Индукционный датчик угла

 

."«т « оОП И САН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

777505

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.02.79 (21) 2722338/18-10 (51) М, Кл.

G 01L 3/10 с присоединением заявки №

Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (53) УДК 531.781 (088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (72) Авторы изобретения

Д. А. Берендс, А. Д. Глухов и P. М, Кукулиев

Всесоюзный заочный машиностроительный институт (71) Заявитель (54) ИНДУКЦИОННЫЙ ДАТЧИК УГЛА

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для одновременного измерения угла поворота и крутящего момента вала.

Известный трансформаторный магнитоупругий датчик угла скручивания вала, пропорционального крутящему моменту, содержащий электромагнитную систему, расположенную коаксиально с валом, не обеспечивает измерения угла поворота вала (1).

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является индукционный датчик угла, содержащий многополюсный ферромагнитный статор и ротор, сигнальные обмотки и обмотки возбуждения, расположенные на полюсах статора (2).

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет одновременного измерения крутящего момента.

Достигается это за счет того, что в датчик введены широтно-импульсный модулятор, ключи, управляющие входы которых соединены с выходами модулятора, и стабилизированный источник питания, причем сигнальные обмотки расположены на полюсах статора, противоположных полюсам ротора, а обмотки возбуждения расположены на полюсах статора, лежащих по обе стороны от линии полюсов ротора, и включены в цепи нагрузки источника питания через ключи.

На фиг. 1 дана принципиальная электрик ческая схема датчика; на фиг. 2 — конструктивная схема датчика.

Индукционный датчик угла содержит широтно-импульсный модулятор 1 (см. фиг. 1), выходы которого связаны с управляющими

to входами транзисторных ключей 2 и 3, ферромагнитный ротор 4 и статор 5 с расположенными на его полюсах одинаковыми сигнальными обмотками W>, W4 и одинаковыми обмотками возбуждения Wz, и 3 Ю5 Й 5 д (фиг. 2). В цепи нагрузки ключей 2 и 3 включены параллельно для обеспечения максимальной намагничивающей силы соответственно обмотки возбуждения W2, W5 и W3, W5 и ограничивающие электрический ток резисторы 6 и 7. Цепь питания Е „, датчика связана со стабилизированным источником постоянного тока (на схеме не показан), цепь выходного сигнала U»» связана с сигнальными обмотками W, W4, включенными последовательно для обеспечения дифференциального выхода.

Датчик работает следующим образом.

Широтно-импульсный модулятор 1, переключаемый с педиодом x=t>+t>, на время

30 t включает ключ 2 и выключает ключ 3 и

777505

Зо

55 на время 4 включает ключ 3 и выключает ключ 2.

При включении ключа 2 на время t (ключ 3 при этом разомкнут) через обмотки возбуждения Wq, We проходит импульс тока, который наводит в полюсах статора

5 импульсные магнитные потоки Ф и Ф, замыкающиеся соответственно через ротор

4, полюса статора с сигнальными обмотками % и W4 и воздушные зазоры под полюсами и вызывающие суммарный электромагнитный вращающий момент Мь действующий на ротор по часовой стрелке (фиг. 2). Одновременно в сигнальных обмотках W и W4 за счет потоков Ф вЂ” — Ф и

Ф4=Ф индуцируются разнополярные интегро-дифференцированные импульсы, соответствующие началу и концу интервала времени t>, амплитуда которых зависит от угла поворота ротора 4 относительно полюсов статора 5 (в пределах ширины полюса статора).

Далее за счет переключения широтноимпульсного модулятора 1 на последующий интервал времени t> размыкается ключ

2 и замыкается ключ 3, теперь через обмотки возбуждения We u We проходит импульс тока, который наводит в полюсах статора 5 импульсные магнитные потоки

Фз и Ф6, вызывающие аналогичным образом вращающий момент М>, действующий на ротор против часовой стрелки, и разнополярные интегро-дифференцированные импульсы в сигнальных обмотках W и W4 (за счет потоков Ф вЂ” — 6?e и Ф4 — — Фз), соответствующие началу и концу интервала времени t> или, что одно и то же, концу и началу интервала времени t>.

В результате за счет дифференциального соединения сигнальных обмоток происходит алгебраическое суммирование индуцированных интегро-дифференцированных импульсов в интервале времени fl, возникающих при нарастании (включении тока) потоков Фр, Ф ) и спаде (выключении тока) потоков Фз, Ф6 и в интервале времени 4, возникающих при нарастании (включении тока) потоков Фз, Ф6 и спаде (включении тока) потоков Ф, Ф . При симметричном положении ротора 4 относительно полюсов статора о выходной сигнал (вых будет равен нулю, при отклонении ротора имеем за период т на выходе сигнальных обмоток датчика разнополярные выходные импульсы, соответствующие моментам переключения 4 и t>, амплитуда которых пропорциональна углу поворота, а полярность (фаза) импульсов характеризует направление угла поворота.

Одновременно за период т на ротор 4 будет действовать суммарный вращающий

4 — 4 момент, равный М=M> — М вЂ” — М где М амплитудное значение момента, определяемое конструктивными параметрами ротора, статора и схемы включения, зависящий по величине и знаку от глубины широтно-импульсной модуляции (скважности импульсов) . При равных длительностях импульсов тока (1 — — 1 ) вращающий момент будет равен нулю, причем для неискаженного измерения угла поворота ротора выходной импульс сильно дифференцируется, и минимальная длительность импульса тока tl или t> в обмотках возбуждения (глубина широтно-импульсной модуляции) определяется параметрами интегродифференцирующей цепи (индуктивностями обмоток и сопротивлениями нагрузки цепи питания) .

Использование датчика с широтно-импульсным питанием обмоток возбуждения позволит производить одновременное измерение угла поворота ротора и внешнего крутящего момента на валу ротора, а параллельное включение обмоток возбуждения в цепи нагрузки транзисторных ключей обеспечит симметрирование электрических и магнитных параметров цепей датчика при их технологическом разбросе.

Формула изобретения

Индукционный датчик угла, содержащий многополюсный статор и ротор, сигнальные обмотки и обмотки возбуждения, расположенные на полюсах статора, отличаюшийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет одновременного измерения крутящего момента, в него введены широтно-импульсный модулятор, ключи, управляющие входы которых соединены с выходами модулятора, и стабилизированный источник питания, причем сигнальные обмотки расположены на полюсах статора, противоположных полюсам ротора, а обмотки возбуждения расположены на полюсах статора, лежащих по обе стороны от линии полюсов ротора, и включены в цепи нагрузки источника питания через ключи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

M 614343, кл. G 011 3/10, 11.01.77.

2. Гироскопические системы, под ред.

Пельпора. — М., «Высшая школа», 1972, ч. П I, с. 317 (прототип) .

Редактор Е. Горькова

Составитель Г. Целибеев

Техред А. Камышникова Корректор Н. Федорова. Заказ 2413/17 Изд. № 555 Тираж 1033 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография пр. Сапунова, 2

Индукционный датчик угла Индукционный датчик угла Индукционный датчик угла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх