Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства

 

Сооез Северских

Сюцнааистмчвсинх

Республик ()75369О (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06. 06. 78 (21) 2626144/27-11 с присоединением заявки ¹

8 60 К 41/06

ГосударЕтвеиный комнтет

СССР по делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет

Опубликовано 070880. Бюллетень ¹ 29 (53) УДК 629. 113-585(088.8) Дата опубликования описания 0708.80 (72) Авторы изобретения

В. И. Соколовский и Ю. С. Шурлапов

Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (Производственное объединение ЗИЛ) (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТУПЕНЕЙ ТРАНСМИССИИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА I

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства, преимущественно многоступенчатой короб,ки передач, содержащей дополнительный редуктор (делитель) с малым передаточным отношением iy = 1,2 †: 1,35.

Известна двухрежимная система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, обеспечивающая изменение программ переключения передач в различных дорожных условиях. Она содержит клапан автоматического управления фрикционными элементами,имеющий корпус с рабочими камерами и золотник,.контактирующий с установленными в рабочих камерах поршнями, один из которых выполнен дифференци- 2О альным, и сообщающиеся гидравлические цилиндры фрикционных элементов по двум программам с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналам давления от датчика скорости транспортного средства и датчика нагрузки двигателя, имеющего размещенный в корпусе дифФеренциальный подпружиненный золотник, рабочие торцы которого подключены через двухпозицчонный селектор к рабочей камере дифференциального поршня клапана автоматического управления 11 .

Недостаток известной двухрежимной системы управления заключается в том, что примененная в ней конструкция клапана автоматического управления не обеспечивает стабильную и четкую работу системы, поскольку датчик нагрузки двигателя подключен к дифференциальному поршню клапана, что вызывает появление цикличности (неустойчивое состояние системы) в сложных условиях движення,а также при частичных нагрузках двигателя,что ухудшает тягово-экономические показатели транспортного средства.

Известна система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства, содержащая клапан автоматического переключения ступеней. имеющий корпус с рабочими камерами и золотник, контактирующий с установленными в рабочих камерах поршнями, один из которых выполнен дифференциальным, датчик скорости транспортного средства, сообщенный с рабочей камерой дифференциального поршня, датчик нагр ки двигателя, источник рабочей жидкости, сообщенный с голостью клапана

753690 автоматического переключения ступеней и установленный в корпусе клапана стопор золотив а.В этой системе решена задача повышения стабильности,точности и четкости работы за счет подключения датчика скорости к рабочей камере дифференциального поршня и соS хранения постоянной величины скоростного перекрытия между смежными ступенями путем исключения пружины из клапана антоматического переключения

=à"Tóïeíeé и ввецения стопора его эо10 чотника t2).

Недостатком этой системы является то, что в ней не решена задача двум:— программного управления (изменения программ) переключением ступеней, оп- )5 тимально соответствующего различным дорожным условиям (шоссе, бездорожье), чтО снижает эффективность работы системы.

Цель изобретения — повышение зф- 20 фективности работы системы путем обеспечения двух режимов переключения ступеней при сохранении стабильной и четкой работы системы.

Для достижения укаэанной цели сис- 25 тема снабжена двухпозиционным селектором, а второй поршень клапана автоматического переключения выполнен дифференциальным, при этом его полости cîîîùåíû с датчиком нагрузки двигателя через селектор.

На чертеже показана система управления.

Система управления содержит источник 1 рабочей жидкости, клапан 2 автоматического переключения фрикционных элементов 3 и 4, датчик 5 скорости транспортного средства, датчик 6 нагрузки двигателя и сеЛектор 7.

Клапан 2 автоматического переключения содержит корпус 8 с рабочими 40 камерами 9 и 10, в которых размещены дифФеренциальные поршни 11 и 12, между которыми установлен золотник 13.

На хвостовике 14 золотника 13 выполнены канавки 15 для взаимодействия с подпружиненным шариком 16 стопорного устройства 17. Дифференциальный поршень 11 состоит из поршня 18 и примыкающего к нему плунжера 19, а дифференциальный поршень 12 — из поршня

20 и плунжера 21, размещенного внутри поршня 20. Корпус 8 клапана 2 содержит полости 22-26. Рабочая камера

9 имеет полости 27-29, а рабочая камера 10 — полости 30 и 31.

Селектор 7 содержит корпус 32, в котором установлен днухпозиционный золотник 33, управляемый вручную из кабины водителя или автоматически,. 8 корпусе 32 селектора выполнены полости 34-36. Датчик 5 скорости выполнен 60 в виде трубки Пито, размещенной в открытом желобе, жестко связанным с ныходным валом трансмиссии.

Источник 1 рабочей жидкости каналом 37 сообщается с полостью 23 кор- 65 пуса 8 клапана 2 и через смежную полость 22 каналом 38 с фрикционным элементом 3 включения более низкой смежной ступени н коробке передач (понижающей ступени). Полость 25 корпуса 8 каналом 39 сообщена с фрикционным элементом 4 включения более высокой смежной ступени в коробке передач (повышающей ступени). Выход датчика 5 скорости каналом 40 сообщен с полостью передач торцом плунжера 19 дифференциального поршня 11 клапана

?. Полости 27 и 28 рабочей камеры 9 сообщаются между собой каналом 41, а полости 25„ 26 и 29 корпуса 2 сообщены с гицробаком.

Выход датчика 6 нагрузки двигателя каналом 42 сообщен с полостью 35 корпуса 32 селектора 7 и через смежную полость 36 каналом 43 с полостью

31 рабочей камеры 10 дифференциального поршня 12.

Через другую смежную полость 34 корпуса 32 селектора 7 датчик 6 нагрузки двигателя каналом 44 сообщается с полостью 30 рабочей камеры 10 клапана 2.

Из полости 30 выходное давление датчика 6 нагрузки двигателя подводится к меньшей площади дифференциального поршня 12 чеоез отверстия 45, выполненные в поршне 20.

Система работает следующим образом.

В левом крайнем положении Э золотника 33 селектора 7, соответствующе л экономическому режиму переключений ступеней при длительном движении по хорошей дороге (шоссе) и частом использовании высших ступеней в коробке передач, выходное давление датчика 6 нагрузки двигателя через смежные полости 34 и 35 корпуса 32 селектора 7 и каналы 42 и 44 подводится к полост;

30 клапана 2 автоматического переключения.Через отверстия 45 поршня 20 это давление подводится к меньшей площади дифференциального поршня 12,равной поперечному сечению плунжера 21.Получающаяся при этом характеристика усилия, действующего на золотник 13 клапана 2 со стороны давления датчика 6 обеспечивает при нзаимодействии с противоположно направленным усилием, действующим на золотник 13 со стороны датчика

5 скорости, такую программу переключений ступеней, которая обеспечивает транспортному средству оптимальную топливную экономичность, Сдвигая вручную или автоматически золотник 33 селектора 7 в правое крайнее положение Д, соответствующее движению по плохой дороге .(бездорожью), полость 35 через смежную полость 36 корпуса 32 селектора 7 сообщает датчик

6 каналом 43 с большей площадью дифференциального поршня 12, равной сумме поперечных сечений поршня 20 и плунжера 21. При этом характеристика уси753690

Формула изобретения

ЦНИИПИ Заказ 5205 Тираж 763 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 лия, действующего на золотник 13 клапана 2 со стороны датчика б становится иной — более "крутой", чем в положении Э золотника 33 селектора 7, и обеспечивает программу переключения, при которой достигаются оптимальные ди-$ намические показатели транспортного средства.

Изменяя соотношение площадей дифференциальных поршней 11 и 12, мох<но также получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей на обоих режимах.

19

Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства, содержащая клапан автомати— ческого переключения ступеней, имеющий корпус с рабочими камерами и зо- 2О лотник, контактирующий с установленными в рабочих камерах поршнями, один из которых выполнен дифференциальным, датчик скорости транспортного средства, сообщенный с рабочей камерой дифференциального поршня, датчик нагруз- ки двигателя, источник рабочей жидкости, сообщенный с помощью клапайа автоматического переключения стуПеней и установленнйй в корпусе клапана стОпор золотника, о т л и ч а ю щ а " я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы системы путем обеспечения двух режимов переключения ступеней при сохранении стабильной и четкой работы системы,она снаб" жена двухпозиционным селектором, а второй поршень клагана автоматического переключения выполнен дифференциальным, при этом его полости сообщены с датчиком нагрузки двигателя через селектор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 393135, кл. 8 60 К 41/06, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2487690/11, кл. В 60 К 41/06, 23.05. 77.

Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх