Устройство для восстановления зубчатых колес
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик 1774738 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2804.76 (21) 2354570/25-27 с присоединением заявки М2 (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.80. Бюллетень Н9 40
Дата опубликования описания 10. 11. 80 (51)М. Кп.
В 21 Н 5/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.771. .67(088.8) (72) Авторы изобретения
О.И.Кузьменков, A.Ñ.Ñoáîëåâ, С.П.Руденко, Б.А.Шпаковский и О.К.Аврощенко
Институт проблем надежности и долговечности машин
АН Белорусской ССР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
30
Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть применено на ремонтных .за-,, водах для восстановления зубчатых колес с внутренними зубьями.
Известно устройство для восстановления зубчатых колес, содержащее инструмент для обработки внутренней поверхности зубчатого колеса и зубчатой наружной поверхности колеса, которое снабжено установленным в станине с возможностью вращения и радиального перемещения от привода обкатывающим валком, ось которого расположена параллельно оси зубчатого накатника, при этом инструмент для обработки внутренней поверхности выполнен в виде дорна с конической рабочей поверхностью (1).
Недостатком устройства является то, что с его помощью невозможно восстанавливать внутренние зубчатые профили.
Известно также устройство для восстановления зубчатых колес, содержащее профильный валок, установленный на опорах с возможностью радиального перемещения и выполненный по форме наружного желоба восстанавливаемого колеса, дополнительный валок и боковые ограничивающие элементы (2 ).
Недостатком этого устройства является то, что с его помощью невозможно восстанавливать внутренние зубчатые пробили.
Цель изобретения — повышение точности восстанавливаемых колес с внутренним зубчатым венцом.
Для этого в предлагаемом устройстве один из двух боковых ограничивающих элементов выполнен в виде оправки с внутренней полостью, имеющей зубчатую наружную поверхность, спрофилированную в соответствии с восстанавливаемым профилем колеса, установленной с воэможностью вращения, второй элемент выполнен с выступом, входящим во внутреннуюю полость первого, со сквозными каналами для подвода охлаждающей жидкости, а профильный валок выполнен с профилирующими выступами на наружной поверхности.
На фиг.1 изображено предложенное
Устройство общий вид. на фиг 2 и
3 — схем, поясняющие процесс восстановления зубьев колеса.
774738
Устройство состоит из профильного валка 1, установленного на опоре 6, служащего для выдавливания металла из торцов нагретой детали в зону износа зубьев, зубчатого калибра 2 для формообразования внутреннего зубчатого профиля, с боковой ребордой и внутренней полостью для охлаждения, обкатывающего валка 3, прижимы 4 с боковой ребордой, в которой имеются каналы для подвода и отвода охлаждающей жидкости.
ВОсстановление изношенных зубьев происходит в следующей последовательности: предварительно нагретое дс» 950 изношенное колесо 5 (наприо мер, муфта синхронизатора КП грузо- 15 вых автомобилей, имеющая наружную выточку для помещения вилки переключения) устанавливают на охлаждаемом зубчатом калибре 2, закрепленном, например, в патроне токарного стан- 2О ка. При этом зубья калибра входят во впадины внутренних зубьев колеса, образуя закрытый калибр для деформируемого металла. Крепеж колеса осуществляют прижимом 4 с боковой ребордой и двумя каналами, через которые осуществляется подача охлаждающей жидкости во внутреннюю полость калибра 2. При взаимном вращении и радиальном перемещении профильного валка 1 и колеса, профильные выступы (инденторы) валка вдавливаются в нерабочие поверхности колеса (фиг. 2), вытесняя металл в зону износа. При
Этом происходит заполнение металлом изношенных участков зубьев колеса и их 35 калибрование (фиг.3). Для равномерного восстановления двух сторон зубьев колеса процесс восстановления осуществляют с реверсированием вращения и обкатыванием наружной поверх- 4р ности колеса роликом 3. Боковые реборды на зубчатом калибре и прижиме препятствуют вытеканию металла в торцы восстанавливаемой детали. Ввиду незначительных (0,3-0,5 мм) износов зубьев процесс восстановления длится несколько секунд . После восстановления колеса отключают подачу охлаждающей жидкости и снимают деталь с калибра, зубья которого предварительно смазываются графитовой пастой.
Благодаря своей простоте предлагаемое устройство позволит сэкономить более 20 т качественной стали в год и высвободить около 10 станков, изготовлякщих запасные муфты синхронизаторов КП ГАЗ-53.
Формула изобретения
Устройство для восстановления зубчатых колес, содержащее профильный валок, установленный на опорах с возможностью радиального перемещения и выполненный по форме наружного желоба восстанавливаемого колеса, дополнительный валок и боковые ограничивающие элементы, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности восстанавливаемых колес с внутренним зубчатым венцом, один иэ двух боковых ограничивающих элементов выполнен в виде оправки с внутренней полостью, имеющей зубчатую наружную поверхность, спрофилированную в соответствии с восстанавливаемым профилем колеса, установленный с возможностью вращения второй элемент выполнен с выступом, вводящим во внутреннюю полость первого, со скво"=íûìè каналами для подвода охлаждающей жидкости, а профильный валок выполнен с профилирующими выступами на наружной поверхности.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 532442, кл. В 21 Н 5/02, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
9 336067, кл. В 21 Н 1/06, 29.10.69 (прототип).
774738
Фее.1
Рие. 3
Составитель М.Волкова
Редактор Г.Улыбина Техред А.Ач Корректор М.Шароши
Закаэ 7599/12 Тираж 986 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4