Способ автоматического регулирования напряжения на шинах подстанции

 

О и и 0""À - -н= и е

Союз Советскнк

Соцналнстнчесннк

Республик 1» 746811

К305PETK H H$I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)ЗаЯвлено 05.01.78(21) 256501gg2 7 (51)М. Кд.

Н 02 Т 3/12 с присоединением заявки,%

Государственный комитет

СССР (23) Приоритет до делам изобретений и открытий

Опубликовано07.07.80. бюллетень ¹ 25

Дата опубликования описания 07.07.80 (53) УДК621.311.

-.4:621.316. .722 (088. S ) В. Г. Пекелис, А, П. Крысенко и E. С. Ковальчук (72) Авторы изобретения

Белорусское отделение ордена Октябрьской Революции

Всесоюзного государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института энергетических систея и электрических сетей Энергосетьпроект" и Производственное ремонтно-наладочное предприятие Белэнергоремналадка (71) Заявители (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

НАПРЯЖЕНИЯ НА ШИНАХ ПОДСТАНЦЙИ

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано на подстанциях энергосистем и промышленных предприятий, оборудованных устройствами регулирования напряжения под нагрузкой (РПН), например трансформаторами с РПН, и шунтовыми конденсаторными батареями..

Известны способы управления шунто вой конденсаторной батареей (регули10 рования ее мощности) по времени суток, по напряжению, по полному току нагрузки, по величине и направлению реактивной мощности fl).

Недостатком указанных способов яв- ляется то, что они осуществляют управ-. ление шунтовой конденсаторной батареей без согласования с работой устройств регулирования напряжения, установленных на подстанции. В результате этого невозможно осуществить экономически эффективное управление конденсаторной батареей, при котором она обеспечивает наибольшее, годовое снижение потерь энергии при минимальном числе комМутационных операций.

Наиболее близким к изобретению является способ регулирования напряжения на подстанции, подключенной к энергосистеме через трансформатор связи и содержащей конденсаторную установку, путем управления устройством регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) трансформатора связи -в зависимости от напряжения на шинах подстанции и тока нагрузки и включения и отключения конденсаторной установки в зависимости от напряжения на шинах подстанции, тока нагрузки и его реактивной составляющей (2).

Недостатком указанного способа, при котором управление конденсаторной батареей производится по реактивному току с коррекцией по напряжению, является то, что из-за близкого характера законов управления трансформаторомтс РПН и конденсаторной батареей их функции в регулировании напряжения на шинах

На фиг. 1 представлена структурная схема, реализующая предлагаемый способ; на фиг. 2 — диаграмма, поясняющая принцип разделения законов управления устройством РПН и шунтовой конденсаторной установкой.

Блок 1 автоматического регулирования напряжения с токовой компенсацией подключен к трансформатору 2 напряжения и трансформатору 3 тока. Выходы блока 1 соединены с входами привода

4 устройства РПН и входами логических элементов 5 и 6 типа И. Реактивный ток (реактивная мощность) нагрузки измеряется реле 7, подключенным к трансформаторам 2 и 3 и воздействующим с выдержкой времени на логичес45

3 7468 .подстанции недостаточно четко разграничены. Вследствие этого батарея может привлекаться к регулированию напряжения до исчерпания регулировочного диапазона 1 трансформатора с РПН, при этом имеют место неоправданные (излишние) коммутации батареи и уменьшение эффекта от снижения потерь в сетях. Учитывая наличие зон нечувствительности и близость параметров настройки блоков авто- 10 матического управления трансформатора с РПН и конденсаторной батареи, согласование их уставок на практике весьма затруднено.

Белью изобретения является снижение 15 потерь в снях.

Эта цель достигается тем, что опреде ляют запас регулировочного диапазона устройства РПН, сравнивают его с величиной добавки напряжения, создаваемой 20 батареей, и если реактивный ток нагруз. ки больше заданного значения и имеется запас регулировочного диапазона, или если напряжение на шинах ниже заданного, а регулировочный диапазон исчерпан, включают конденсаторную установку, а если реактивный ток нагрузки меньше заданного значения и имеется запас регулировочного диапазона, или если напряжение на шинах выше заданного, а регулировочный диапазон исчерпан, отключают конденсаторную установку.

Таким образом, при наличии достаточного запаса регулировочного диапазона устройства РПН управление конденсаторной батареей осуществляется по реактивной составляющей тока нагрузки, а когда регулировочный диапазон исчерйан, управление конденсаторной батареей производят по отклонению напряжения 40 от заданной уставки.

11 ф кие элементы 8 и О типа И. Блок 10 контролирует по положению привода 4 запас регулировочного диапазона иуправляет элементами 5-9, которые через соответствующие логические элементы

11 и 12 типа ИЛИ и исполнительные органы 13 и. 14 воздействуют на вы ключатель конденсаторйой установки.

Способ осуществляется следующим образом.

В зоне б-в (фиг. 2) регулировочного диапазона устройства РПН контуры управления указанным устройством(трансформаторы 2, 3, блок 1, привод 4 и устройство РПН) и конденсаторной батареей (трансформаторы 2 и 3, реле 7, логические элементы 8, 9, 11 и 12, исполнительные органы 13, 14 и выключатель батареи) не взаимосвязаны и работают раздельно. B крайних зонах регулировочного диапазона а-б и в-r (фиг. 2), ширина которых определяется величиной добавки напряжения, создаваемой подклю-. чением батареи к сети и взятой с некоторым запасом, блоком 10 запрещается включение батареи (через логический элемент 8) в зоне а-б и отключение ее (через логический элемент 9) в зоне и-г при управлении по реактивному току. Тем самым исключаются излишние коммутации батареи и увеличивается время нахождения батареи во включенном состоянии. В тех случаях, когда регу-. лировочный диапазон устройства РПН исчерпан (границы диапазона à, "r" фиг. 2), управление батареей переключается блоком

10 и элементами 5 и 6 на управление по напряжению от блока 1.

Способ обеспечивает более высокую экономическую эффективность использования конденсаторной батареи (максималь- но возможное снижение потерь в предвключенных сетях) и повышение надежности работы за счет увеличения времени нахождения батареи во включенном состоянии и исключения излишних коммутаций без ущерба для качества регулирования напряжения, поскольку при исчерпании регулит овочного диапазона устройства

РПН управление батареей осуществляется по напряжению.

Формула изобретения

Способ автоматического регулирования напряжения на шинах подстанций, подключенной к энергосистеме через

5 7468 трансформатор связи и содержащей конденсаторную установку, путем управления устройством регулирования напряжения под нагрузкой трансформатора связи в зависимости от напряжения на шинах подстанции и тока нагрузки и включения и отключения конденсаторной установки в зависимости от напряжения на шинах подстанций, тока нагрузки и его реаг.тивной составляющей, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения потерь в сетях, определяют запас регулировочного диапазона устройства регулирования напряжения под нагрузкой, сравнивают его с величиной добавки напряже- И ния, создаваемой батареей, и, если реактивный ток нагрузки больше заданного значения и имеется запас регулировоч11 б кого диапиюна, или если напряжение иа шинах ниже заданного, а регулировочный диапазон исчерпан, включают конденсаторную установку, а если реактивный ток нагрузки меньше заданного значения и имеется запас регулировочного диапазона, или если напряжение на шинах выше заданного, а регулировочный диапазон исчерпан, отключают конденсаторную установку.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ильяшов В. П. Автоматическое регулирование мощности конденсаторных установок. М., Энергия, 1977, с. 46.

2. Авторское свидетельство СССР

% 438078, кл. Н 02 1 3/12, 197 1 (прототип).

746811

©- Нижняя граница реаулиро8очмоео

Оиааарем© уЕтрайатда РЙИ

t. Ферко яРВйица рееулироВочноео диапазона двюродсмба Рйи ю-е -Диояцоя ревувиро дания нрирянеиир уетр@й@ ьда РЛИ а- E- зона, бнвюорой занрещемо Вмлючемие

АгмаасФ .

Ф- t -3ою, Р малинкой,уадрещено Вняочеиие

&лмрей авиа 2

Составитель К. Фотина

Р,, „, О фил,шпова Таире@ И. Астанош Корректор С. Шекмар

Заказ 3967/48 Тираж 783 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам- изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д; 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ автоматического регулирования напряжения на шинах подстанции Способ автоматического регулирования напряжения на шинах подстанции Способ автоматического регулирования напряжения на шинах подстанции Способ автоматического регулирования напряжения на шинах подстанции 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования напряжения под нагрузкой, а также компенсации реактивной мощности или симметрирования нагрузки в трехфазной сети

Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к управлению общественным освещением в жилых домах

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразовательной технике, и может быть использовано в машинах двойного питания, испытательных стендах, а также в стабилизаторах трехфазного напряжения и компенсаторах реактивной мощности

Изобретение относится к энергетической электронике и может быть использовано в системах энергоснабжения для стабилизации напряжения на высокой стороне трансформаторных подстанций

Изобретение относится к устройству автоматического воздействия на электросети

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразовательной технике и энергетической электронике, и может быть использовано в сложных замкнутых сетях переменного тока

Изобретение относится к электроэнергетике для регулирования напряжения с помощью установки продольной емкостной компенсации (УПК), в частности к системе тягового электроснабжения переменного тока железных дорог

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к устройствам электроснабжения железных дорог, электрифицированных на однофазном переменном токе напряжением 27,5 кВ частотой 50 Гц, и может быть использовано на тяговых подстанциях для симметрирования и повышения коэффициента мощности электротяговой нагрузки
Наверх