Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины

 

у патён о-тех блкот

Союз Советских

Социалистических

Республик

П И СЛЯЙД

ИЗОБРЕТЕНИЯ (iii788287

К АВТЬРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 160279 (21)2736930/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.1280, Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 15.1280 (51)м. к„.з

Н 02 К 15/12

Госудврствеммый коимтет

ССС P ло делам мзобретеммй и открытий (53) УДК621. 313. .713(088.8) (72) Авторы изобретения

В. B. Аврух, В. Б. Бунер, Е. X. Глидер, А. Л. Дунаевский, И. Б. Ковшиков и P. Е. Маламуд (71) Заявитель (54) СПОСОБ PEMOHTA ТЕРМОРЕАКТИВНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

ЛОБОВ61Х ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ CTATOPA ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и касается восстановления изоляции обмоток статоров электрических машин.

Известен способ ремонта тормореак- 5 тивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины, например турбогенератора, включающий конусообразную разделку места повреждения изоляции, заполнение разделки изоляционным материалом и сушку места повреждения. При этом способе место повреждения изоляции срезается на конус по его образующей, причем конусная разделка 15 выполняется на всех сторонах стержня, включая стороны с неповрежденной изоляцие и (1 1.

Недостатками этого способа ремонта изоляции являются большаятрудоемкость20 и снижение надежности изоляции из-за удаления и замещения новыми слоями значительного объема неповрежденной изоляции.

Наиболее близким к изобретению 25 является способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины, например турбогенератора, включакщий местную конусообразную 30 раэделку места повреждения изоляции, заполнение местной разделки изоляционным материалом и сушку отремонтированного места (21.

Недостатком этого способа является снижение надежности изоляции из-за уменьшения пробивных расстояний от меди обмотки, находящейся под напряжением, до поверхности изоляции.

Цель изобретения — повышение надежности работы электрической машины и уменьшение трудоемкости ремонта. указанная цель достигается тем, что в термореактивной изоляции лобовых частей выполняют дополнительную разделку путем снятия изоляции послойно по периметру на глубину, равную 0,1 — 0,2 толщины изоляции при ширине, превышающей наибольшую ширину местной разделки, промазывают местную разделку термореактивным, имеющим низкую вязкость компаундом без наполнителя, заполняют местную разделку тем же компаундом с введенным в него наполнителем и до начала полимеризации компаунда накладывают ленточный материал на место дополнительной разделки с промаэкой каждого слоя термореактивным компаундом беэ наполнителя.

788287

Заполнение местной разделки термсраактинным компаундом выполняется и форме гриба.

Промазку и заполнение местной разделки прсизнодят компаундом, имеющим высокую ме-,аническую прочность

5 и жесткость, а промазку каждого слоя, ленто :=юго материала„ накладываемсгс 2 месте до1юлнятельнсй разделки, 1, рсиз водя х ксь1паундом у и меющим псьы щенную эластичность, Ц

После наложения ленточного матерйала на догопнятельную разделку выполняют опрессонку изоляция .= помощью приспоссбл няя обтяжного я распорного типа и запекают изоляцию с помсщью местных нагревателей,. установленных 15 на упомянутых приспссобленчях.

На фиг,. 1 схематически язображен стержень обмотки в масте повреждения с выполненной разделкой, продольный разрез, на фиг. 2 — разрез A-E на 26 фиг. 1; на фяг. 3 — заполнение изоляционным материалом местной разделки, на фиг. 4 -- заполнение нзоляцясннь1м ленточным материалом дополнительной разделки: на фяг. 8 — заполнение изоляционным материалом местной разделки c,T1,ýïoëíèòàëüíî нанесенным заполнением в форме гриба.

Способ осуществляется следующим образом.

ЗО

Вместе пр,обоя или местного механического повреждения (в виде прстира, прокола и т. д.) изоляции 1 выполняют местную разделку 2 в виде, близком к конусу, обращенному вершиной к токоведущей частя 3 стержня обмотки. Эта местная разделка 2 по объему незначительно превышаeò объем канала пробоя или механического повреждения. Пря этом удаляют проводящие продукты разрушения, образовав- 40 шяеся пря пробое, Затем выполняют дополнительную разделку 4 путем последовательного снятия слоев изоляции 1 по периметру стержня обмотки на глубину, равную 0,1 — 0,2 h (мм), где полная толщина слоя изоляции (фиг. 1).

Ширина этой дополнительной разделки 4 превышает ширину местной разделки 2 и определяется расположением места ремонта, номинальным напряжением обмотки и видом изоляции. Стенки местной разделки промазынают термореактивным кс-. ..паундом 5 низкой вязкости, наприме.:= эпоксидным, без наполнителя.

За счет низкой вязкости компаунда обеси чинается его проникновение в откры5 тые Поры стенок разделки на нсю их глубину. Затем н этот же компаунд вводят наполни.1 ель. Таким напслнителем может быть, например, слюдинитовая пудра или молочная слюда. Полученным ком- @, паундом б, обладающим за счет наполнителя высокой вязкостью, заполняют полностью местную разделку {фиг. 3).

Высокая вязкость наполненного компаунда и, а и малый объем местноф разделки пре- пятствуют его вытеканию из местной разделки при последующих операциях.

Наполненный компаунд 6 имеет малую усадку и высокие электроизоляционные характеристики,а сочетание промазки стенок местной разделки низковязким компаундом я заполнения ее тем же компаундом с наполнителем обеспечивает высокую адгезию заполнения к стенкам местной разделки. До начала олямеризаций заполнения компаундом

6 местной разделки 2 на место дополнительной разделки 1 послойной намот-кой наносят. ленточный изоляционный материал 7 (например стекломикаленту, стеклослюдинитовую ленту, пленку я т. и.). Поверхность дополнительной разделки 4 я каждый слой ленточного материала 7 промазывают термореактявным комгаундом беэ наполнителя, например эпоксидным. Этот компаунд может быть идентичен компаунду, использованному при промазке стенок мсстнсй разделки. Послойную намотку прс11звсдят до полного заполнения дополнительной разделки 4 (фиг. 4).

Гсля зто позволяет конструкция обмотки„ пря необходимости может быть выполнено местное утолщение изоляции стержня обмотки. Пря этом последние слои намотки могут у краев дополнительной разделки заходить на первоначальную изоляцию стержня обмотки.

Для повышения поверхности адгезионного контакта заполнителя 6 местной разделки 2 и первоначальной изоляция 1 стержня обмотки и удлинения пути поверхностного пробоя по ней, что увеличивает электрическую прочность QTpeMoHTHpoBBHHDH изоляции, термореактявный компаунд с наполнителем может быть нанесен дополнительно над местной разделкой с заходом на первоначальную изоляцию таким образок, что заполнение имеет грибообразную форму (фиг. 5). Размеры "шляп-. ки" 8 гриба по диаметру и толщине определяются так, чтобы обеспечивалось приблизительное равенство пробивных напряжений по телу заполнения и по поверхности адгезионного контакта между заполнением и первоначальной изоляцией. Промазку каждого слоя ленточного материала, накладываемого н месте дополнительной разделки, производят компаундом, имеющим повышенную эластичность. В то же время заполнение местной раздел5 ки, имеющей небольшие размеры и объем, ныполняют компаундом, имеющим повышенные электрическую и механическую прочность.

Проведенные опытные работы показывают, что достаточное для надежной эксплуатации качество отремонтированной изоляции достигается.сушкой подогретым воздухом беэ опрессонки изоляции в- месте ремонта. Это объясняется тем, что изоляция в местной

788287 разделке не нуждается в опрессовке, обжимается и удерживается нанесенным поверх ленточным материалом, а общая толщина намотки ленточного материала, нанесенного в дополнительную разделку, незначительна.

Опрессовка отремонтированной изоляции в случае необходимости выполняется приспособлениями обтяжного и распорного типа. При этом вначале на отремонтированное место устанавливают обтяжные приспособления, не создающие больших усилий опрессовки и предназначенные, в основном, для формообразования, а затем распорные приспособления, создающие требуемое прессующее усилие. При этом в ка- 15 честве неподвижных опорных поверхностей для них используют рядом лежащие стержни обмотки. На приспособлениях для опрессовки устанавливаются нагреватели, осуществляющие суш- щ ку отремонтированной изоляции путем теплопередачи по телу приспособлений для опрессовки.

Использование предлагаемого способа ремонта изоляции обмотки ста- 25 тора высоковольтной электрической машины обеспечивает возможность ремонта обмотки статора электрической машины бЕз выемки стержней, что значительно сокращает сроки простоя в ремонте, позволяет уменьшить тредоемкость и стоимость ремонта и повысить надежность отремонтированной изоляции и надежность работы машины в целом.

Формула изобретения

1. Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической маши- 4Q ны, например турбогенератора, включающий местную конусообразную разделку места повреждения изоляции, заполнение местной разделки изоляционным материалом, сушку отРемонтиРован- 4 ного места, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения трудоемкости ремонта, выполняют дополнительную разделку путем снятия изоляции послойно по периметру на глубину, равную 0,1

0,2 толщины изоляции при ширине, превышающей наибольщую ширину местной разделки, промазынают местную разделку термореактивным, имеющим низкую вязкость компаундом без наполнителя, заполняют местную разделку тем же компаундом с введенным в него наполнителем и до начала полимеризации компаунда накладывают ленточный материал на место дополнительной разделки с промаэкой каждого слоя термореактивным компаундом беэ наполнителя.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что заполнение местной разделки -термореактивным компаундом с наполнителем выполняется в форме гриба.

3. Способ по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что промазку и заполнение местной разделки выполняют компаундом, имеющим высокую механическую прочность и жесткость, а промазку каждого слоя ленточного материала, накладываемого в месте дополнительной разделки, выполняют компаундом, имеющим повышенную эластичность.

4. Споссб по пп. 1 — 3, о т л ич а ю шийся тем, что после наложения ленточного материала на дополнительную разделку выполняют опрессовку изоляции с помощью приспособления обтяжного и распорного типа и запекают изоляцию с помощью местных нагревателей, установленных на упомянутых приспособлениях.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Справочник по ремонту турбогенераторов. Под ред. П. И. Устинова.

М., "Энергия", 1978, с. 167.

2. Технологическая инструкция

ИО-3-74 "Восстановление изоляции "Монолит-2" полюсных катушек". Новочеркасский электромашиностроительный завод, 1974.

788287 б 5 фис3

6 5

Составитель П. Забуга

Техред A.À÷

Редактор П. Бабич

Заказ 8370/65 Тираж 783

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП ".Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Корректор Н. Швыдкая

Подписное

Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх