Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<ц748152 (61) Дополнительное к BBT. свид-ву (22) Заявлено 1407.77 (21) 2507495/18-10 (51) М. Кл. с присоединением заявки Мо а 01 т 3/10

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 1507.80. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 150780 (53) УДК 5З1 ° 781 (088.8) (72) Авторы изобретения

A.Т.Артамонов, Н.П.Волков, С.Т.Мартиросян и С.Н.Сафонов

Московский институт электронного машиностроения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК

НАГРУЖЕННОСТИ ВРАЩАОЦЕГОСЯ ВАЛА

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения крутящего момента, скорости вращения контролируемого вала и мощности, передаваемой валом

Известное устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала, содержащее фотоэлектрический преобразователь угла закручивания вала в длительность электрических импульсов, частота следования которых пропорциональна скорости вращения вала, электронный блок и регистратор, не обеспечивает требуемой чувствительности и. точности измерения (1).

Наиболее близким по технической сущности к данному изобретению является устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала, содержащее нониусный преобразователь угла скручивания вала в электрический сигнал в виде двух рядом расположенных нониусных зуб- чатых дисков, жестко связанных с крайними сечениями базового участка контролируемого вала, и датчика угла скручивания вала, датчик скорости вращения вала, измерительную схему, устройство индикации и источник питания (2).

Недостатком такого устройства является низкая точность измерения иэ-за влияния технологических погрешностей изготовления нониусных дисков, вибрации вала, изгибных колебаний и эксцентриситета.

Цель изобретения — повышение точности измерения.

Указанная цель в устройстве по настоящему изобретению достигается за счет того, что датчик угла скручивания вала выполнен в виде индуктивного датчика перемещения муаровых полос, катушка возбуждения которого выполнена в виде сплошного кольца, расположенного концентрич« но валу с одной стороны нониусных дисков, с другой стороны которых расположены измерительные обмотки.

Последние представляют собой секторные катушки, диаметрально противоположные секторы которых включены встречно, а все пары секторных катушек включены последовательно и

"огласно. Общий выход секторных катушек соединен со входом измерительной схемы, а число пар секторных

748152 катушек равно числу муаровых полос зубчатых дисков.

На фиг.1 показан исследуемый вал с измерительными обмотками и зубчатыми дисками, продольный раэ,рез1 на фиг.2 — блок-схема устройства; на фкг.3 — диаграмма работы.

Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося ьала 1 (фиг.1 и 2) содержит жестко связанные с крайними сечениями базового участка вала, рядом расположенные, нониусные зубчатые диски

2 к 3 с отверстиями 4, выполненные пo окружности дисков концентрично оск вала, причем диаметр отверстий в дкске 2 значительно больше, чем в диске 3.

Благодаря тому, что зубчатые диски 2 и 3 имеют различное число зубцов, сопряжение их радиальных растров дает нониусную муаровую картину, которая обладает следующим свойством — малому угловому перемещению зубчатых дисков относительно друг друга соответствует значительное перемещение муаровых полос, определяемое коэффициентом редукции. Количество муаровых полос таких дисков определяется соотношением числа зубцов и в каждом отдельном случае выбирается из конкретных конструктивных признаков. Важным преимуществом нониусного сопряжения радиальных растров является линейный характер зависимости углового перемещения муаровых полос от угла взаимного разворота зубчатых дисков.

Сплошная кольцевая катушка возбуждения 5, расположенная со стороны диска 2 напротив зубцов и отверстий в дисках, служит для создания переменного- электромагнитного поля в зазоре между дисками. Со стороны диска 3 расположены измерительные катушки 6 датчика скорости вращения вала и измерительные секторные катушки 7 датчика информации о перемещении муаровых полос. Диаметрально противоположные секторы измерительных катушек 7 включены в=тречно, а все пары секторных катушек включены последовательно и согласно, причем число пар секторных катушек равно числу муаровых полос зубчатых дисков. Выходы измерительных катушек через формирователи 8 и 9 связаны со входами измерительной схемы 10, выход которой соединен с устройством индикации 11.

Источник 12 переменного тока служит для запитывания кольцевой катушки возбуждения 5 и измерительной схемы„

Выполнение отверстий в диске 2 большего диаметра, чем в диске 3 позволяет исключить влияние скручивания вала на датчик информации о скорости враяения.

ЗО

Устройство работает следующим образом. При запитывании катушки возбуждения 5 переменным током от источника 12 в зазоре между дисками

2 и 3 возбуждается переменное электромагнитное поле. Это поле частично экранируется плоскостями металлических дисков и при вращении вала на выходе измерительных катушек

6 датчика скорости вращения появляется амплитудно-модулированное напряжение, максимумы которого приходятся на момент совпадения сквозных отверстий дисков с катушками 6.

Это напряжение поступает на формирователь 9, с выхода которого импульсы с периодом следования Т (фкг.3), пропорциональным скорости вращения вала, подаются на измерительную схему 10. Так как измерительные секторные катушки 7 охватывают ряд щелей дисков 2 и 3, то выходное напряжение с этих катушек представляет собой также амплитудно-модулированное колебание с максимумом, приходящимся на момент совпадения прозрачной части муаровых полос с одной из секторных катушек. Этк сигналы поступают на вход формирователя 8, выход которого соединен со входом измерительной схемы 10. При отсутствии нагрузки на валу 1 устройство фазируется таким образом, чтобы на выходе схемы 10 сигнал, несущий информацию о крутящем моменте, был равен нулю. При нагружении исследуемого вала зубчатые диски развернутся на некоторый угол, пропорциональный величине крутящего момента. При этом импульсы U, на выходе формирователя 8 займут дру-, гое временное расположение относительно импульсов U с формирователя 9, которые не изменяют своего временного расположения и используются в качестве опорных.На выходе измерительной схемы появится сигнал

U, длительность t которого пропорцйональна перемещению муаровых полос и, соответственно, величине крутящего момента. Измеренные значения крутящего момента, скорости вращения вала и мощности, передаваемой валом, подается на устройство индикации 11.

Такое выполнение катушек датчика информации о перемещении муаровых н и включение диаметрально противоположных секторов измерительных катушек встречно, а всех пар секторных катушек последовательно и согласно позволяет снимать информацию о взаимном расположении дисков по всей окружности дисков одновременно, благодаря чему в полной мере проявляется интегральный эффект усреднения технологических погрешностей изготовления дисков, к тому же это позволяет в значительной мере ослабить влияние механк748152

Г 5

uz.1 ческих шумов, таких как вибрация вала, изгибные колебания вала и эксцентриситет.

Использование устройства позволяет повысить точность измерения параметров нагруженности вращающегося 5 вала при работе в средах с малым коэффициентом прозрачности.

Формула изобретения 10

Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала, содержащее нониусный преобразователь угла скручивания вала в электрический сигнал в виде двух рядом расположенных нониусных зубчатых дисков, жестко связанных с крайними сечениями базового участка контролируемого вала, и датчика угла скручивания вала, датчик скорости вращения вала, измерительную схему, устройство индикации и источник питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерений, датчик угла скручивания вала выполнен в виде индуктивного датчика перемещения муаровых полос, катушка возбуждения которого выполнена в виде сплошного кольца расположенного концентрично валу с одной стороны нониусных дисков, с другой стороны которых расположены измерительные обмотки, выполненные в виде секторных катушек, диаметрально противоположные секторы которых включены встречно, а все пары секторных катушек включены последовательно и согласно, при этом общий выход секторных катушек соединен со входом измерительной схемы, а число пар секторных катушек выбрано равным числу муаровых полос зубчатых дисков.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CltlA 93888116, кл.73-136А, 1975.

2. Фролов Л.Б., Измерение крутящего момента М., изд. Энергия

1965, с. 41-43 (прототип) .

748152

Составитель Г.Целибеев

Редактор Т.Орловская Техред М. Петко Корректор Н.Григорук

Эаказ 4222/27 Тираж 1019 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала Устройство для измерения характеристик нагруженности вращающегося вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх