Кабель-канат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик о»790024 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 2?0?79 (21) 2734582/07 (5))M. Кл.3

Н 01 В 7/18 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 23.1280 Бюллетень ¹ 47 (53) УДК 621.315 (088.8) Дата опубликования описания 23.1280 ю (72) Авторы изобретения

В.Г.Морозов, В.И.Дворников, A.Ï.Âåòðoâ, В.П.Неплях .и Н.И.Горбенко

Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М.М. Федорова (7т ) Заявитель (54) КЛВЕЛЬ-КДНД1

Изобретение относится к изготовлению кабель-канатов и может быть исПользовано в угольной и горнорудной промышленности, в лифтовых подъемниках, в практике глубоководного пром- 5 рыболовства и в других отраслях народного хозяйства, где требуется передача электрической энергии и электрических сигналов по каналам, размещенным в канатах большого диаметра, 1О работающих в тяжелых режимах нагружения.

Известен проволочный канат, передающий электрическую энергию, который содержит сердечник и наружные проволоки, каждая из которых во внешнем слое представляет собою биметаллическую проволоку, имеющую центральную часть с круглым поперечным сечением, 1 выполненную из стали, и наружную 2О часть — из материала с высокой электропроводностью, например меди, Недостатком этого каната является то, что электрический ток здесь передается по наружной поверхности кана- 25

:та, что при больших значениях напряжения и тока представляет опасность для обслуживающего персонала. Кроме того, при таком устройстве каната неизбежны утечки электроэнергии, а по- 3Q

2 этому необходимы дополнительные sa" траты на его электроизоляцию. На наклонных шахтных подъемах, где неизбежен контакт каната с почвой, вообще неврзможно использовать указанный проволочный канат. В условиях обводненного ствола применение каната также невозможно.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является каротажный кабель-канат, который содержит двойную или многослойную броню из проволок круглого или фасонного сечения, повивы которых наложены во взаимно противоположных направлениях, а в центральной части — токопроводящую жилу, состоящую иэ медных (провблок, покрытых сверху пб всей длине изолирующим слоем, например резиной.

Недостатком известного каната является то, что токопроводящая его часть выполняет роль сердечника, воспринимающего радиальные сжимающие усилия. В случае интенсивных изгибных и крутильных деформаций возможно истирание и разрушение изолирующего слоя, появление утечек электрической ,энергии, обрыв сердечника и наруше, ние целостности каната вследствие

790024 западаний отдельных проволок (навиваемых с большим шагом) в тело сердечника, а также вследствие выхода фигурных проволок из замковых соеди нений, что приводит к выходу каната из строя.

Цель изобретения — повышение качества каната путем улучшения защиты

его электропроводящей части.

Указанная цель достигается тем, что на сердечник свободно навиты одна или несколько ленточных пружин, в зазорах между витками которых размещена наложенная с натягом на сердечник круглая проволока, при этом на наружной поверхности ленточной пружины выполнены углубления. !5

Шаг навивки ленточной пружины равен (!з с)о 1 >п "!с где Ь вЂ” ширина ленты; диаметр проволоки;

Š— зазор между проволокой и лентой; диаметр сердечника;

m — число заходов ленточной пружины.

Угол наклона углублений на ленточной пружине к продольной оси ленты равен

Ъ6 Р = a r ctо — — - с + о, ь >" где Ы вЂ” угол навивки проволок в пряди>

Jb — угол свивки в канате.

Углубления выполнены по рациусу, равному радиусу проволок наружного слоя пряди, глубиною не превышающей половины толщины ленты,а шаг — диаметра этих проволок. Ленточные пружины и проволока, размещенная между витками пружины, выполнены стальными, при 40 этом диаметр этой проволоки не больше толщины ленты.

На фиг. 1 показан канат, общий вид; на фиг. 2 — то же, сечение; на фиг. 3узел 1 на фиг. 1 15

Предлагаемый кабель-канат выполнен следующим образом.

Вокруг сердечника 1, выполненного, например, в виде нескольких изолированных одна от другой токопроводящих жил 2 с электроизоляционным материа лом 3, заполняющим остальное его сечение, свободно навита цилиндрическая ленточная пружина 4, в зазорах меж у витками которой размещены круглая„.проволока 5, с натягом обвитая вокруг сердечника 1. Далее поверх армированного таким образом сердечни-, ка размещаются повитые вокруг. него пряди б прядного каната, либо слои, содержащие круглые и фасонные прово- ф) локи спирального каната. На наружно ) поверхности ленточной пружины выпол. нены углубления.

Такое исполнение кабель-каната позволяет передавать по армированно у у и надежно защищенному от внешних

>,о=,, йствий сердечнику (ло его токо проводящим элементам) электрическую энергию и в тоже время работать канатом как гибким тяговым органом.

Таким образом, канат, механически связывающий один объект (подъемная машина) с другим (подъемный сосуд), позволяет осуществить электрическую связь между ними. С помощью этой реально обеспечиваемой обратной связи эффективно контролируется и предотвращается напуск и обрыв каната, а также осуществляется дистанционное включение и выключение .необходимых механизмов и аппаратуры.

Работает кабель-канат следующим образом.

Внутренняя полость каната не несет силовых нагрузок и предназначена, как в обычном кабеле, для передачи электрической энергии или сигналов. Армировка сердечника работает также без восприятия продольных растягивающих усилий. Ее основное назначение — защищать сердечник от радиальной сжимающей нагрузки и удерживать его от смещений относительно силовых элементов каната — проволок или прядей, Элементы армировки, навитые поверх сердечника, цилиндрическая ленточная пружина и пружина из круглой проволоки работают в канате по-разному. Ленточная пружина воспринимает радиальные нагрузки от вышележащих прядей (или слоев проволок) и тем самым разгружает сердечник от восприятия этих нагрузок. Кроме того, шаг пружины меньше диаметра сердечника, а поэтому пружина обладает повышенной устойчивостью, сохраняя в целостности сердечник в условиях интенсивных изгибных и крутильных деформаций каната. 1>ричем проволоки прядей ложатся в углубления на ленте так, что между ленточной пружиной и вышележащими проволоками обеспечивается контакт по площадкам касания, уменьшающий контактные напряжения. Прокаткой или накаткой в процессе изготовления ленты ее наружная поверхность делается рифтообразной в виде системы углублений с расчетным углом наклона углублений, так что наружным проволокам пряди обеспечиваются оптимальные условия контактирования с лентой. Кроме того, таким исполнением наружной поверхности ленты предот-. вращается ее смещение относительно прядей каната.

Пружина из круглой проволоки, размещенная в зазорах между витками ленточной пружины, работает в другом режиме. Она с натягом навивается на сердечник и вйполняет роль фиксатора или пространственной спиралеобразной шпонки, удерживающей. сердеч790024 ник относительно основного элемента армировки ленточной пружины эа счет того, что частично внедряется в .,<атериал сердечника и, будучи в зазоре между витками ленточной пружины, препятствует его осевому смещению. Отсутствие смещений сердечника приводит к уменьшению его износа от сил трения с пружинами. Диаметр проволоки не больше толщины ленты, поэтому она не вступает во в,заимодейcrave с прядями каната.

Таким образом, предлагаемая дифференциальная армировка разгружает сердечник (и токопроводящие жилы) от действия радиальных и разрывных усилий и надежно фиксирует его внутри каната. Диаметр проволоки меньше зазора между витками ленточной пружины, поэтому предлагаемое устройство не увеличивает жесткость каната.

Ширина ленты не больше радиуса сер- що дечника, поэтому ленточная пружина навивается вокруг сердечника с шагом, меньшим его диаметра, что обеспечивает ее повышенную устойчивость от опрокидывания.

В каждом конкретном случае допускаемые параметры пружин армировки определяются расчетным путем.

Использование пружин с числом заходов, большим единицы, увеличивает производительность устройств„ изготавливающих армировку.

Простота предлагаемого устройства, предназначенного для тяжелонагруженных канатов, и технологичность, обусловленная. возможность одновремен — З5 ного повива пружин обоих типов, позволяют использовать его на действующих предприятиях для создания качест— венных проволочных канатов со встроенными электропроводящими элементами. 4О

Формула изобретения

1. Кабель-канат, содержащий сердечник из электроизоляционного материала с равномерно размещенными по

его сечению электропроводящими элементами и наружные слои из стальных проволок или их прядей, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества изделия путем улучшения защиты его электропроводящей части, на сердечнике свободно навиты одна или несколько ленточных пружин, в зазорах между витками которых размещена наложенная с натягом на сердечник круглая проволока, при этом на наружной поверхности ленточной пружины выполнены углубления.

2. Кабель-канат по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что шаг навивки ленточной пружины равен =(t d.- )

У где Ь вЂ” ширина ленты; ою- диаметр проволоки; зазор между проволокой и лентой; бс — диаметр сердечника;

m — число заходов ленточной пружины.

3. Кабель-канат по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что угол наклона углубления на ленточной пружине к продольной оси ленты равен Р = arctg — — — ac p

F66

h где о — угол навивки проволок в пряди; угол навивки в кабель-канате.

4. Кабель-канат по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что углубления на ленточной пружине выполнены по радиусу, равному радиусу проволок наружного слоя пряди, глубиною не превышающей половины толщины ленты, а шаг — диаметра этих проволок.

Кабель-канат по пп. 1 — 4, отличающийся тем, что ленточная пружина и круглая проволока выполнены стальными.

6. Кабель-канат по пп. 1 — 5, отличающийся тем, что диаметр круглой проволоки не больше толщины ленты.

790024

Puz. g

Составитель В,B.Ñòoëáîâ

Редактор Н.Лазаренко Техред С,Мигунова

Корректор Ю.Макаренко

Заказ 9044/51 Тираж 844

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, &москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ЧПП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Кабель-канат Кабель-канат Кабель-канат Кабель-канат 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям неизолированных многопроволочных проводов для воздушных линий, используемых для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях и линиях электрифицированного транспорта в качестве усиливающих, питающих и отсасывающих линий

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям многопроволочных проводов для воздушных линий, используемых для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях и линиях электрифицированного транспорта в качестве несущих тросов контактных подвесок

Изобретение относится к электротехнике и железнодорожному транспорту

Изобретение относится к неизолированным (голым) проводам и токопроводящим телам, состоящим из нескольких проволок, скрученных в форме каната

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при изготовлении гибких проводников дроссельных, междроссельных, межпутных перемычек и электротяговых соединителей рельсовых цепей электрифицированных железных дорог при электротяге постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям несущих сердечников внешних токоведущих жил проводов для передачи электрической энергии в воздушных магистральных высоковольтных линиях и электрических сетях

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления композиционного несущего сердечника проводов воздушных линий электропередачи в магистральных высоковольтных линиях и электрических сетях, предназначенных для длительной эксплуатации при температурах 150-300°С

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к воздушным линиям элетропередачи
Наверх