Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства

 

ВА И -"- : А. gôáанотез" 785072

ОП ИСАНИЕ (ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсимх

Соцмалмстическмх

Ресзтублмк . (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 26.12.78 (2! ) 270!542/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l) М. Кл.з

В 60 К 41/Р2

Гасударственный комитет

СССР (53) УДК 629.! 13-578 (088.8) Опубликовано 07.12.80. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 17.12.80 до делам изобретений и открытий

Д. Г, Поляк, E. И. Лебедев, Б. Н. Пятко, H. П. Калинин, В. И. Губа, В. М. Соляник и В, С. Замковой (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт, Мелитопольский моторный завод и Запорожский автомобильный завод

«Коммунар» (7l) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и касается устройств автоматизации управления агрегатами транспортных средств и, в частности, муфтой сцепления автомобиля.

Известно устройство для автоматического управления электромагнитным порошковым сцеплением, содержащее трехобмоточное реле, основная обмотка которого подключена параллельно якорной обмотке генератора постоянного тока, корректирующая обмотка — параллельно обмотке возбуждения генератора, а серйесная обмотка — последовательно с якорнои обмоткой (.1 ) .

Данное устройство пригодно для использования лишь в случае установки на автомобиле генератора постоянного тока, который в последнее время вышел из употребления. Кроме того, данное устройство обеспечивает. только ступенчатое изменение силы тока в цепи управления, что ухудшает плавность включения сцепления.

Известно также устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства, содержащее трехобмоточное реле регулирования тока в катушке электро2 магнита управления сцеплением, "основная обмотка которого подсоединена через "токоограничивающий резистор к стабилизированному источнику напряжения, следящая— через конденсатор и выпрямитель — к выводам фаз генератора переменного тока, связанного с двигателем транспортного средства, а обмотка обратной связи включена последовательно с катушкой электромагнита управления, в цепь питания которой включены контакты трехобмоточного реле (2). то Недостатком данного устройства является влияние режима работы электрооборудования транспортного средства на характеристику регулирования силы тока в катуш ке электромагнита вследствие изменения при этом напряженйя на фазах генератора, от которых .получает питание следящая обмотка реле. Целью изобретения является повышение стабильности работы устройства эа счет снижения влияния работы генератора на регулирование характеристики трехобмоточного реле.

Цель достигается тем, что устройство снабжено соединенными последовательно компенсирующим резистором и стабилитро785072 ном, через которые общая точка основной обмотки реле и токоограничивающего резистора связана с выводами фаз генератора переменного тока через дополнительно введенные разделительные диоды.

-. - На чертеже представлена принципиальная схема устройства.

Устройство содержит трехобмоточное реле 1 регулирования силы тока в катушке

2 электромагнита управления - сцеплением.

Реле 1 имеет обмотку 3 обратной связи, соединенную последовательно с катушкой 2 электромагнита, следящую обмотку 4, подключенную через диоды 5, 6, 7, 8 и конденсатор 9 к выводам фаз генератора 10 переменного тока, связанного с валом двигателя грансйортного средства. Основная обмотка ll реле подключена к источнику стабилизированного напряжения через токоограничивающий резистор 12 параллель; но стабилитрону 13.

Контакт 1,1 реле включен в цепь управления катушки 2 электромагнита управления сцеплением и подключен параллель-но переходу база-эмиттер транзистора 14, эмиттер которого соединен с отрицательным полюсом источника напряжения. К ба.зе транзистора 14 также подключены резистор 12 и стабилитрон 13.

Положительный полюс источника стаби-, лизированного напряжения соединен с катушкой 2 электромагнита,. резистором 15 в цепи питания стабилитрона 13 и разрядным диодом 16.

Другой конец диода 16 соединен с коллектором транзистора 14 и обмоткой 3 обратной связи реле 1. Общая точка. основной обмотки 11 реле и резистора 12 через компенсирующий резистор 17, стабилитрон 18 и диоды 19 и 20, подсоединена к выводам фаз генератора 10.

Посредством выключателя 21 для принудительного выключения сцепления катушка 2 электромагнита соединена с отрицательным полюсом источника напряжения.

Устройство работает следующим образом.

Ф

Все три обмотки реле 1 включены так, что создаваемые ими магнитные поля суммируются друг с другом. Поэтому общие ампервитки реле равны сумме ампервитков его обмоток.

При работе двигателя с постоянной частотой вращения вала и неизменных условиях работы электрооборудования транспортного средства напряжение на фазах генератора 10 имеет постоянную величину

Этому соответствует постоянство силы тока, . проходящего через следящую обмотку 4.

Подключение устройства к источнику стабилизированного напряжения создает цепь питания перехода база-эмиттер- транзисто-ра 14 через резисторы 12, 15 и основную, обмотку 1! реле. В результате открывается переход коллектор-эмиттер транзистора 14

2$ и обеспечивается прохождение тока через катушку 2 электромагнита и обмотку 3 обратной связи реле 1. При постоянстве напряжения на фазах генератора 1О через обмотку 11 реле будет проходить неизменный по величине ток, определяемый опорным напряжением стабилитрона 13. Катушка 2 электромагнита имеет большую индуктивность, поэтому в первый момент после открытия перехода коллектор-эмиттер транзистора 14 сила тока в цепи катушки 2 будет равна нулю, а затем начнет постепенно возрастать, стремясь достигнуть своего установившегося значения. Но, по мере увеличения силы тока в катушке 2, одновременно будет возрастать и сила тока, проходящего через обмотку 3 обратной связи реле 1. Ампервитки данной обмотки будут суммироваться с ампервитками основной обмотки 11 и следящей обмотки 4 реле

Поэтому в процессе нарастания силы тока в катушке 2 и обмотке 3 будет иметь место увеличение общих ампервитков реле l.

Когда эти ампервиткн станут равными ампервиткам включения, реле сработает и замкнет свой контакт 1.1, в результате чего замкнется накоротко переход базаэмиттер транзистора 14. Следствием этого явится закрытие перехода коллектор-эмиттер транзистора 14 и отключение катушки 2, а также обмотки 3 от источника напряжения. Однако сила тока в цепи катушки 2 и обмотки 3 обратной связи не упадет сразу же до нуля, а будет снижаться постепенно, так как под действием их ЭДС самоиндукции будет обеспечено прохождение тока через данную цепь и разрядный диод 16, как это показано на фиг. пунктирной линией. В процессе уменьшения силы тока, проходящего через обмотку 3, будут снижаться общие ампервитки реле 1, и, когда они снизятся до ампервитков выключения реле, произойдет размыкание контакта 1.1.

В результате вновь откроется переход коллектор-эмиттер транзистора 14 с подключением катушки 2 и обмотки 3 к источнику напряжения, Описанные выше процессы открытия и закрытия перехода коллектор-эмиттер транзистора 14 будут неоднократно повторяться с большой частотой, а сила тока в катушке 2 и обмотке 3 будет колебаться относительно среднего значения, зависящего, как будет показано ниже от частоты вращения. вала двигателя, Для включения реле l требуются одни и те же общи ампервитки независимо от того, как распределяются составляющие этих ампервитков между обмотками реле, Это же относится и к выключению реле.

Если принять, что при неизменных, условиях работы электрооборудования транспортного средства напряжение на фазах генератора за счет действия его реле-регулятора сохранится постоянным независимо от частоты вращения вала двигателя, то в этом

?850?2

33 № 219670, кл. G 05 М 11/30, 1968 (прототип) 5 случае сила тоКа, проходящего через следящую обмотку 4, будет зависеть только от частот вращения вала двигателя, поскольку с возрастанием частоты вращения вала двигателя будет повышаться частота напряжения на фазах генератора 10, следствием чего явится уменьшение сопротивления конденсатора 9 и увеличение силы тока, проходящего через следящую обмотку 4.

При условии постоянства напряжения на фазах генератора 10 независимо от частоты вращения вала двигателя будет сохраняться неизменной и сила тока в основной обмотке 11 реле l, поскольку в этом случае не будет меняться напряжение, подводимое к резистору 12 от фаз генератора 10. величение силы тока в обмотке 4 при постоянстве силы тока в обмотке l l приведет к тому, что общие ампервитки реле l достигнут значения ампервитков включения при меньшей силе тока в обмотке 3 обратной связи. В результате окажется, что чем выше частота вращения вала двигателя, тем при меньших силах тока в обмотке 3 и, следовательно, в катушке 2 электромагнита будет происходить описанный выше процесс повторяющегося включения и отключения катушки 2 от источника напряжения. Это вызовет уменьшение среднего значения тока в катушке 2.

За счет действия устройства обеспечивается уменьшение силы тока в катушке 2 электромагнита с повышением частоты вращения вала двигателя, которое требуется по условиям работы системы автоматического управления сцеплением. Принудительное выключение сцепления независимо от частоты вращения вала двигателя осущест° вляется при замыкании контактов выключателя 21. В этом случае катушка 2 электромагнита подключается непосредственно к источнику напряжения независимо от состояния транзистора 14. Тем самым обеспечивается прохождеНие тока максимальной силы через катушку 2 электромагнита, что требуется для полного выключения сцепле- ния. При описании действия устройства принято считать, что напряжение на фазах генератора 10 сохраняется постоянным независимо от частоты вращения вала двигателя.

Данное условие для генераторов транспортных средств, однако, не соблюдается, так как напряжение на фазах генератора не остается постоянным при изменении степени заряженности аккумуляторной батареи (работающей параллельно с генератором), тока нагрузки генератора, настройки его реле-регулятора.

1$

33

1S

50 ь

Если по одной из указанных причин происходит увеличение напряжения на фазах генераторов, то это вызывает соответствующее увеличение силы тока, проходящего через следящую обмотку 4. Но наряду с этим возрастает выпрямленное напряжение, получаемое после диодов 19 и 20, которое через стабилитрон 18 и компенсирующий резистор 1? подводится к общей точке основной обмотки 11 и резистора 12. В результате этого увеличивается падение напряжения в резисторе 12 и уменьшается напряжение, подводимое к обмотке l, поскольку один конец обмотки 11 подключен к стабилизиро- ванному напряжению, обеспечиваемому с помощью стабилитрона 13, а второй ее конец соединен с резистором 12, напряжение на котором увеличивается с ростом напряжения на фазах генератора.

Таким образом, с повышением напряжения на фазах генератора одновременно происходит как увеличение силы тока в обмотке 4, так и уменьшение силы тока в основной обмотке ll, благодаря чему обеспечивается стабилизация общих ампервитков реле и его характеристик.

Формула изобретения

Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства, содержащее трехобмоточное реле регулирования тока в катушке электромагнита управления сцеплением, основная обмотка которого подсоединена через токоограничивающий резистор к стабилизированному источнику напряжения, следящая — через конденсатор и выпрямитель — к выводам фаэ генератора переменного тока, связанного с двигателем транспортного средства, а обмотка обратной связи включена последовательно с катушкой электромагнита управления, в цепь питания которой включены контакты трехобмоточного реле, отличающееся тем, что, с целью повышения стабильногти работы устройства за счет снижения влияния работы генератора на регулировочные характеристики трехобмоточного реле, оно снабжено соединенными последовательно компенсирующим резистором и стабилитроном, через которые общая точка основной обмотки реле и токоограничивающего резистора связана с выводами фаз генератора переменного тока через дополнительно введенные разделительные диоды.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР № 149311, кл. В 60 К 23/02, 1962.

2. Авторское свидетельство СССР

785072

Составитель Г. Корнева

Редактор Г. Бельская Техред А. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 8730/1 3 . Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 33035, Москва, .Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП «Патент». г. Ужгород, уп. Проектная. 4

Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения

Изобретение относится к средствам управления электромагнитным сцеплением и может быть использовано для автоматического регулирования крутящего момента, передаваемого от двигателя внутреннего сгорания на ведущие колеса транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления агрегатами транспортного средства и, в частности, сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в трансмиссиях транспортных средств для управления сцеплением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств для управления сцеплением
Наверх