктпочен ко входу блока умножения, второй вход которого соединен с выходом блока вычисления модуля пс токосцепления ротора, причем выход блоке

2 1

ЭО

87 4 умножения является вторым выходом формирователя

Блок иомпяряторов содержит 7L идентичных ячеек, количество которых равно числу фяз, Каждая я-.ейкя состоит из трех операционных усилителей и трех логических элементов И-НЕ. Объединенные неинвертируюший и инвертируюший входы двух первых усилителей являются первыми вхопями блока компаряторов. Объединенные неинвертируюшие входы всех усилителей, являющиеся вторым входом блока., подкщочены к пят»ику потокосцепления соответствующей фазы, я неинвертируюший вход третьего усилителя— к датчику потокосцепелнпя caежнoй фазы.

Выходы двух первых усилителей порознь подключены Ко входам двух логических элементов H-332, ко вторым входам которых подключен выход третьего усилителя, а выходы упомянутых логических элементов соединены со входами третьего логического элемента И- 3Е, выход которого является выходом блоке компяратор ов.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для частотного управления асинхронньгм двигателем; Р:я фиг. 2— блок-схема формирователя управляющего няпряжеРНРя, на фиг. 3 — возможная реализация блока комияpBTopa.

Устройство пля частотного управления асинхронным двигателем сопержит преобразователь 1 частоты, состоящий из последовательно соединенных управляемого выпрямителя 2 и автономного

НРРвеотора 3 тOKQ, ясинхо они !й цвцгя»тель 4 с подключенными к ;-. датчиками тока стяторя Е и потокоспепл; ний роТора 6, формировятел» 7 упрявляяощего напряжения, на вход которого попкгдочены датчик 6 потокосцеплений ротора и задятчики активной Я и реактивной 9 состявлРпощих тока статоря, я выходы связаны со входами блока 10 компараторов и регулятора 11 тока, Вход блока

l2 управления инвертОрОм связан с бло— ком 10 ком пяраторов, я выход — с тиристорами а вт оном ч oI о инверт ора 3 тока. формирователь 7 упрявляРощего напряжения (фиг. 2) "одержит фу нкционяльные преобразователи 13 H 14, реялизуРощие зависимость / — Х . ф17нкпионяльный !

/преобразователь 15, реализующий зависимость у: )/Х, сумматор 16, умножитель 17, блок 18 деления и блок 19 вычисления модуля потокосцепления ротова. На вход функционального преобра5 7448

Зователя 13 подается сигнал задания реактивной составляющей тока статора) на вход функционального преобразователя

14 и блока 18 деления — сигнал активсу ной составляющей тока статора;"4. Сигнал с выхода функционально преобразователя 15, равный g 9 „ подается я на вход регулятора 11 тока„а сигнал

Я с выхода умножителя 17, равный лу ) ц Л гле у" — модуль лотолоолеоле- !о д я к ния ротора, подается на вход блока 10 компараторов, Блок 10 компараторов состоит из трех идентичных ячеек, по одной на каждую фазу. Схема ячейки, принадлежащей фазе A двигателя (фиг. 3), содержит три операционных усилителя 20, 21 и 22, три логических элемента И-HE

23, 24 и 2;.у, логический сигнал с выхода которых подается на вход блока 12 управления инвертором. лО

Устройство работает следующим образом.

Переменный ток питающей сети выпрям-с " ляется с помощью управляемого выпрямителя 2 и затем инвертируется автономным инвертором 3. Заданное значение модуля результирующего вектора тока двигателя обеспечивается регулятором

11 тока, на входе которого производится ЗО сравнения сигнала задания 7 с сигналом обратной связи, снимаемым с датчика 5 тока. Расчеты и эксперименты показывают, что при правильной настройке контур регулирования тока можно считать идеаль — 35 ным, т.е, модуль тока статора в установившихся и переходных режимах соответсч вует сигналу задания 3 на входе регулятора 11 тока, Аргумент результирующего вектора тока статора (т.е. частоты и фазы тока) двигателя при питании его от инвертора тока определяется моментом подачи открывающих импульсов на тиристоры автономного инвертора 3 с выхода блока 12 управления. Это свойство автономного инвертора тока позволяет осуществлять принудительную взаимную ориентацию вектора тока статора и потокосцепления ротора двигателя без исполь» зования векторного анализатора и пре50 образователей координат, что и положено в основу предлагаемого устройства. Поскольку фронт открывающего импульса формируется в момент времени, когда напряжения на входах компаратора равны, то

55 учитывая синусоидальность кривой потокосцепления, получим и у = . 4 ь 11м (1) . где g — угол сдвига между первыми гармониками тока статора и потокосцеп" пешня ротора соответствующей фазы. С друтой стОроны, B СООтветствии с фиг, д "а

Из (1) и (2 : получаем3 =35П1Т, ig=gCOSV,. откуда следует, что в устройстве сигнал задания 3 в статических и динамических pe:.at|àõ однозначно определяет проекцию тока статора на направление вектора потокссцепления ротоу.а, а сит нал j — ортогональную составляющую тока. Таким образом, воздействуя на сигналы задани=, и Jg можно осу) шествлять независимое регулирование соответственно момента ц потока асинхронной машиныс подобно тому, как это обеспечивается регулированием тока якоря и тока возбуждения машины постоянного тока, Если,/,д @ „7Я регулировать вручную то двигатель развивает пос1 тоянный момент независимо от частоты вращения ротора. Если необходимо сформировать мехаш ческие. характеристики дру-гого вида, следует использовать внешгпою обратную. связь по скорости, как это выполняется в системах подчиненного регулирования на постоянном токе. Блок

3 2 управления инвертором осуществляет логическое преобразование выходных сигналов блока компараторав 10, изменяя и. углов)чо цро до лжител ьность or 1 8 0 до 120 и усиливает их по мощности.

Использование данного устройства позволяет упростить систему частотного управленя асинхронным двигателем, уменьшить в ней количество нелинейных элементов, даюших основную, погрешность, и тем самым улу идить качественные нов казатели системы. Применение устройства — для электропривода высокопроизводительных грузоподъемных механизмов, согласно расчетам и экспериментам позволяет повысить их производительность на 3 0-409

Формула изобретения

1. Устройство для частотного управления асинхронным двигателем, содержащее преобразователь частоты с автономным инвертором тока, связанным с блоком управления, регулятор тока, подключенный выходом к. управляемому выпрямителю преобразователя, частоты, задатчпки активной и реактивной составляюших тока ста тора, датчик тока статора, выходом подключенный к регулятору тока, блок управления инвертором и датчики потокосцеп:лений ротора двигателя, о т л и ч а ю5 щ е е с я тем, что, с целью упро ттения устройства и увеличения точности его работы, введены формирователь управляюше-го напряжения и блок компараторов, причем первые входы формирователя управляю-1Q

mего напряжения соединены с задатчиками активной и реактивной составляюших тока статора, Вторые — с датчками потскссцеплений ротора, первый выход - сс

ВХОДОМ РЕГУЛЯтОРа тОКа, а ВтОРОй — С тт одним из входов блока компараторов,ко

l второму входу которого подктпсчены датчики потокосцеплений ротора, а вь:ход блока компараторов соединен с блоком управления инвертором. "0

2. УстРойство по и. 1, о т л p --, а ю ш, е еся тем,,что формирователь управляюшего, напряжения содержит трп функциональных преобразователя, два из

KoToo è предназначены для реализации 25 квадватичнсй зависимости (и = > ) ..,,а тртпй — длч реализации функции извлечеии квадратного корня (- +), сумматор, блок деления, блок умножения и блок вычисленьи модуля потскосцепленкя ротс- G ра, причем входы функциональных преобразсвателтей, реализукших квадратичную зависимость, являются первыми входами формирователя, а их выходы через сумматор соединены со входом функцтнональ:- Ы

НОГО НРесбтэазсвателя, РеализУтотттегс фУнк

1950 извле таяния квадратнсГО кОрня, выход

КстОР ОГ О, Я ВЛЯтОШИ йся ПЕРВЫМ ВЫХОДОМ

87 8 формирователя, соединен с выходом делимого блока деления, вход делителя которого подключен к задатчику активной составля|ошей тока, а выход — к блоку умноженият второй вход которого соединен с блоком вычисления модуля потокссцепления ротора; причем выход блока умножения является Вторым выходом формирователя„

3, Устройство по п. 1, о т л и ч а— ю ш е е с я тем, что блок компараторсв содержит Q я ч еeеeк«, количество которых равно числу фаз, каждая из которых сосT-aÂËeÍa ИЗ трЕХ ОПЕттацИОННЫХ уСИЛИтЕЛЕй и трех логических элементов H-НЕ, причем выходы двух усилителей порознь псдКГаОЧЕНЬт «О ВХОДаМ тВУХ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНтов, ко вторым Входам которых подключен выход третьего усилителя, а выходы упо :лянутых логических элементов соединены со входами третьего логического элемента !. -НЕ, вы:сд которого является Вь;: одом блока, причем объединенные ттеинвертирую дтии тит ттнвертируюший входы

ДВУ ПЕОтЗЫХ УСПЛИтЕЛЕй ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРвымя входами блокат объединенные неинВЕРтцтРУЮЦттлЕ E«Dab ВСЕХ УСИЛИТЕЛЕйт ЯВ-ыпошцеся вторым входом блока, подклЮт=,ЕНЬт К Дат тн«У ПОТОКОСЦЕПЛЕНИЯ COOT в тству1ошей фазы, и неинвертирующий

Вход третьего — к дат яку потскссцепления смежной фазы, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Па "ент СЩА Мтт 3671881, кл. 3 1 8--227, 197 2, 2. Патент ФРГ . ;"" 1941312т кл, 21 С 59,т 36, 19

Устройство для частотного управления асинхронным двигателем Устройство для частотного управления асинхронным двигателем Устройство для частотного управления асинхронным двигателем Устройство для частотного управления асинхронным двигателем Устройство для частотного управления асинхронным двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх