Позиционер для гребных винтов

 

ОГГИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских!

Социалистических

Республик (iii 763184

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.08.78 (21) 2660453/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кч з

В 63 Н 1/14

В 63 В 9/00

Государственный комитет

СССР

Опубликовано 15.09.80. Бюллетень №34

Дата опубликования описания 25.09.80 (53) УДК 629.12. .8.621 (088.8) пю делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. А. Бор и Г. В. Копелева (71) Заявитель (54) ПОЗИЦИОНЕР ДЛЯ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции позиционера для гребных винтов.

Наиболее близким техническим решением из известных является позиционер для гребных винтов, включающий основание, на котором на шарнире установлена поворотная вилка из балок с пазами и механизм для закрепления гребного винта, собранного на оправке (1).

Недостатком указанного технического решения является не механизированный процесс установки гребного винта на позиционер.

Цель изобретения — механизация процесса установки гребного винта на позиционер.

Указанная цель достигается тем, что механизм закрепления выполнен из рычагов и фиксирующих оправку ползунов, при этом рычаги смонтированы на обеих балках, а фиксирующие ползуны на одной из них снабжены общим приводом с управляющими конечными выключателями. Кроме того, привод связан с рычагами посредством жестко закрепленных на нем поводков, входящих в прорези рычагов, а с ползунами — посредством клиновых шайб с секторными пазами, в которые вставлены торцовые шпонки привода.

На фиг. 1 схематически изображен позиционер для гребных винтов, вид сбоку;фиг. 2— разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 1.

Позиционер для гребного винта 1, собранного на оправке 2, имеющей круговой конусный паз для фиксации, включает основание 3, на котором шарнирно закреплена

10 поворотная вилка 4, балки. 5 которой имеют пазы для заведения оправки 2, и механизм закрепления.

Механизм закрепления выполнен в виде заводящих рычагов 6 и фиксирующих ползунов?. В прорези рычагов 6 входят повод ки 8, жестко соединенные с приводом 9, например с червячными колесами, получающими вращение от червяков, установленных на валу 10.

На торцевой поверхности колес выпол2О иены шпонки 11, входящие в секторные пазы клиновых шайб 12, взаимодействующих с ползунами 7.

Заводящие рычаги 6 и фиксирующие ползуны 7 снабжены конечными выключателя763184 ми 13. Заводящие рычаги 6 расположены на обеих балках 5 по обе стороны пазов. Фиксирующие ползуны 7 установлены только на основной балке, там, куда заводится конусный паз оправки 2. Заводящие рычаги 6 смонтированы на вспомогательной балке и приводятся от автономного привода 14, работающего синхронно с приводом 9 основной балки.

Размеры кругового конусного паза оправки 2 значительно превышают размеры сомкнутых фиксирующих ползунов 7. Это позволяет визуально, на расстоянии, производить центровку оправки 2 в пазу вилки 4 таким образом, чтобы при заведении сомкнутые фиксирующие ползуны 7 разместились в упомянутом конусном пазу.

Работа позиционера осуществляется следующим образом.

Оправку 2 с установленным на ней гребным винтом 1 на крюке 15 крана подводят к позиционеру, поворотная вилка 4 которого развернута в пространстве соответственно положению оправки с гребным винтом.

Во избежание навала массы гребного винта на позиционер оправку 2 не доводят краном до задней стенки паза балки 5, а конусный круговой паз оправки 2 должен вместить в себя сомкнутые фиксирующие ползуны 7.

При включении привода 9 связанные с ними поводки 8 поворачивают рычаги 6 до момента полного заведения оправки 2 в пазы балок 5, до срабатывания конечных выключателей 13 при выходе поводков 8 из прорезей рычагов 6.

Грузоподъемным краном опускают оправку 2 на сомкнутые ползуны 7 до появления слабины в стропе. При повторном включении привода в том же направлении через шпонки 11 вращением клиновых шайб 12 разводят фиксирующие ползуны 7. Разведение ползунов продолжается до момента расклинивания их в круговом конусном пазу оправки 2, т. е. до срабатывания конечных вы40 ключателей 13.

Оправку растрапливают и установленному и зафиксированному гребному винту 1 придают пози ционером любое положение, причем в положении, при котором балки 5 ориентированы пазами вниз, происходит самозаклинивание оправки 2 на опорных поверхностях рычагов 6, так как последние при взаимодействии с оправкой создают равновесную систему сил.

При съеме оправки 2 с гребным винтом 1 с позиционера оператор производит все операции в обратном порядке.

Использование предлагаемой оправки позволяет механизировать процесс закрепления винта, повысить производительность труда и исключить навал большой массы гребного винта на позиционер.

Формула изобретения

1. Позиционер для гребных винтов, включающий основание, на котором на шарнире установлена поворотная вилка из балок с пазами в последних, и механизм для закрепления гребного винта, собранного на оправке, отличающийся тем, что, с целью механизации процесса установки гребного винта на позиционер, механизм закрепления выполнен из рычагов и фиксирующих оправку ползунов, при этом рычаги смонтированы ча обеих балках, а фиксирующие ползуны на одной из них снабжены общим приводом с управляющими конечными выключателями.

2. Позиционер по п. 1, отличающийся тем, что привод связан с рычагами посредством жестко закрепленных к нему поводков, входящих в прорези рычагов, а с ползунами— посредством клиновых шайб с секторными пазами, в которые вставлены торцовые шпонки привода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 369041, кл. В 63 В 9)00, 1970 (прототип) .

763184 kc. 2

Редактор В. Вирко

Заказ 621 1/16

Составитель В. Шерстюк

Техред К. Шуфрич Корректор М. Вигула

Тираж 497 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открнтий

I 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патентэ r. Ужгород, ул. Проектная, 4 у

Позиционер для гребных винтов Позиционер для гребных винтов Позиционер для гребных винтов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх