Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

(i ц 768668

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТСРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сов Сордтриих

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01,12.77 (21) 2547916 27-11 с присоединением заявки № (51) М Кл з

В 60К 41/06 (53) УДК 629.113-585. .2 (088.8) (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10.80 по делам изобретений открытий (72) Авторы изобретения

А. A. Винарский, О. H. Казюк и В. Г. Королев

РАогилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (71) Заявитель (54) ГИДРОИЕХАИИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ

ТРА И СЛО РТ 11 О ГО СР ЕДСТВА

Государствеиимй комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области автомобильного и строительно-дорожного ма° шиностроения и может быть использовано на транспортных средствах с двигателем внутреннего сгорания.

Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, имеющую клапаны автоматического переключения передач, состоящие каждый из корпуса с полостями и подпружиненного золотника, перекрывающего эти полости, регулятор давления в гидротрансформаторе, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через упомянутый регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости сообщен через клапан автоматического переключения передач, который подключен к фрикционным муфтам и к гидробаку, с источником давления рабочей жидкости (1).

Недостатками гидромеханической трансмиссии является сложность изготовления, трудность точного выбора передач ввиду настройки системы на несколько управляюших параметров, низкая надежность в связи с наличием большого числа разнотипных элементов.

Целью предлагаемого изобретения является упрощение системы управления путем

5 использования для переключения передач давлений на входе и выходе гидротрансформатора.

Поставленная цель достигается тем, что выход гпдротрансформатора последова1р тельно соединен с полостью перед золотниками клапанов автоматического переключения передач со стороны пружин этих клапанов, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с противолежащей

15 стороной золотников клапанов автоматического переключения передач.

На чертеже изображена гидромехаиическая трансмиссия с системой автоматического управления, в нейтральном положе2р нии.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит гидротрансформатор 1, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач и систему управления, имеющую клапаны 2 — 5 автоматического переключения передач, состоящие из корпуса с полостями и подпружиненного золотника, перекрывающего эти полости, регулятор 6 давления

Зр в гидротрансформаторе 1, источник 7 дав768668 ления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через упомянутый регулятор давления с входом 8 в гидротрансформатор, выход 9 которого сообщен с гидробаком 10 через подпорный клапан 11. Клапан 5 соедипен со стороны пружины с гидролинией

12 выхода из гидротрансформатора 1 и последовательно подключен к клапану 4, через клапан 4 — к клапану 3, через клапан

Ч вЂ” к клапану 2, и с обратной стороны с гидролинией 13 входа в гидротрансформатор последовательно через распределитель питания муфты первой передачи и клапаны4,3и2.

Клапаны 2 — 5 и клапаны 14 и 15 соединены с напорной магистралью 16.

Клапаны 15 и 14 управления первой передачей и задним ходом соединены с напорной магистралью 16 и гидролиниями управления с распределителями 17 и 18 питания муфт первой передачи и заднего хода.

Распределитель 19 питания муфты второй и четвертой передачи соединен гидролинией управления с клапаном 2 управления второй передачей и с напорной магистралью 20 через распределитель 21

Распределитель 21 питания муфты третьей и пятой передач соединен с напорной магистралью 20 и гидролинией управления с клапаном 3 управления третьей передачей, и гидролинией управления с клапаном

5 управления пятой передачей, причем гидролиния от клапана 3 управления третьей передачей проходит через распределитель

22 питания муфты диапазонов.

Распределитель 22 питания муфты диапазонов соединен гидролинией с клапаном

4 переключения диапазонов.

Распределители 17 и 18 питания муфт 40 первой передачи и заднего хода соединены с напорной магистралью 20 через распределители 19 и 21 последовательно.

Клапаны 14 и 15 управления первой передачей и задним ходом электропилотного 45 типа.

Клапаны управления 2 — 5 дифференциального типа.

Работа предлагаемой гидромеханической трансмиссии осуществляется следующим 50 образом.

Включение первой передачи, а равно и заднего хода, осуществляется электропилотными клапанами 15 и 14 управления соответственно при помощи включателя. 55

Включение первой передачи позволяет дальнейшее переключение передач осуществлять автоматически, так как распределитель 17 питания муфты первой передачи соединяет гидролинию 13 входа в гидро- 60 трансформатор с клапаном 2 управления второй передачей.

Следовательно, на клапан 2 с противоположной стороны пружины воздействует усилие, развиваемое давлением на входе в 65 гидротрансформатор, и со стороны пружины — от давления выхода из гидротрансфор м а тор а.

При значительных нагрузках на турбинном колесе гидротрансформатора разность давлений входа и выхода из гидротрансформатора небольшая, и клапан 2 остается в исходном положении, т. е. переключения передачи не происходит.

Прн снижении нагрузки на турбинном колесе, т. е. при увеличении оборотов двигателя и скорости машины, разность входного и выходного давлений возрастает, и клапан 2, преодолевая усилие пружины, перемещается и соединяет напорную магистраль 16 с гидролинией управления распределителем 19 питания муфты второй передачи.

Распределитель 19 перемещается и соеди яет напорную магистраль 20, проходящую через распределитель 21, с полостью муфты включения второй передачи и через оставшийся во включенном положении распределитель 17 полость муфты первой передачи со сливом, происходит переключение передач с первой па вторую.

При включении второй передачи нагрузка на турбинном колесе возрастает и, следовательно, разность входного и выходного давлений в гидротрансформаторе несколько снижается, однако отключения второй передачи не происходит, так как клапан 2 дифференциальный и удерживается во включенном положении усилием давления в напорной магистрали 16, воздействующим на шейку золотника клапана 2.

Так как клапан 2 включен, то давление в гидролинии входа в гидротрансформатор

1 подается к клапану 3 управления третьей передачей, и снова при снижении нагрузки на турбинном колесе гидротрансформатора и, следовательно, увеличении числа оборотов двигателя и скорости движения автомобиля разность входного и выходного давлений в гидротрансформаторе возрастает, и золотник клапана 3 под действием этой разности перемещается и соединяет напорную магистраль 16 с гидролинией управления распределителем 21, проходящей через распределитель 22 и, кроме того, соединяет полость пружины клапана

2 управления со сливом, золотник клапана

2 запирается давлением входа во включенном положении.

Распределитель 21 перемещается и соединяет через включенный распределитель

19 полость муфты второй передачи со сливом, а полость смежной муфты с напорной магистралью 20, вторая передача выключается, а третья включается.

Клапан 3 подает давление входа в гидротрансформатор к клапану 4 управления муфтами диапазонов. Опять же, при снижении нагрузки на турбинном колесе, возросшая разность входного и выходного

768668 давления гидротрансформатора перемещает клапан 4.

Напорная магистраль 1б соединяется с гидролинией управления распределителем

22, а полость пружины клапана 3 со сли- 5 вом, Клапан 3 запирается давлением входа во включенном положении, а золотник распределителя 22 перемещается и соединяет напорную магистраль 16 с полостью муфты, запирает гидролинию управления 10 распределителем 21 от клапана 3 и соединяет полость управления распределителя 21 со сливом.

Распределитель 21 возвращается в исходное положение, полость муфты включе- 15 ния третьей передачи соединяется со сливом, а так как распределитель 19 включен, полость муфты соединяется через распределитель 21 с напорной магистралью 20, третья передача выключается, а четвертая 20 включается.

Далее клапан 4 подает давление входа в гидротрансформатор к клапану5. Поддействием разности входного и выходного давлений золотник клапана 4 перемещает- 25 ся и соединяет напорную магистраль 16 со второй гидролинией управления распределителем 21 и полость пружины клапана 4 со сливом. Клапан 4 запирается давлением входа во включенном положении, а распре- ЗО делитель 21 перемещается и соединяет полость муфты с напорной магистралью 20, а полость муфты через включенный распределитель 19 со сливом, четвертая передача выключается, а пятая включается. 35

Таким образом работает предлагаемая гидравлическая система автоматического управления гидромеханической коробкой передач при переходе с низших передач на высшие. 40

Переключение передач с высших на низшие происходит в обратном порядке, а именно при значительном увеличении нагрузки на турбинном колесе гидротрансформатора разность входного и выходного 45 давлений в гидротрансформаторе уменьшается и клапан управления высшей передачей отключается, в результате чего происходит автоматическое переключение передачи на низшую, так как клапаны низших передач системы остаются включенными и выключаются только при переходе системы на более низкую передачу.

При выключении электропилотного клапана 15, а следовательно и распределителя 17 система управления отключается.

Исполнение клапанов управления дифференциальными исключает пх автоколебания и дает перекрытие при переходах на низшие передачи.

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикцнонными муфтами включения передач, систему управления, имеющую клапаны автоматического переключения передач, состоящие каждый из корпуса с полостями и подпружиненного золотника, перекрывающего эти полости, регулятор давления в гидротрансформаторе, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через упомянутый регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости сообщен через клапан автоматического переключения передач, который подключен к фрикционным муфтам и к гидробаку, с источником давления рабочей жидкости, отл и ч а ющаяся тем, что, с целью упрощения системы управления путем использования для переключения передач давлений на входе и выходе гидротрансформатора, выход гидротрансформатора последовательно соединен с полостью перед золотниками клапанов автоматического переключения передач со стороны пружины этих клапанов, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с противолежащей стороной золотников клапанов автоматического переключения передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Хо 3747439, кл. 74 — 714, 1973.

768668

Составитель В. Ухннн

Техред И. Пенчко

Редактор Н. Ахмедова

Корректор Т. Трушкина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1986/9 Изд. № 470 Тираж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх