Подшипник скольжения

 

Союз Сояетскик

Социалистически к

Республик

SPRITEÍÈß (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 22.02 78 (21) 2582666/25-27 (51) М. Кл.2 с присоединением заявки №вЂ”

F 16 С I?02

Государстееннык комитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 15.07.80. Бюллетень № 26 (53) УДК 62f.822..5(088.8) по делам нзобретеннй н открытий

Дата опубликования описания 25 07.80 (72) Автор изобретения

В. А. Иванов (7l) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬж1=НИЯ

Изобретение ттгносится к машиностроению и может быть использовано в опорах различных машин и механизмов.

Известен гребенчатый подшипник сколь. жения, содержащий подвижный и неподвижный элементы с закрепленными соответственно на них внутренним гребнем и oxsaтывающнм его наружным гребнем, выполненными в виде втулок со ступенчатыми рабочими поверхностями 11) .

Однако этот подшипник обладает недостаточной несущей способностью из-за то незначительной площади несущей поверхности.

Целью изобретения является повышение несущей способности подшипника скольжения.

Указанная цель обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем подвижный и неподвижный элементы с закрепленными соответственно на них внутренним гребнем и охватывакнцим его наружным гребнем, гребни выполнены в виде гофрированных колец, зафиксированных в окружном направлении и смонтированных с чередованием на неподвижном и подвижном элементах.

Прн этом крайние гофрированные кольца выполнены большей толщины, чем промежуточные и соединены с неподвижным элементом.

Причем соединение одного из крайних гофрированных колец с неподвижным элементом и смежного 4 ним гофрированного кольца с подвижным элементом выполнено неподвижным, а соединение другого крайнего кольца с неподвижным элементом выполнено подвижным в осевом направлении, при этом промежуточные кольца установлены с возможностью осевого перемещения.

Кроме того, гофры могут быть выполнены прямоугольными и треугольными в поперечном сечении, а соединение промежуточных гофрированных колец с подвижным и неподвижным элементами может быть выполнено шлнцевым. При этом шлицевые выступы промежуточных гофрированных колец выполнены Г-образными, нромежуточные гофрированные кольца установлены с возможностью контакта их шлицевых выступов.

Кроме того, торцы шлицевых выступов промежуточных гофрированных колец могут быть расположены по одну сторону каж.

748051 дого из колец или по обе стороны каждого из колец с чередованием в окружном направлении.

На фиг. 1 изображен подшипник с кольцами,имеющими гофры, разрез; на фиг. 2— подшипник с кольцами, имеющими прямоугольные гофры, разрез; на фиг. 3 кольцо с треугольными гофрами и Г-образными шлицевыми выступами; разрез; на фиг. 4 — вид А на фиг. 3.

Подшипник скольжения содержит подвижный 1 и неподвижный 2 элементы в виде втулок,на которых закреплены соответственно внутренний и охватывающий его наружный гребни, выполненные в виде гофрированных колец 3 и 4, соединенных с чередованием с подвижным 1 и неподвижным.

2 элементами. Гофры колец выполнены концентричными, треугольного или прямоугольного профиля, а соединение промежуточных гофрированных колец 3 и 4 с подвижным

1 и неподвижным 2 элементами выполнено шлицевым. Крайнее гофрированное кольцо

5 соединено с неподвижным элементом 2 запрессовкой и пластической деформацией последнего и выемки 6 на гофрированном кольце 5. Крайнее с противоположной стороны гофрированное кольцо 7 соединено с неподвижным элементом 2 резьбой и зафиксировано от проворота фиксатором 8 в виде упругой пластины, размещенной в радиальном пазу неподвижного элемента 2.

По периметру смежного торца элемента 2 выполнено несколько пазов (не показано). для размещения фиксатора 8 при фиксации кольца 7 от проворота по резьбе. Гофрированное кольцо 9, смежное с крайним гофрированным кольцом 5, выполнено увеличенной толщины и соединено с подвижным элементом 1 запрессовкой и пластической деформацией в выемки 10, выполненные на нем, Неподвижные соединения гофрированных колец 5 и 9 с неподвижным 2 и подвижным 1 элементами могут быть выполнены и другими известными способами.

В подвижном 1, неподвижном 2 элементах и крайних гофрированных кольцах 5 и

7 выполнены сообщающиеся каналы 11 — 1 4 для подачи смазки к зазорам между гофрированными кольцами 5 и 7, выполнены уплотнения в виде упругих эластичных колец 15, размещенных и кольцевых канавках колец би7.

Между вершинами и впадинами гофр смежных колец выполнены зазоры 16 больше рабочих зазоров между гофрированными кольцами 3 — 5, 7 и 9.в осевом направлении за счет разности радиусов вершин выступов и дна впадин.

Пазы 17 и 18 служат для установки шпо нок с целью фиксации от проворота подвиж. ного 1 и неподвижного 2 элементов относительно сопрягаемых деталей подшипниково, го узла.

Работает подшипник следующим образом.

При вращении элемента 1 вместе с ним вращаются и гофрированные кольца 3 и 9, а остальные кольца при этом неподвижны.

Смазка из канала 11 в подвижном элементе 1, взаимодействуя с гофрированными кольцами 3 — 5, 7 и 9 под действием центробежных сил по зазорам между указанными гофрированными кольцами перетекает в канал 12 неподвижного элемента 2, а от него по каналам 13 и 14 в крайних гофрированных кольцах 5 и 7, к каналу l l и так далее

Гофрированные кольца 19 — 23 выполнены с прямоугольными концентричными гофрами. Крайнее слева гофрированное коль1S цо 19 выполнено увеличенной толщины и

Изобретение позволяет в несколько раз увеличить несущую способность подшипника при уменьшенных габаритах.

Формула изобретения

4S

1. Подшипник скольжения, содержащий подвижный и неподвижный элементы с закрепленными соответственно на них внутренним гребнем и охватывающим его наружным гребнем, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности, гребни выполнены в виде гофрированных колец, зафиксированных в окружном направлении и смонтированных с чередованием на неподвижном -и подвижном элементах.

2. Подшипник по п. l, отличающийся тем, что крайние гофрированные кольца выполнены большей толщины, чем промежуточные и соединены с неподвижным элементом. соединено неподвижно с неподвижным элементом 2, например сваркой. Крайнее с противоположной стороны гофрированное кольцо 23 выполнено также увеличенной толщины, соединено с неподвижным элементом 2 резьбовым соединением и зафиксировано от проворота но резьбе, например кернением резьбы. Промежуточные гофрированные кольца 20 и 22 соединены с подвижным элементом 1, а промежуточное гофss рированное кольцо 21 соединено с неподвижным элементом 2 шлицевым соединением. У промежуточных гофрированных колец 20 и 22 шлицевые выступы 24 выполнены Г-образными, а гофрированные кольца 20 — 22 установлены с возможностью контакта шлицевых выступов 24 один с другим. При этом торцы шлицевых выступов

24 расположены по одну сторону от колец

20, 21 и 22. Как вариант, торцы шлицевых выступов (а шлицевые выс1упы 28 отогнуты в другую сторону) 25 и 26 могут располагаться по обе стороны каждого из колец 20, 21 и 22 с чередованием в окружном направлении.

3. Подшипник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что соединение одного из крайних гофрированных колец с неподвижным элементом и смежного с ннм гофрированного кольца с подвижным элементом выполнено неподвижным, а соединение другого крайнего кольца с неподвижным элементом выполнено подвижным в осевом направлении, при этом промежуточные кольца установлены с возможностью осевого перемещения.

4. Подшипник по пп. 1, 2 и 3, отличающийся тем, что гофры выполнены прямо- о угольными в поперечном сечении.

5. Подшипник по пп. 1, 2, 3, отличи.ощийся тем, что гофры выполнены треугольными в поперечном сечении.

6. Подшипник по пп. 1, 2, 3, 4 и 5, 1$ отличающийся тем, что соединение промежу- точных гофрированных колец с подвижным н неподвижным элементами выполнено шли. цевым.

7. Подшипник по пп. I, 2, 3, 4, 5 и 6 отличающийся тем, что шлнцевые выступы промежуточных гофрированных колец выполнены Г-образными, а промежуточные гофрированные кольца установлены с возможностью контакта нх шлицевых выступов.

8. Подшипник по пп. 7, отличающийся тем, что торцы шлицевых выступов промежуточных гофрированных колец расположены по обе стороны каждого нз колец с чередованием в окружном направлении.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

I. Орлов H. И. Основы конструирования

М., Машиностроение>,!972, с. 388, рнс. 4!9.

748053

Редактор С. Патрушева

Заказ 4341(8

Составитель И. Крылова

Техред К. Шуфрич Корректор М. Вигула

Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений . н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Филиал ППП «Патента,г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх