Таксометр

 

О П И С А Н И Е 176779?

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Сома Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 07,10.75(21) 2179182/18-24

Э (51)М. Кл. (07 В 13/00 с присоединением заявки,%—

Гесударстеаииый камитет

СССР

«о «илам изобретений и аткрытий (23) Приоритет—

Опубликовано 30.09.80.Бюллетень Ж 36

Дата опубликования описания 02.10.80 (53) УДК 681.124..6(088.8) (72) Авторы изобретения

Б. М. Бромберг, А. В. Елисеев, В. Д. Клигман, Е. Г. Молчановский и И. А. Тенин (7.1) заявители (54) ТАКСОМ ETP

Изобретение относится к автоматике и может использоваться для определения оплаты за проезд в такси.

Известен таксометр, содержащий датчики времени и пройденного пути, а также вычислительный, управляющий и инди5 каторный блоки 1

Наиболее близким к изобретению является таксометр, содержащий датчик

: пройденного пути, соединенный кинематически с трансмиссией транспортного ю средства, счетчики и многоканальные переключатели, включенные в цепь счетчиков через коммутационные реле и переключатель гарифрв (2) .

Известные таксометры определяют стоимость проезда в зависимости от прой-, денного пути, времени простоя и тарифа не для каждого пассажира в отдельности, 1 Э1 а для всех пассажиров.вместе. 3ТО затрудняет расчет пассажиров, еслй нескйпько пассажиров такси едут на различттые расстояния, входят в такси и выходят из него на остановках во время одной поездки, что ограничивает функциональные возможности таксометра.

11ель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в таксометр введены блок деления и по числу мест в транспортном средстse - индивидуальные счетчики сумчаты, узлы включения и переключатели коэффициента деления, датчик пройденного пути соединен со входом блока деления, выход которого через узлы включения соединен со входами соответствующих индивидуальных счетчиков суммы, переключатели коэффициента деления соединены с управлятощими входами блока деления и узлов включения.

На чертеже представлена схема таксометра для 4-местного такси на примере механического варианта исполнения таксометра.

Таксометр содержит входной, вал 1, иа котором жестко закреплены ведущие

3 767 зубчатые колеса 2 - 5 редуктора (пред. ставляющие собой датчик пройденного; пути), постоянно находящиеся в зацеплении с ведомыми зубчатыми колесами 6—

9 (образующими блок деления), свобоцно вращающимися на валу 10. Передаточные отношения пар колес равны 2:1, 1:1, 2; 3 и 1:2, что соответствует передаточным числам 1/2, 1, 3/2 и 2.

Жестко закрепленное на валу 10 зубчатое колесо 11 зацепляется с колесом

12. Всего на четырех параллельных валах 13 свободно вращаются четыре одинаковые колеса 12. Передаточное отношение пар колес 11 и 12 равно l:2, вследствие чего передаточные числа между валами 1 и 13 равны 1, 2, 3 и 4.

Валы 13 связаны с четырьмя одинако/ выми,индивидуальными счетчиками суммы

14 - 17, окна которых выведены на наружную панель таксометра. Туда же выведены переключатели 18 - 21 коэффициента деления, исходное и рабочее положение которых зафиксировано фиксаторами 22. С переключателями 18 - 21 связаны штанги 23, воздействующие на муфты 24 - 27 (узлы включения) индивидуальных счетчиков суммы 14 - 17. Переключатели 18 и 19 связаны рычагом 28, шарнирно закрепленным на переключателе

19. Рычаг 29, связывающий переключатели 20 и 21, шарнирно закреплен на первом из них. В свою очередь рычаг 29 несет ось суммирующего рычага 30, который связывает рычаги 28 и 29. Рычаг

30 шарнирно связан с поступательно перемещаемой вытяжной шпонкой 31 зубчатых колес 6 - 9 редуктора.

Работает таксометр следующим образом.

Во время поездки без пассажиров все переключатели 18 - 21 находятся,в исхо ном положении, изображенном на чертеже.

При этом врашение от вала 1 не передаетСя на вал 10 и далее, так как вытяжная шпонка 31, переключающая редуктор, находится вне зубчатых колес 6 - 9.

?0

2$

40

4 той же скоростью, что и вал 1, поскольку при таком включении редуктора передаточное число межцу ними равно l.

При посадке двух пассажиррв или подсадке второго пассажира водитель нажимает еще один переключатель, например

19. В результате этого рычаг 30 перемешается еще на 1/4 хода, вытяжная шпонка 31 включает пару колес 3 и 7 с передаточным числом, равным единице, - включается муфта 25 счетчика 15. При этом валы 13 счетчиков 14 и 15 вращаются вдвое медленней, чем вал первого из них, когда включен только один счетчик. Сумма оплаты за проезд в это время автоматически делится на цва.

При нажатии третьего переключателя включается третий счетчик, а также включается пара колес 4 и 8 с передаточным числом, равным 3/2 и т. д.

При выходе пассажира из машины водительь выклю чае т не реключат ель, нажатый при посадке этого пассажира. Показание счетчика, связанного с этим переключателем, определяет оплату за проезд данного пассажира. Сумма оплаты за дальнейший проезд автоматически делится на число оставшихся в машине пассажиров. После сброса показаний с отключенного счетчика он готов к приему следующего пассажира.

Если машина,заполняется группой совместно едущих и совместно оплачивающих проезд пассажиров, и поцсадка цругих пассажиров исключается, то при описанных условиях оплаты воцитель нажимает только один переключатель. Показание включенного счетчика определяет при этом сумму оплаты за проезд всей группы.

Аналогично может быть построен таксометp для такси с числом мест, отличающимся от четырех.

Предлагаемый таксометр может быть выполнен также в электромеханическом или электронном варианте.

При пОсадке первого пассажира водитель нажимает один из переключателей, 50 например 18, переводя его в рабочее положение, в результате чего соответствую щая штанга 23 включает одну из муфт, например 24. Одновременно поворачивает ся рычаг 28, перемещая суммирующий рычаг 30 на 1/4 его кода, а вытяжная

55 шпонка 31 включает пару зубчатых колес

2 и 6 с передаточным числом 1/2. Начинает вращаться вал 13 счетчика 14 с формула изобретения

Таксометр, содержащий датчик пройденного пути, соединенный кинематически с трансмиссией транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных воз- . можностей таксометра, в него введены

;блок деления и по числу мест в транспортHQM средстве - индивидуальные счетчики

767797

1 5 суммы, узлы включения и переключателй коэффицнента деления, датчик пройденного пути соединен со входом блока деления, выход которого через узлы включения соединен со входамн соответствующих индивидуальных счетчиков суммы, переключатели коэффициента деления соединены с управляющими входами блока деления и узлов включения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 2018640, кл. (07 В 13/02, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 60903, кл. Я 07 С 13/00, 1968

{ прототип) .

Составитель Г. Антонова

Редактор Т. Киселева Техред; Ж.Кастелевич Корректор Н.Швыдкая

Заказ 9844/84,Тираж 641 Подписное

ВКИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., n. 4/5

Филиал ППП ",Патент, г, Ужгород,. ул. Проектная, 4

Таксометр Таксометр Таксометр 

 

Похожие патенты:

Таксометр // 963022

Таксометр // 1051554

Таксометр // 1168986

Токсометр // 1247909
Изобретение относится к средствам, определяющим стоимость проезда с учетом расстояния и времени нахождения в пути

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано для массовой поверки таксометров

Изобретение относится к технике обследования пассажиропотоков и оплаты стоимости проезда в сети городского пассажирского транспорта

Таксометр // 1524075
Наверх