Муфта сцепления

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()800455 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 17. 08. 78 (21) 2663773/25-27 .l с присоединением заявки ¹ (51)М. Кл.3

F 16 0 13/04

Государственный комитет

ССС Р но делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30,0181. Бюллетень ¹ 4

Дата опубликования описания 03,0281 (53) УДК 621. 825. 54 (088.8) (72) Автор изобретения

С.Е.Кудра

1 ! Б1 (71) За яв и тель (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в трансмиссиях самоходных машин.

Известна муфта сцепления, содержащая ведущий, ведомый и нажимной диски, связанные с ведущим и ведомым валами, а также механизм выключения и механизм . усиления сжатия дисков.

В данной конструкции ведущий диск неподвижно закреплен на ведущем валу, а механизм усиления сжатия дисков выполнен в виде гидромеханической системы, воздействующей на нажимной диск, в которой золотник управления связан с механизмом выключения, выполненным в виде педали. данная муфта обеспечивает передачу крутящего момента любой величины при незначительных усилиях выключения сцепления (1).

Недостатком устройства является сложность условий эксплуатации.

Цель изобретения — упрощение конструкции. г

Поставленная цель достигается тем, что в муфте сцепления, содержащей ведущий, ведомый и нажимной диски, связанные с ведущим и ведомым валами, а также механизм выключения и механизм усиления сжатия дисков, последний выполнен в виде кулачковой муфты с наклонными рабочими поверхностями кулачков, расположенной между ведущим валом и установленным с возможностью осевого перемещения ведущим диском и жестко связанной с ними.

На чертеже изображена муфта сцепленная, общий вид.

Муфта сцепления содержит ведущий вал 1, ведущий диск 2, ведомый диск

3 с фрикционными накладками, ведомый вал 4, нажимной диск 5, нажимные пружины 6, кожух 7, картер 8, механизм выключения муфты сцепления в виде педали 9 и механизм усиления сжатия дисков, выполненный в виде кулачковой муфты 10 для соединения ведущего диска 2 с ведущим валом 1, имеющий наклонные рабочие поверхности кулачков (угол oC)

На кожухе 7 закреплены направляющие штыри 11, а кожух соединен с ведущим диском 2 шлицами 12 с возможностью взаимного осевого перемещения сопрягаемых деталей. Пружины 6 установлены между нажимным диском 5 и кожухом 7 в предварительно сжатом состоянии.

800455

Кожух 7 упирается в подшипник 13.

Ведомый диск 3 расположен между ведущим 2 и нажимным 5 дисками и установлен на ведомом валу 4 на шлицах 14 с воэможностью осевого перемещения по шлицам. 5

Нажимной диск 5 свободно посажен на ведомый вал 4, а один конец ведомого вала — в гнездо ведущего диска

2 с возможностью взаимного проворачивания и осевого перемещения сопрягае- g мых деталей. Нажимной диск 5 сочленен с педалью 9 механизма выключения муфты сцепления.

Картер 8 закреплен неподвижно на корпусе двигателя.

Силу, сжимающую диски сцепления и обеспечивающую силу трения между ними, создают пружины б. Они выполнены таким образом, что их суммарная сжимающая сила ниже максимальной мускульной силы ноги водителя. 20

Устройство работает следующим образом.

При работе машины передача крутящего момента M от ведущего вала 1 на ведомый 4 осуществляется через ку- р лачковую муфту 10, ведущий диск 3, ведомый диск 3, соединенный с диском

2 силой трения,.и шлицевое соединение

14. С возрастанием крутящего момента возрастает окружная сила Р, действующая на кулачки муфты 10, и ее касательная составляющая Р, которая раздвигает кулачковук муфту 10 в осевом направлении (д). При этом ведущий диск 2, перемещаясь в осевом направлении, через ведомый 3 и нажимной 5 диски сжимает пружины б до упора нажимного диска 5 в основание штыря 11.

После этого составляющая Р сжимающая диски, изменяется пропорцио- 4О нально изменению крутящего момента

М, поскольку р р5(яс(= -ц- st

М

45 где R — радиус приложения силы P;0(угол наклона рабочей поверхности кулачка муфты.

Таким образом, с изменением крутящего момента пропорционально изменяется сила трения, обеспечивающая сцепление дисков, поскольку ойа пропорциональна сжимающему диски усилию, то есть обеспечивается автоматизм работы муфты сцепления.

При этом муфта сцепления. может передавать крутящие моменты, при которых усилие, сжимающее диски, во много раз превышает максимальное мускульное усилие ноги водителя.

При выключении муфты сцепления (например, при переключении передач трансмиссии), как и при выключении известных муфт сцепления, уменьшают подачу топлива в двигатель. При этом автоматически снижаются крутящий момент М на ведущем валу 1 муфты сцепления и составляющая P окружной силы, сжимающая диски. Под дей1 ствием усилия пружин б диски перемещаются в осевом направлении в первоначальное положение, при котором,сжатие дисков осуществляется только усилием пружин б. Приложением мускульной силы ноги водителя к педали 9 преодолевают усилие пружин б, которое меньше прилагаемой силы, при этом муфта сцепления выключается.

Таким образом: устройство обеспечивает автоматическое усиление сжатия дискон муфты сцепления и пропорциональность усилия сжатия передаваемому муфтой крутящему моменту при низком усилии выключения муфты сцепления .и относительной простоте устройства.

Формула изобретения

Муфта сцепления, содержащая ведущий, ведомый и нажимной диски, связанные с ведущим и ведомым валами, а также механизм выключения и механизм усиления сжатия дисков, о т л-ич а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, механизм усиления сжатия дисков выполнен в виде кулачковой муфты с наклонными рабочими поверхностями кулачков, расположенной между ведущим валом и установленным с воэможностью осевого перемещения ведущим диском и жестко связанной с ними.

Источники информации, принятые So внимание при экспертизе

1.Толмушев M.М. Устройство автомобилей. Изд-во Львовского госуниверситета, 19б9, с. 231-232.

800455

Составитель Г.абрамова

Редактор В.Петраш ТехредМ„Табакович Корректор:И.Муска

Заказ 0366/39 Тираж 1017 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-45, Раушская наб., д.4/5

Филиал IIIIII"Ïàòåíò", r.Óærîðîä,óë.Ïðîåêòíàÿ,4

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля резьбы винтов малых диаметров (до 10 мм)
Наверх