Механизм поворота гусеничной машины

 

1п 77694 о и 5 ажни а

ИЗОБРЕТЕНИЯ саво 0ооатских

Социалистических

Респуодик .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.08.78 (21) 2662787/27-11 с присоединением заявки № (51) И. К .

В 62D 11/12

Государственный комитет (23) Приоритет

СССР

Ilo делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (53) УДК 629.113 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (72) Авторы изобретения

А. В. Котовсков и М. С. Мезенцев

Волгоградский политехнический институт (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

R — 0,5В

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно — к механизмам поворота гусеничной машины, Известен механизм поворота, содержащий бортовые однорядные планетарные передачи, коронные шестерни которых соединены с ведущим валом, солнечные шестерни с тормозом, а водила — с тормозом и ведомым валом (1).

Недостатком такого механизма поворота является невозможность осуществления пониженной передачи на отстающем борту при поворотах, что вызывает буксование забегающей гусеницы, снижение производительности гусеничной машины, а также 15 повышение динамических нагрузок в трансмиссии при выходе гусеничной машины из поворота.

Известен также механизм поворота гусеничной машины, содержащий ведущий вал, 20 две бортовые планетарные передачи, коронные шестерни которых соединены с ведущим валом, а водила соединены с выходными валами, и четыре тормоза, первый и второй из которых связаны соответственно 25 с солнечными шестернями упомянутых планетарных передач, а третий и четвертый тормоза — соответственно с упомянутыми водилами (2).

Недостатком такого механизма поворота 30 является невозможность включения пониженной передачи на отстающем борту при плавном повороте, когда снижение скорости отстающей гусеницы достигает заданной допустимой величины, что вызывает излишние потери скорости машины при повороте и повышенную динамическую нагруженность трансмиссии.

Цель изобретения — ограничение буксования забегающей гусеницы при повороте.

Это достигается тем, что механизм поворота снабжен двумя дополнительными тормозами и двумя обгонными муфтами, а каждая бортовая передача выполнена с дополнительным планетарным рядом, у которого водило соединено с одним из дополнительных тормозов, солнечная шестерня соединена с соответствующим выходным валом при помощи упомянутой обгонной муфты, а коронная шестерня соединена с солнечной шестерней бортовой планетарной передачи.

Кроме того, внутреннее передаточное число дополнительного планетарного ряда связано с внутренним передаточным числом бортовой планетарной передачи зависимостью:

776946

65 где К и Кг — внутреннее передаточное число соответственно бортовой планетарной передачи и дополнительного планетарного ряда;

6 — величина буксования забегающей гусеницы;

 — колея гусеничной машины;

R — радиус поворота гусеничной машины, соответствующий буксованию забегаюшей гусеницы, равному б.

На чертеже изображена кинематическая схема планетарного механизма поворота.

Механизм поворота состоит из ведущего вала 1, соединенного с коробкой передач гусеничной машины при помощи конических шестерен 2 и 3 и бортовых планетарных передач, каждая из которых соединена дополнительным планетарным рядом.

Одна бортовая передача содержит планетарный ряд, коронная шестерня 4 которого соединена с ведущим валом 1, солнечная шестерня 5 соединена с тормозом 6, водило

7 соединено с тормозом 8 и выходным валом 9, и соединяется с дополнительным планетарным рядом, коронная шестерня 10 которого соединена с солнечной шестерней

5 бортовой передачи, солнечная шестерня

11 соединена с выходным валом 9 при помощи обгонной муфты, содержащей наружную 12 и внутреннюю 13 обоймы, а водило

14 соединено с дополнительным тормозом 15.

Другая бортовая передача содержит планетарный ряд, коронная шестерня 16 которого соединена с ведущим валом 1, солнечная шестерня 17 соединена с тормозом 18, а водило 19 соединено с тормозом

20 и выходным валом 21, и соединяется с дополнительным планетарным рядом, коронная шестерня 22 которого соединена с солнечной шестерней 17 бортовой передачи, солнечная шестерня 23 соединена с выходным валом 21 при помощи обгонной муфты, содержащей наружную 24 и внутреннюю 25 обоймы, а водило 26 соединено с дополнительным тормозом 27.

Механизм поворота работает следующим образом.

При прямолинейном движении машины тормоза 6, 18, 15 и 27 затянуты, а остановочные тормоза 8 и 20 отпущены, поэтому наружные обоймы 12 и 24, связанные через дополнительные планетарные ряды с заторможенными солнечными шестернями

5 и 17, неподвижны, а внутренние 13 и 25 вращаются совместно с водилами 7 и 19.

Обгонные муфты при этом разблокированы и не препятствуют вращению внутренних обойм 13 и 25 относительно наружных 12 и 24. Ведущий крутящий момент передается на вал 1 через ведомую шестерню центральной передачи и далее на коронные шестерни 4 и 16, приводя их во вращение

Зо

60 и заставляя тем самым вращаться в ту же сторону водила 7 и 19 и валы 9 и 21.

Для осуществления плавного поворота машины влево тормоз 6 левого борта отпускается, а остальные тормоза 8, 18, 15, 27 и 20 обоих бортов остаются без изменения. В результате правая бортовая планетарная передача продолжает работать, как и при прямолинейном движении машины, а в левой происходят следующие изменения.

Солнечная шестерня 5 и коронная 10 вследствие растормаживания получают вращение в сторону, противоположную вращению коронной шестерни 4 и водила 7, что приводит к замедлению вращения последнего и связанной с ним внутренней обоймы 13. Наружная же обойма 12 и солнечная шестерня 11 увеличивают свою угловую скорость, получая вращение от коронной шестерни 10. противоположное вращению последней.

Таким образом, направления вращения обойм обгонной муфты оказываются одинаковыми. В результате при повороте машины наружная обойма 12 обгонной муфты начинает нагонять внутреннюю 13. При снижении поступательной скорости отстающей левой гусеницы (на чертеже не показана) и угловой скорости кинематически связанного с ней водила 7 на заданную допустимую относительную величину наружная обойма

12 нагонит внутреннюю 13, что приведет к блокировке обгонной муфты и соединению тем самым солнечной шестерни 11 с водилом 7. Таким образом произойдет включение пониженной передачи, и на отстающий борт двумя потоками: через первый и второй планетарные ряды — начнет передаваться крутящий момент. Тем самым на отстающей гусенице появится касательная сила тяги и дальнейший рост буксования забегающей гусеницы будет ограничен. При выходе машины из левого поворота тормоз 6 затягивается, и наружная обойма 12 останавливается, В результате обгонная муфта разблокируется, выключив пониженную передачу.

Для осуществления крутого поворота машины влево тормоза 6 и 15 отпускаются, а тормоз 8 затягивается, что приводит к остановке водила 7, а вместе с ним и к остановке обеих обойм обгонной муфты и солнечной шестерни 11. В то же время солнечная шестерня 5, коронная 10 и водило

14 вращаются в сторону, противоположную вращению коронной шестерни 4. Пониженная передача при этом выключена посредством отпускания тормоза 15. Аналогично при воздействии на соответствующие тормоза правого борта осуществляются повороты вправо. При движении машины задним ходом тормоза 15 и 27 отпускаются.

Формула изобретения

1. Механизм поворота гусеничной машины, содержащий ведущий вал, две бортовые 1 + R — 0,5В где: Ki и Кз— внутреннее передаточное число соответственно бортовой планетарной передачи и дополнительного планетарного ряда; величина буксования забегающей гусеницы; колея гусеничной машины; радиус поворота гусеничной машины, соответствующий буксованию забегающей гусеницы, равному 6.

В—

R—

Составитель И. Кириенко

Техред И. Пенчко

Корректор В, Дод

Редактор А. Ахмедова

Заказ 2530/7 Изд. № 577 Тираж 729 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 йланетарные передачи, коронные шестерни которых соединены с ведущим валом, а водила соединены с выходными валами, и четыре тормоза, первый и второй из которых связаны соответственно с солнечными шестернями упомянутых планетарных передач, а третий и четвертый тормоза — соответственно с упомянутыми водилами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью ограничения буксования за бегающей гусеницы при повороте, он снабжен двумя дополнительными тормозами и двумя обгонными муфтами, а каждая бортовая передача выполнена с дополнительным планетарным рядом, у которого водило соединено с одним 15 из дополнительных тормозов, солнечная шестерня соединена с соответствующим выходным валом при помощи упомянутой обгонной муфты, а коронная шестерня соединена с солнечной шестерней бортовой 20 планетарной передачи.

2. Механизм поворота по п. 1, отл ичаю щии и с я тем, что внутренне передаточное число дополнительного планетарного ряда связано с внутренним передаточным числом 25 бортовой планетарной передачи зависимостью:

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Барский И. Б. Советские тракторы. М., Машгиз, 1970, с. 201, 217, 231, 2. Носов Н. А. Расчет и конструирование гусеничных машин, Л., Машгиз, 1972, с. 365 (прототип) .

Механизм поворота гусеничной машины Механизм поворота гусеничной машины Механизм поворота гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бортовым коробкам передач, которые могут быть использованы в трансмиссиях гусеничных транспортных средств для изменения скорости движения и радиуса поворота
Наверх