Самотормозящаяся реверсивная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Сеюэ Советских

Социалистических

Реслублнк

<1796536 (61) Дополнительное н ает. сеид-ву— (22) Заявлено 060478 (21) 2600299/25-27 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет,—

Опубликовано 1501,81. бюллетень N9 2

Дата опубликования описания 15.0181 (51)РА. Кл.З .

F 16 D 41/16

ГосударствениыЯ яомнтет

СССР по дедам пзобретенмЯ и отарытнЯ (53) УДК 621. 825. 5 (088. 8) P2)As. ð изобретения

Г. А. Зайцев (71) Заявитель (54) САМОТОРМОЭЯЩАЯСЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машнностроению, в частности к самотормо:: зящимся муфтам реверсивного вращения, работающим как остановы (стопоры) для предотвращения движения в об- 5 ратном направлении, а также в режиме обгонного механизма двустороннего действия.

Известна самотормозящаяся реверсивная муфта, содержащая корпус с 10 концентричными кольцевыми проточками, размещенные в нем две тормозные колодки, подпружиненные одна относительно другой, а также ведущий и ведоьый валы (1). 15

Недостатком известного устройства является низкая иагрузочная способность ° .

Цель изобретения - повышение нагрузочной способности. 20

Цель достигается тем, что тормозные колодки размещены в проточке корпуса наибольшего диаметра и соединены между собой шарнирной связкой, расположенной от оси вращения 25 на расстоянии, равном приведенному радиусу трения каждой тормозной колодки, ведомый вал выполнен с эксцентричным приливом на конце и двумя шипами, расположенными между тормоз- 30. 2 ными колодками по другую сторону оси вращения от шарнирной связи, а ведущий вал выполнен с двумя пальцами, входящими в выполненные в тор : мозных колодках гнезда, расположенные от оси вращения с той же стороны, что и шипы ведомого вала на расстоянии, большем суммарного приведенного радиуса трения.

На фиг. 1 показана самотормозящаяся муфта, осевой разрезу на фиг.2 разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 и 4 — взаимное положение элементов при работе муфты в режиме обгонного. механизма двустороннего действия, где - угол треният - радиус действия шарнирной связник к- радиус действия шипову

1п - приведенный радиус трения для одной колодкие

Ь1Я - гарантированные зазоры между элементами муфты;

4 - угол между серединами контактных Фрикционных поверхностей тормозных колодок °

796536

t0

Я5

60 б5

Самотормозящаяся муфта (фиг. 1 и 2) содержит корпус 1, ведомый вал

2, две тормозные колодки 3, ведущий: вал 4, установленный в крышке 5 на подшипниках 6. Ведомый вал 2 установлен в корпусе также на подшипниках 6.

В наибольшей концентрической проточке корпуса 1 тормозные колодки 3 установлены таким образом, что с одной стороны от оси вращения между колодками размещен эксцентричный конец ведомого вала 2 с опорными шипами 7, с другой стороны тормозные колодки 3 объединены шарнирной связкой

8, Тормозные колодки 3 разжаты между собой пружинами 9 и 10 таким образом, что их фрикционные поверх,ности соприкасаются с фрикционной поверхностью корпуса 1. Тормозные колодки 3 имеют гнезда 11, расположенные в зоне шипов 7 ведомого вала

2, в которые входят два пальца 12 ведущего вала 4.

В режиме обгонного механизма двустороннего действия муфта работает следующим образом.

Представим, что корпус 1 имеет возможность поворачиваться в своих подшипниках (не показаны) относительно общей оси вращения. При вращении корпуса 1 (фиг. 3) по часовой стрелке крутящий момент передается через правую тормозную колодку 3 ведомому валу 2 через шип 7. Заклинка тормозных колодок и передача вращения происходит благодаря тому, что шарнирная связка 8 расположена на радиусе, равном или несколько большем приведенного радиуса трений каждой колодки, а шип 7 ведомого вала 2 — на радиусе, который меньше суммарного приведенного радиуса трения двух последовательно раббтающих тормозных колодок при этом обе колодки сцеплены с корпусом без проскальзывания. Для нормальной работы муфты в этом режиме необходимым условием является наличие гарантированных зазоров b.(и Ь .

При передаче ускоренного вращения со стороны ведущего вала по часовой стрелке (фиг. 4) левый палец

12 ведущего нала 4 передает усилие через тело колодки и леный шип 7 ведомому валу 2 непосредственно.

Прж этом левая тормозная колодка 3 расклинивается, освобождается от нагрузок шарнирная связка 8, так как колодки разжаты пружиной 10, правый шип 7 ведущего вала 4 упирается в правую тормозную колодку 3 и перемещает ее в сторону вращения ведущего вала, т.е. по часовой стрелке. Перемещение правой тормозной колодки 3 при этом осуществляется в результате того, что радиус %, на котором находится шип 7, ",ущестненно больше приведенного радиуса самоторможения одной тормозной колодки. В этом режиме работы муфты зазоры распределяются как показано на фиг. 4, причем Ьg = hy +

+ Ь вЂ” d4 — „. Передача момента нагR, рузки от ведущего вала к ведомому происходит с минимальными потерями на трение, так как тормозные элементы расклинены и имеют незначительное трение из-за наличия разжимных усилий пружин 9 и 10, Для режима ускоренного реверса, при котором корпус, вращается по часовой стрелке, а ведущий нал 4 вращается против часовой стрелки (на фиг. 4 это награвление показано пунктирной стрелкой), работа механизма и схема распределения зазоров аналогична рассмотренной и отличается тем, что правый палец 12 упирается через тело тормозной колодки 3 в правый шип 7, а зазор Ь образуется между левым пальцем и левой тормозной колодкой 3, В предлагаемой самотормозящейся муфте с целью увеличения приведенного радиуса трения каждой тормозной колодки Р„ их поверхности контактирования с корпусом разнесены на некоторый угол А (фиг. 3), равный ориентировочно 2/3 (. Это позволяет при определенном значении коэффициента трения скольжения f=QQ (rae — угол трения) увеличить приведенный радиус трения более, чем в два раза. Чрезмерное унеличение угла

4 недопустимо, так как силы, возникающие,при заклинивании, существенно деформируют корпус, а силы рас.клинивания велики.

В предлагаемой муфте последовательное действие тормозных элементов позволяет ограничить угол растнора до величины и и произвести объединение тормозных элементов шарнирной снязкой на радиусе Р, равном или больше приведенного радиуса трения t q одной колодки; все это позволяет существенно снизить усилия, которые идут на расклинивание механизма.

Помимо рассмотренного варианта использования самотормоэящейся муфты как обгонной муфты, предлагаемый механизм может найти применение в режиме реверсивного механизма, предотвращающего движения в обрат-.. ном направленяи, т.е. механизма останова.

К преимущестнам этого механизма следует отнести высокую надежность и отсутстние значительных усилий; при .расклининании. При прочих равных условиях нагрузочная способность предлагаемой муфты в полтора раза выше нагруэочной способности известной муфты.

796536

cAаК

Я-Л

Формула изобретения

Самотормозящаяся реверсивная муфта, содержащая корпус с концентричными кольцевыми проточками, размещенные в нем две тормозные колодки, подпружиненные одна относительно другой, а также ведущий и ведомый валы, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, тормозные колодки размещены в проточке корпуса наибольшего диаметра И соединены между собой шарнирной связкой, расположенной от оси вращения на расстоянии, равном приведенному радиусу трения. каждой тормозной колодки, ведомый вал выполнен с эксцентричным приливом на конце и двумя шипами, расположенными между тормозйймИ колодками по другую сторону оси вращения от шарнирной связки, а ведущий вал выполнен с двумя пальцами, входящими в выполненные в тормозных колодках гнезда, расположенные от оси вращения с той же стороны, что и шипы ведомого вала на расстоянии, большем суммарного приведенного ра,циуса трения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 9 3051282, кл. 192-8, 1968

Составитель 5.Абалтусов

Техред Н. Граб Корректор Н.Стед

Редактор Т.Алякина тираж.1015 Подписное

ВНИИНИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Заахав 9747/51

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная 4,

Самотормозящаяся реверсивная муфта Самотормозящаяся реверсивная муфта Самотормозящаяся реверсивная муфта Самотормозящаяся реверсивная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям обгонных муфт

Муфта // 1032248

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении валов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для реверсивного вращения валов механизмов и устройств в тех случаях, когда необходимо автоматическое переключение муфты при реверсе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для реверсирования вращения валов механизмов и устройств
Наверх