Обучающее устройство

 

. t

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТВЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23. 02. 79 (21) 2728888/18-24 (51) М

G 09 В 7/07 с присоединением заявки Мо (23)Г3риоритет

Государственный иомитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликоаано 236181. Бюллетень N9 3

Дата олубликоаания оаисания 23. 01. 81 (5З) УДК 881.3. 071 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Н. Маляров, A. 8. Алимпиев и В. Н. Щекинов (7т) Заявитель

Куйбышевский политехнический институт имени В. В. Куйбышева (54) ОБУЧМОЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Это устройство позволяет вводить Е,элементы взаимопомощи среди учащихся

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Известны обучающие устройства, содержащие блок связи с вычислителем, дешифратор, блок ввода, управляемый диапроектор, экран, блок фотодатчиков, логический блок, блок оценок, блок индикации и вычислитель

Недостатком этого устройства является его сложность.

Известны также обучающие устройства, содержашие блок представления информации, блок считывания кодов, блок ввода ответов, блок сравнения ответов, логический блок, блок индикации и оценки, узел управления, а также блок предварительного анализа ответов, состоящий из узла памяти, дешифратора и клича (23.

Недостатком автоматизированного класса, состоящего из этих устройств, является невозможность оказания помощи отстающим. учащимся самими учащимися, т.е. отсутствие элемента взаимопомощи при машинном обучении.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является обучающее устройство, содержащее пульты обучаемых, пульт преподавателя и блок помощи.В пультах обучаемых блок ввода ответов связан с логическим блоком и блоком памяти, соединенным с логическим блоком и блоком воспроизведения, подключенным к логическому блоку, связанному с блоком регистрации,и содержат клавишу запроса помощи, индивидуальное переговорное устройство, клавишу оказания помощи и индикатор вызова помощи. Блок помощи содержит коммутатор оказания помощи, блок подключения помогающих и блок опре15 деления помогающих, входы которого подключены к блоку воспроизведения и клавише запроса помощи, а выходы подключены к индикатору вызова помощи и блоку подключения помогающих, 29 вход которого подключен к клавише оказания помощи, а выход подключен к коммутатору оказания помощи, входы которого подключены к блоку вос произвецения, выходы — к логическо-

25 му блоку, а также связанному с индивидуальным переговорным устройством, и пультом преподавателя., 798955 при групповом обучении. Передача преуспевающим учащимся функции по оказанию помощи другим учащимся групп при обучении на машинах позволяет повысить качество обучения, сделать обучение более интересным и оптимально загрузить всех учащихся группы (31 . недостатком данного устройства является то, что для управления обу-, чением не учитываются запросы учащих- )Q ся в дополнительном разъяснениии материала и показатели активности учащихся по оказанию помощи другим учащимся группы. Однако такая информация позволяет преподавателю более точно организовать процесс обучения, болЬе точно оценивать качества изученного учащимися материала, точнее выставлять оценку и определять качество программ.

Причиной укаэанных недостатков является отсутствие воэможности определять активность учащихся, характер и трудность материала, по которому осуществляется помощь.

Цель изобретения — расширение ди- 25 дактических возможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройства, содержащее блок ввода ответов, подключенный к логическому блоку и блоку па- рр мяти, соединенному через блок воспроизведения учебной информации с блоком формирования справочной информации и с логическим бпоком, подключенным к блоку регистрации и к бло-е ку формирования справочной информации, соединенному с индикатором, пультом преподавателя и с блоком ввода-вывода учебной информации, введены счетчик и Формирователь сигналов запроса консультаций, подключенный к блоку Формирования справочной информации и к счетному, соединенному со входами пульта преподавателя и блока регистрации и выходом блока воспроизведения учебной информации. 45

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.

Обучающее устройство содержит пульт 1 преподавателя, блок 2 формирования справочной информации и пульт 5р

3 обучаемого, в котором содержатся блок 4 ввода ответов, логический блок 5, блок 6 памяти, блок 7 воспроизведения учебной информации, блок

8 регистрации, блок 9 ввода — вывода учебной информации, индикатор 10, клавиша 11 запроса помощи,. клавиша 12 оказания помощи и счетчик 13 сигналов оказания помощи.

Блок 4 состоит из цифробуквениых кнопок ввода ответов, дешифратора, 40 триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяжного механизма (на чертеже не показаны). Логический блок 5 представляет собой устройство, осуществляющее управление поиском нужных кадров. Блок 6 памяти содердит носитель информации на кинопленке с нанесенными на нем кадрами и кодами управления,и автоматический диапроектор (на чертеже не показаны).

Блок 7 состоит из экрана и фотоэлек:трических датчиков, считывающих коды кинопленки (на чертеже не показаны).

Блок 2 определяет среди учащихся группы пару "эапросивший помощь-помогакхций", устанавливает ей переговорную связь и выдает помогающему учащемуся соответствующий кадр, по которому запрашивается помощь.

Переключатели 11 и 12 объединены в формирователе 14 сигналов запросч консультаций.

Обучающее устройство работает следующим образом. После ввода учащимся ответа блок 4 подает код ответа в логический блок 5 и подает сигнал запуска автоматического диапроектора блока 6 памяти. Во время движения кинопленки управляющие коды проходы мимо фотодатчиков блока 7, считываются и подаются

s логический блок 5, которйй на основании кода ответа и считываемых с кинопленки кодов осуществляет управление блоком 6 памяти и занесением весов правильного или неправильного ответа в блок 8 регистрации.

Если при работе над учебным материалом учащемуся необходима помощь, то он нажимает клавишу 11 запроса помощи. Блок 2 передает запрос о помощи на индикатор 10 того учащегося, который лучше усваивает материал. Один из преуспевающих учащихся, который первым выразил желание оказать помощь, нажимает клавишу 12 оказания помощи. Блок 2 подает код кадра учащегося, запросившего помощь в логический блок 5 пульта 3 преуспевающего учащегося для поиска этого кадра и подключает блоки 9 учащегося, эапросившего помощь, и преуспевающего учащегося, первым выразившего желание оказать эту помощь. Таким образом оказывается взаимная помощь самими учащимися.

В счетчике 13 подсчитываются сигналы, свидетельствующие о том,сколь-. ко раз учащийся оказывал помощь другим учащимся группы. Запись в счетчик 13 производится при нажатии на клавишу 12 оказания помощи и при наличии сигнала из блока 7 о том, что помогающему учащемуся предъявлен кадр учащегося, эапросившего помощь.

В счетчике 13, кроме того, подсчитываются сигналы, поступающие от кнопки 11 запроса помощи и свидетельствующие о числе запросов помощи учащимся. В счетчике 13 при нажатии клавиш

11 или 12 суммируется код, поступающий иэ блока 7 и свидетельствующий о характере и сложности материала в предъявленном кадре.

798955

В блок 8 для коррекции оценки и в пульт 1 для управления обучением поступает код, свидетельствующий о числе запросов помощи, об активности помогающего учащегося, характере и трудности материала, по которому оказана помощь.

Применение предлагаемого устройства позволяеь более точно управлять процессом обучения и более точно оценивать качество усвоенного учащимся материала. Например, большое число проведенных консультаций по разделу программы свидетельствует о лучшем понимании и прочности знаний по этому разделу материала, а значительное число запросов дополнительного разь-. яснения материала свидетельствует о необходимости перевода учащегося на более легкую подпрограмму обучения, При обучении с использованием автоматизированного класса имеетсявозможность определять качество программ (большое число запросов о помощи свидетельствует о плохом качестве программ), выявлять наиболее активных учащихся.

Формула изобретения

Обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к логическому блоку и блоку памяти, соединенному через блок воспроизведения учебной информации с блоком формирования справочной информации и с логическим блоком, подключенным к блоку регистрации и к блоку формирования справочной информации, соединенному с индикатором, пультом преподавателя и с блоком ввода-вывода учебной информации, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит счетчик и формирователь сигналов запроса консультаций, подключенный к блоку формирования справочной информации и к

15 счетчику, соединенному со входами пульта преподавателя и блока регистрации и выходом блока воснроизведения учебной инФормации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 327510, кл. G 09 В 7/02, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

 287424, кл. G 09 B 7/02, 1970.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 27010б4/18-24, кл. 6 99 в 7/02, 1978 (прототип).

Составитель A. Карлов

Редактор Н. Рогулич Техред A. Ач Корректор Н ° Швыдкая

Заказ 10071/73 Тираж 495 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх