Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства


F15B1/02 - Пневмогидравлические системы общего назначения; гидравлические и пневматические исполнительные механизмы, например сервомеханизмы; конструктивные элементы и принадлежности пневмогидравлических систем, не отнесенные к другим рубрикам (двигатели, турбины, компрессоры, воздуходувки, вентиляторы, насосы F01-F04; гидродинамика F15D; гидравлические и пневматические муфты или тормоза F16D; гидравлические и пневматические рессоры и амортизаторы F16F, гидравлические и пневматические передачи F16H; поршни, цилиндры, уплотнения F16J; клапаны, задвижки, краны, поплавковые клапаны, предохранительные клапаны F16K; предохранительные клапаны с серводействием F16K 17/10; средства управления клапанами с гидравлическими или пневматическими

 

Союз Советски к

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

748036 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 01.02.78 (21) 2576948/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М, Кл.

F 15 В 1/02

F 15 В 7/06

В 60 К 17/10 тЪсудлрстиеииый ифмитет

СССР (53) УДК 62-82 (088.81

Опубликовано 15.07.80. Бюллетень №26

Дата опубликования описания 25.07.80 ио делам изобретеиий и итирытий (72) Авторы изобретения

В. В. Котляров, Ю. И. Деянов, В. А. Кравченко, Ю. С. Толстоухов и H. И. Зубарев

Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства и ()роизводственное объединение «Кировский завод» (71) Заяаителы (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ

ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретенйе Мгносится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения.

Известно устройство для снижения жесткости транспортного средства, содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с масляным насосом, подключенным к всасывающей и напорной магистралям, коробку передач, соединенную с ведомым валом планетарной передачи, маслобак 111.

Недостатком известного устройства является отсутствие в нем упругих и демпфирующих звеньев, необходимых для обеспечения плавности хода при неустановившихся режимах движения.

Целью изобретения является повышение демпфирования и плавности движения транспортного средства.

Цель достигается тем, что напорная магистраль масляного насоса снабжена регулируемым дросселем, перед последним и параллельно ему в ту же магистраль установлены предохранительный клапан и кран управления; а за регулируемым дрос2 селем дополнительно установлен соединен

)тый с ним пневмогидроаккумулятор со сво бодным поршнем. Кроме того, в регулируе мом дросселе пластина с калиброванным отверстием выполнена подвижной.

На фиг. 1 дана схема устройства, а на фиг. 2 — узел дросселя с предохранительным клапаном, краном управления и пневмогидроаккумулятором, разрез.

Устройство содержит (см. фиг. 1) планетарную передачу 1, реактивное звено 2 то которой соединено с масляным насосом 3.

Последний подключен к всасывающей 4 и напорной 5 магистралям. Планетарная передача 1 соединена с коробкой передач б через свой входной вал 7. Всасывающая 4 и напорная 5 магистрали соединены с маслобаком 8. В напорной магистрали 5 установлен регулируемый дроссель 9, а параллельно ему в ту же магистраль вмонтированы предохранительный клапан 10, регулируемый натяжением его пружины, и кран 11 управления. За регулируемым дросселем 9 включены пневмогидроаккумулятор 12 са свободным поршнем 13. Для обеспечения двухступенчатого регулирования расхода жидкости, регулируемый дроссель 9 имеет начальной жесткости трансмиссии, зависящей от начального давления газа в пневмогидроаккумуляторе 12 и от величины постоянного ведущего момента.

Возможен другой режим работы устройства, который является предпочтительным в случае, если имеется большая инерционная нагрузка. В этом режиме перед началом трогания транспортного средства кран

11 управления открыт, муфта сцепления 17 выключена, а масляный насос 3 не вращается. Затем муфта сцепления 17 включается, а масляный насос 3 начинает вращаться на холостом ходу. В этот момент закрывается кран управления 11. При этом масляный насос 3, нагнетая масло в пневмогидроаккумулятор 12, постепенно снижает частоту вращения и наконец останавливается. При возрастании внешней нагрузки ведущий момент трансмиссии возрастает, вследствие чего масляный насос 3 проворачивается и подает больше жидкости в пневмогидроаккумулятор 12, после чего баланс моментов восстанавливается. Этот процесс протекает плавно, так как жесткость трансмиссии на этом режиме снижается за счет вращения насоса. При скачкообразном возрастании нагрузки вступает в работу предохранительный клапан 10, который ограничивает давление насоса 3, а следовательно и ведущего момента трансмиссии. При колебаниях внешней нагрузки синхронно им изменяется ведущий момент, что приводит к колебаниям вращающихся масс двигателя 16 и масс тормозного устройства вместе с планетарной передачей l. При оптимальном подборе движущихся масс амплитуда и ускорение колебаний масс движения могут быть значительно снижены. При колебаниях масс тормозного устройства начинается неустановившееся движение жидкости в магистралях масляного насоса 3.

В результате движения жидкости гасятся колебания вращающихся масс масляного насоса 3, что обеспечивает снижение колебаний вращающихся масс и двигателя !6.

При уменьшении внешней нагрузки ведущий момент трансмиссии снижается и перестает соответствовать моменту сопротивления насоса 3. В этом случае под давлением сжатого газа начинает вытесняться жидкость из пневмогидроаккумулятора !2, а пластина 14 регулируемого дросселя 9 отходит от корпуса. Через образовавшееся дополнительное сечение жидкость свободно поступает к масляному насосу 3, который начинает работать как гидромотор (с вращением в обратную сторону), способствуя при этом повышению скорости движения транспортного средства. Полученная таким образом дополнительная энергия в трансмиссии (от ранее накопленной энергии в пневмогидроаккумуляторе 12) расходуется на разгон транспортного средства до необходимой скорости.

748036 пластину 14 с калиброванным отверстием 15.

Планетарная передача 1 с двигателем 16 соединена с помощью муфты сцепления 17.

Устройство работает следующим образом.

Если действующие нагрузки не являются большими и переключение передач осуS ществляется при движении, то предпочтительным является режим работы устройства с закрытым краном ll управления, когда включение трансмиссии осуществляется с помощью муфты сцепления 17. Когда последняя включается, то появляется момент трения, в виде ведущего момента трансмиссии, который определяется величиной момента сопротивления вращению насоса. Так как поршень 13 пневмогидроаккумулятора

12 в начальный момент находится под дей- ствием предварительного сжатия газа, то насос 3 начинает вращаться и нагнетать жидкость в полость пневмогидроаккумулятора 12 под небольшим давлением. Поэтому момент сопротивления вращению насоса 3 пропорционален этому давлению и имеет небольшое значение. Жесткость устройства и всей трансмиссии в этот момент имеют минимальное значение. С течением времени давление жидкости возрастает пропорционально давлению сжимаемого газа в пневмо- ы гидроаккумуляторе 12. При этом ведущий момент трансмиссии плавно увеличивается, достигая значения необходимого для трогания с места транспортного средства. Одновременно возрастает жесткость трансмисзо сии.

При этом режиме работы устройства существенно уменьшается момент сцепления, поскольку работа трения распределяется между муфтой сцепления и устройством для снижения жесткости трансмиссии, содержащим податливый механизм в виде масляного насоса и следующими за ним узлами в напорной магистрали 5. При трогании с места ведущий момент растет до тех пор, пока не остановится масляный насос 3, Далее при разгоне движение протекает при ускоренном вращении всех масс и максимальной жесткости трансмиссии. Для сокращения периода нарастания жесткости трансмиссии и обеспечения постоянства ведущего момента трансмиссии используется регули- руемый дроссель 9, благодаря которому в начале вращения насоса 3 ведущий момент возрастает интенсивнее, достигая минимального и постоянного значения при достижении максимальной жесткости трансмиссии.

Величина этого момента зависит от сечения >4 калиброванного отверстия 15, которое можно регулировать иглой регулируемого дросселя 9. Для предупреждения гидроудара при остановке насоса 3 служит предохранительный клапан 10, который регулируется на допустимое давление зависящее от максимального крутящего момента двигателя 16.

Плавность движения при трогании транспортного средства определяется величиной

748036

При остановке транспортного средства скорость движения снижается плавно вследствие того, что также используется ранве накопленная энергия в пневмогидроаккумуляторе 2.

Предлагаемое устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства обеспечивает плавность движения с необходимым демпфированием и защитой двигателя и узлов трансмиссии от действия переменных нагрузок.

Формула изобретения

l. Устройство для снижения жесткости. трансмиссии транспортного средства, со-. держащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с масляным насосом, подключенным к всасывающей и напорной магистрали, коробку передач, соединенную с ведомым валом планетарной передачи, маслобак, отличающееся тем, что с целью повышения демпфирования и плавности движения транспортного средства, напорная магистраль масляного насоса снабжена регулируемым дросселем, перед последним и параллельно ему в ту же магистраль установлены предохранительный клапан и кран управления, а за регулируемым дросселем дополнительно установлен соединенный с ним пневмогидроаккумулятор со свободным поршнем.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью двухступенчатого регулирования расхода жидкости через регулируемый дроссель, в ием пластина с калиброванным отверстием выполнена подвижной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР .% 443832, кл. В 60 К 17/1.0, 1974.

748036

Составитель В. Рухадзе

Редактор lO. Петрушко Техред К. Шуфрич Корректор М. Бнгула

Ввк аз 4340/8 Тираж 798 Подписное

0НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная,

Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостоукладчикам, а конкретно, к гидросистемам складных мостов возимых и укладываемых мостоукладчиками, выполненными на гусеничном или колесном шасси

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к баллонам гидропневмоэлементов подвески транспортных средств с элементами их крепления к кузову

Изобретение относится к аккумуляторам энергии жидкости, демпферам пульсации давления и может быть использовано в различных гидросистемах

Изобретение относится к машиностроительному приводу и может быть использовано для преобразования энергии рабочего тела в механическую энергию, например при проектировании и изготовлении газогидравлических двигателей

Изобретение относится к аккумуляторам энергии жидкости, демпферам пульсаций давления и может быть использовано в различных гидросистемах, в которых рабочее давление является переменным в широком диапазоне, например в гидроприводе различных мобильных машин

Гидробак // 2135844
Изобретение относится к гидроприводу, а именно к гидробаку, и предназначено для использования в лесных питомниках при обработке сеянцев

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслобаку системы смазки авиационного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты

Гидробак // 2153913
Изобретение относится к средствам для деаэрации жидкостей и может быть использовано, преимущественно в гидравлических приводах в качестве гидробака, обеспечивающего деаэрацию рабочей жидкости
Наверх