Судовой движитель

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п11800027 (61) Дополнительное к авт. спид-ву (22) Заявлено 250479 (21) 2758436/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.0181. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 300181 (51)М. Кл.з

В 63 Н 1/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 6 29 12 3 5 3 2 ° .582.5(088.8) (72) Авторы изобретения

Г.P.Кочкова и В.Ф.Лебедев

Г

ji

1

Ъ (71) Заявитель

Ленинградский институт водного транспорта (54 ) СУДОВОЙ ДВИХ(ИТЕЛЬ

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям. . Известен крыльчатый движитель

Фойт-шнайдера, где лопасти установлены вертикально и движутся по окружности, постоянно меняя угол атаки (1)

Наиболее близким к предлагаемому является судовой движитель, содержащий лопасти с хвостовиками эакреп- 10 ленными на замкнутой гибкой ленте, натянутой на шкивы с ведущими и ведомыми в алами (2 ).

Недостатком этих устройств является невозможность управления углом атаки лопастей. 15

Цель изобретения — обеспечение возможности управления углом атаки лопастей.

Поставленная цель достигается тем, что судовой движитель снабжен ведущим и ведомым валами с вертикальной направляющей, закрепленной на этих валах, и горизонтальных направ ляющих, жестко прикрепленных к корпусу судна, причем каждая лопасть шарнирно закреплена на подвижной прикрепленной к гибкой ленте опоре с роликами, взаимодействующими с горизонтальными направляющими, а хвостовик лопасти снабжен подпружиненным ЗО рычагом с роликом, опирающимся навертикальную направляющую с воэможностью возвратно-поступательного движения ее вдоль ведомого и ведущего валов.

На фиг. 1 изображено устройство, вид с кормы, на фиг. 2 — то же, со снятым оградительным кожухом, вид сверху, на фиг. 3 — то же, сечение по ведущему валу и закрепление лопастей; на фиг. 4 — закрепление направляющей на ведущем и ведомом валах и конструктивная схема управляющего рычага лопасти," на фиг. 5 — схема положения лопастей, создающих тягу на движителе в зависимости от положения напраляющей, Устройство смонтировано в кормовой части судна и содержит лопасти 2 аэродинамического профиля, шарнирно закрепленные на подвижных опорах 3 с роликами 4, движущимися по горизонтальным направляющим 5, жестко закрепленным на корпусе 1 судна.

Подвижная опора 3 закреплена на гибкой замкнутой ленте 6, натянутой на два ведущих 7 и два ведомых 8 шкива, разнесенных вдоль их валов

9 вращения, 800027

К хвостовику лопасти 2 шарнирно прикреплен подпружиненный рычаг 10, оканчивающийся опорным роликом 11, который постоянно поджимается к вертикальной направляющей 12.

Направляющая 12 с помощью скользящих подшипников 13 закреплена на ведущем и ведомом валах 9, при этом подшипник скольжения удерживает направляющую с помощью цапф 14, входящих в пазы 15, расположенные вверху и внизу продольного отверстия 16.

K вертикальной направляющей 12 шарнирно прикреплены управляющие механизмы возвратно-поступательного движения, например гидроцилиндры 17.

По периметру движитель защищен на- 15 садкой 18.

Устройство работает следующим образом.

Крутящий момент от главных движителей, установленных в корпусе 1 20 судна, через ведущий гребной вал 9 передается на ведущие шкивы 7, а от них на замкнутую гибкую ленту 6 с закрепленными на ней лопастями 2. При наличии угла атаки на лопастях будет создаваться подъемная сила, которая через подвижные опоры 3 и ролики 4 будет передаваться горизонтальным направляющим 5.

При этом управление углом атаки лопастей 2 осуществляется с помощью возвратно-поступательных механизмов

17, например гидроцилиндров, которые перемещают вдоль валов 9 вертикальную направляющую 12, смещение которой в Сторону от среднего положения вызывает изменение угла атаки лопастей благодаря постоянному контакту с направляющей ролика 11.

На фиг. 5 показано положение угла атаки рабочих лопастей, движущихся Щ по направлению A в зависимости от положения направляющей 12.

При среднем (нейтральном) положении направляющей 12 О-Π— лопасти 2 имеют нулевой угол атаки, движитель тяги не создает, при положении 1-1 направляющая смещена в крайнее кормовое положение, угол атаки лопастей максимальный, движитель создает тягу вперед равномерно по всему гидравлическому сечению, при положении 2-2 направляющая смещена в крайнее носовое положение, лопасти устанавливаются с противоположным углом атаки, движитель создает .ход назад, при положении 1-2 направляющая установлена в перекошенном положении, которое обеспечивается закреплением ее в подшипниках 13 и наличием на ее концах продольных отверстий 16, при этом лопасти, находящиеся в левой части движителя, создают тягу "Вперед", а в правой — "Назад", и судно разворачивается вправо, при положении 2-1 направляющая установлена в противоположном перекошенном положении, левая часть движителя создает тягу "Назад" правая — "Вперед" и судно разворачивается влево.

Управление судном осуществляется за счет создания равнонаправленной тяги на самом движителе без использования дополнительного рулевого устройства.

Формула изобретения

Судовой движитель, содержащий лопасти с хвостовиками, закрепленными на замкнутой гибкой ленте, натянутой на шкивы с ведущими и ведомыми валами, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности управления углом атаки лопастей, движитель снабжен ведущим и ведомым валами с вертикальной направляющей, закрепленной на этих валах, и горизонтальных направляющих, жестко прикрепленных к корпусу судна, причем каждая лопасть шарнирно закреплена на подвижной прикрепленной к гибкой ленте опоре с роликами, взаимодействующими с горизонтальными направляющими, а хвостовик лопасти снабжен подпружиненным рычагом с роликом, опирающимся на вертикальную направляющую с возможностью возвратнопоступательного движения ее вдоль ведомого и ведущего валов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Алферьев М.Я. Судовые движители. Л., "Водный транспорт", 1938, с. 608-610.

2. "Но))апб ShiрЬц idi ng", аргii, 1975 °

800027

1s At 18 р

Риг. <

Составитель Ж. Шахманская

Редактор Т.Мермелштайн Техред A. Ач Корректор В.Синицкая

Заказ 10287/17 Тираж 500 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППЧ "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Судовой движитель Судовой движитель Судовой движитель Судовой движитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх