Обучающее устройство

 

очи ъ фенья

О -H" Ñ А Ы Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик " 746692

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61} Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.03.78 (21) 2597758/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

G 09 В 7/02

Гюеударстееииый комитет

СССР ио делам изобретений и еткрытий

Опубликовано 07.07.80. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.80 (53) УДК 681.3. .071 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Н. Маляров и А. В. Алимпиев

Куйбышевский политехнический институт имени В. В. Куйбышева (71) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОИСТВО

Изобретение относится к автоматизации учебного процесса, и может быть использовано для обучения учащихся по адаптивным программам в различных учебных заведениях.

Одно из известных обучающих устройств содержит блок представления информации, блок считывания кодов, блок ввода ответов, блок сравнения ответов, логический блок, блок индикации и оценки, узел управления, а также блок предварительного анализа ответов, состоящий из узла памяти, дешифратора и ключа (1).

Это устройство позволяет классифицировать ошибки учащегося по типам для точного управления поиском нужного кад.ра и выставления оценки, что позволяет существенно расширить методические возможности обучающей машины.

Однако это устройство не позволяет выбирать кадры с вопросами в зависимости от индивидуально определяемого объема позы изученного учебного материала (после дозы учебного материала определенного объема в обучающей программе следуют вопросы, затем новая доза материала, вопросы и т.д.).

Наиболее близким к предложенному яв, ляется обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, связанный с блоком сравнения ответов и блоком памяти, соединенным с блоком воспроизведения, который подключен к блоку сравнения адресов, ре° . гистру адреса, блоку сравнения ответов и блоку определения признаков, подсоединенному к волоку сравнения адресов, блоку управления и блоку сравнения ответов, связанному с блоком управления, который сое10 динен с регистром адреса, подключенным к блоку памяти и блоку сравнения адресов, выход которого подсоединен к блоку памяти, блок регистрации, счетчик ошибок и пульт преподавателя (2).

Это устройство позволяет выбирать нужный кадр с учебной информацией и вопросами в зависимости от ответов учащихся, позволяя использовать широко разветвленные программы. Однако это устройство не всегда позволяет правильно учитывать и выzo бирать нужный объем дозы выдаваемой учащемуся новой учебной информации, за которой должны следовать контрольные кадры с вопросами. Выбор контрольных кадров с вопросами необходимо производить после

746692 определенного объема дозы изученной учебной информации, причем объем дозы определяется индивидуальными особенностями учащегося.

Причиной указанного недостатка является отсутствие возможности учета объема изученной учащимся информации и выбора кадров с вопросами после усвоения учащимся определенного объема учебной информации, определяемого индивидуальными особенностями учащегося.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

Для достижения этой цели в обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенныи к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к блокам сравнения адресов и ответов, регистру адреса, блоку определения признаков учебной информации и счетчику ошибок, соединенному с блоком регистрации и блоком управления, подключенным к блоку сравнения ответов, блоку определения признаков учебной информации и регистру адреса, который соединен с блоком памяти и блоком сравнения адресов, подключенным к блоку памяти, к блоку определения признаков учебной информации, соединенному с блоком сравнения ответов, и пульт преподавателя, введены последовательно включенные генератор и сумматор, соединенный с пультом преподавателя, блоком сравнения адресов регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации, счетчиком ошибок и блоком управления.

На чертеже схематически изображено обучающее устройство.

Оно содержит блок 1 ввода ответов, блок

2 сравнения ответов, блок 3 памяти, блок 4 воспроизведения учебной информации, счетчик 5 ошибок, регистр 6 адреса, блок 7 сравнения адресов, сумматор 8, анализирующий информационную емкость учебного материала, блок 9 определения признаков учебной информации, блок 10 управления, блок 11 регистрации, пульт 12 преподавателя и генератор 13.

Предлагаемое обучающее устройство работает следующим образом.

Перед началом обучения преподаватель на пульте 12 задает один из критериев, по которым определяется объем дозы учебной информации, после которой следует контролировать учащегося. ! -"-"- = : :После ввода учащимся ответа блок 1 выдает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок памяти 3 и код ответа в блок 2 сравнения ответов, куда также поступают коды возможных ответов с, фотоэлектрических усилителей блока 4, считывающих закодированные на кинопленке коды возможных ответов, в блок 2 также из блока

9 определения признаков учебной информации поступают сигналы о считывании кодов возможных ответов. При поразрядном сравнении кода ответа с одним из кодов возможного ответа блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 10 управления.

Блок 10 производит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на запись ошибки в счетчик 5, и если в сравненном коде была закодирована ошибка определенного веса, то код веса ошибки из блока 4 поступает в счетчик 5, где сум мируются веса ошибок учащегося.

После сравнения кода возможного ответа с кодом ответа первый пришедший код, являющийся адресом следующего кадра, вызывает появление сигнала из блока 9 в блоке 10, который вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса следующего кадра из блока 4 в регистр 6 адреса.

Если нужный кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движения кинопленки, то регистр 6

26 адреса выдает сигнал реверса в блок 3 памяти и направление движения кинопленки меняется на противоположное.

Блок 7 производит поразрядное сравнение адреса следующего кадра, приходящего из регистра 6 адреса, и кода кадра, приходящего из блока 4 при поиске нужного кадра, а также при наличии разрешающего сигнала из блока 9 о присутствии кода кадра. При поразрядном сравнении блоком

7 выдается сигнал на останов лентопротяжзв ного механизма в блок 3 памяти.

Каждому кадру на кинопленке соответствует код, определяющий его информационную емкость, т.е. объем учебной информации, содержащийся в нем и который должен усвоить учащийся. По сигналу останова лентопротяжного механизма, приходящего из блока 7 в сумматор 8, код информационной емкости кадра из блока 4 суммируется с кодами, соответствующими объему ранее изученного материала данной дозы. Код, р соответствующий объему всего изученного учащимся материала, .т.е. объему всех доз по данной программе, также суммируется и через дешифратор поступает в пульт преподавателя 12 для индикации. Как только объем изученного материала в данной до зе достигает некоторой величины, после ввода учащимся ответа, код первой суммы записывается в регистр 6 адреса и одновременно сигнал из сумматора 8 в блок 10 запрещает выдачу блоком 10 в регистр 6 сигнала на запись адреса следующего кадра с пленки. Таким образом, в регистр 6 адреса записывается некоторый код, по которому ищется кадр с вопросом. Следовательно, нужный кадр с вопросом будет выдан учащемуся после изучения им дозы учебного материала определенного объема. После ввода учащимся ответа на вопросы первого контролирующего кадра, сумматор 8 обнуляется, сигнал из него в блок 10 прекращается и выдача

746692 учащемуся следующего кадра со следующими вопросами, разъяснениями или информацией будет производиться по его ответам.

Объем дозы информации, после которой следует контролировать учащегося, определяется начальными условиями, выставляемыми преподавателем на пульте преподавателя ошибками учащегося, допущенными им во время контроля после усвоения предыдущих доз учебного материала и изменением скорости усвоения учебного материала.

Начальные условия с пульта преподавателя 12 подаются в сумматор 8 и учитывают индивидуальные особенности учащегося (учащегося, не уверенного в своих силах, следует контролировать чаще) .

Код ошибок со счетчика 5 подается в сумматор 8 и позволяет учитывать качество усвоения учебного материала в процессе обучения (если ошибок допускается много, то учащегося следует контролировать чаще).

С генератора 13 в сумматор 8 подаются эталонные импульсы, по числу которых на единицу информационной емкости кадра можно судить о скорости усвоения материала.

Если скорость усвоения материала внутри одной дозы упала, или скорость усвоения материала в последующих дозах упала по сравнению с предыдущими дозами, то это свидетельствует о снижении интереса к материалу или о возрастании утомления учащегося, следовательно, контроль следует проводить чаще, а объем дозы учебного материала сократить.

Применение данного устройства позволяет значительно повысить эффективность обучения. Данное устройство позволяет определять оптимальный объем дозы учебной информации, которую следует усвоить учащемуся. После усвоения учащимся дозы учебной информации определенного объема устройство выдает учащемуся контролирующие кадры с вопросами по изученному материалу данного объема. Выбор оптимального объема производится в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, количества сделанных им ошибок по предыдущему материалу и от изменения скорости усвоения учебного материала. Объем изученного материала высвечивается преподавателю на пульте преподавателя.

Кроме того, предложенное устройство позволяет организовать смену характера умственной деятельности после усвоения данного материала определенного объема.

Формула изобретения

Обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соеди15 ненному с блоком воспроизведения учебнои информации, который подключен к блокам сравнения адресов и ответов, регистру адреса, блоку определения признаков учебной информации и счетчику ошибок, соединен2î ному с блоком регистрации и блоком управления, подключенным к блоку сравнения ответов, блоку определения признаков учебной информации и регистру адреса, который соединен с блоком памяти и блоком сравы нения адресов, подключенным к блоку памяти и блоку определения признаков учебной информации, соединенному с блоком сравнения ответов, и пульт преподавателя, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, щ оно содержит последовательно включенные генератор и сумматор соединенный с пультом преподавателя, блоком сравнения адресов, регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации, счетчиком ошибок и блоком управления.

3S

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 287424, кл. G 09 В 7/02, 1968.

4 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2429379/24, кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).

Редактор И. Ковальчук

Заказ 4109/21

Составитель А Карлов

Техред К.Шуфрич Корректор М. Демчик

Тираж 465 Подписное

ЦНИЙПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская . наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх