Устройство для исследования опор гиродвигателя
СоЮз Советских
Социалистических
Республик
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<1 1 783585
l
-р (61) Дополнительное к авт. свил-ву (51)M. Кл. (22) 3am алеко 12.12.78 (21 ) 2696555/18-23 с присоединением заявки Рй (23) Приоритет
G 01 С 25/00
Гооударетввнный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.11.80 Бюллетень J% 44
Дата опубликования описания 30.11.80. (53) УДК 528,526. .6.531.77 (088.8) (72) Авторы изобретения
Е. А, Перель, Е. М. Родионов и Л. А. Трофимюк (7! ) Заявитель
Московасий авиационный технологический институт им. К. Э. Циолковского (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПОР
ГИРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и, в частности к устройствам для испытания гиродвигателей.
Известна установка для измерения моментов помех поплавкового узла гироприбора, содержащая смонтированные в корпусе, заполненном жидкостью, крышки с расположенными в них статорами датчиков угла и момента, токоподводы, опоры поплавкового узла; усилитель и выходной резистор (1).
Недостатком известной установки является
10 то, что она не обеспечивает измерение моментов помех, вызванных погрешностями опрр ротора гиродвигателя.
Наиболее близким по техни вской сущности
15 среди известных к предлагаемому изобретению является устройство для исследования поплавкового узла гироприбора, содержащее смонтированные в корпусе, заполненном жидкостью, крышки,с расположенными в них статорами датчиков угла и момента,тркоподводами,опорами подвеса гиродвигателя, усилитель, выходной резистор
2-х координатный регистратор, один вход которого соединен с выходом резистора. (2).
Недостатком известного устройства является то,что оно не обеспечивает возможность измере-. ния,раэбаланса гиродвигателя в зависимости от углового положения опор.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства.
Цель достигается за счет того, что в устройство введены два кольцевых .потенциометра, установленных на одном валу электродвигателя, и блок управления реверсом электродвигателя, причем выход одного потенциометра подключен к обмотке гиродвигателя, а выход второго потенциометра соединен с блоком управления реверсом электродвигателя.
Использование двигателя и кольцевого потенциометра питания гиродвигателя обеспечивает возможность измерения моментов, вызванных смещением центра масс ротора в результате погрешностей геометрии поверхностей качения
1 роторных шарик оподшипников, а использование второгЬ кольцевого потенциометра и блока управления реверсом электродвигателя позволяет зафиксировать моменты помех в виде функции угла поворота и направления вращения.
3 7835
Это дает возможность производить диагностику причин появления моментов помех.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
В корпусе l, заполненном жидкостью 2, смонтированы крышки 3, с расположенными в них статорами датчиков угла 4 и момента 5, опорами 6 исследуемого поплавкового узла 7.
Питание к электроэлементам, расположенным
1 в поллавковом узле 7, подводится через токо10 поДводы 8. Выход датчика угла 4 связан со входом усилителя 9, выход которого через масштабный резистор 10 связан со входом датчика момента 5, Один вход регистратора
11. соединен с выходом резистора 10. Выходной
15 вал электродвигателя 12 механически связан с кольцевым потенциометром питания гиродвигатепя 13 и потенциометром развертки 14. Выход потенциометра питания гиродвигателя 13 связан
3-х проводной .электрической линией связи со
20 входом гиродвигзтеля 15 исследуемого поплавкоВого узла 7. Выход потенциометрз развертки 14 связан со вторым входом регистратора
11 и входом блока управления 16 реверсом: электродвигателя, состоящим иэ пороговых
25 устройств и реле. Выход блока управления электрически соединен со входом двигателя 12.
Устройство работает следующим образом.
От двигателя 12 вращение передается к кольцевому потенциометру питания гиродвигателя
13 и потенциометру развертки 14. В результате протекания тока в статоре гиродвигателя, созданного потенциометром питания гиродвигателя.
13, ротор синхронного гиродвигателя за счет намагниченности поворачивается с той же скоростью, что и взл двигателя 12, 35
Мерой смещения центра масс ротора гиромоторз, обусловленного погрешностью геометрии поверхностей качения роторных шарикоподшипников, в принятом компенсационном методе измерения является ток обратной связи. <<
85 4
Для измерения и непрерывной регистрации момента, обусловленного погрешностью опор в зависимости от угла поворота ротора гиродвигателя, используется 2-х координатный регистратор 11, на второй вход которого поступает сигнал, пропорциональный углу поворота ротора гиродвигателя с потенциометра развертки 14.
Изменение направления вращения двигателя 12 осуществляется блоком управления 16 в момент сравнения сигнала с потенциометра развертки 14 с заданным блоком управления сигналом О,.
Использование предложенного устройства позволит осуществить измерение качества подшипников синхронных гиродвигателей с целью диагностики причин, приводящих к смещению центра масс ротора, Формула изобретения
Устройство для исследования опор гиродвига ° теля, содержащее корпус, заполненный жидкостью, крышки с расположенными в них статорами датчиков угла и момента, токоподводами и опорами подвеса гиродвигателя, усилитель, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей, в него введены два кольцевых потенциометра, установленных на одном валу электродвигателя, и блок управления реверсом, причем выход одного потенциометра подключен к обмотке гиродвигателя, а выход второго потенциометра соединен с блоком управления реверсом электродвигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Авторское свидетельство СССР N" 250475, кл. G 01 С 25/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР N 581785, кл. G 01 С 25/00, 1974 (прототип).
783585
Составитель Б. Лелекторский
Техред C. Мигунова Корректор М Ðî
Редактор Т. Кузнецова
Заказ 8526/42
Тираж 801
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4