Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений

 

ОПИС ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1969999 (89) 130801 (ГДР) (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 090378 {21) 7770126/27 (51) М. Кл. (23) 11риоритет — (32) 12.04.77 (3l) MPF 16 D/198350 (33) ГДР

16 0 13/04

Государственный номнтет

СССР но делам нзобретеннй н отнрытнй

Опубликовано 30i10.82.Бюллетень№ 40 (53) УДК 621. 825. .54(088.8) Дата опубликования описания 30 10, 82

Иностранцы

Опелт Клаус и Лоренц Альфред (ГДР) (22) Авторы изобретения

Иностранное предприятие

"ФЕБ Ренан-Верке" (ГДР) (23) Заявитель (54) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИИ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ СЦЕПЛЕНИЙ

Изобретение касается гасителя крутильных колебаний, в частности для автомобильных сцейлений, с частью диска, несущего фрикционные накладки, с частью ступицы и упругим к кру5 чению соединением этих обоих частей посредством торсионных пружин с различными характеристиками, причем к этим пружинам отнесены фрикционные устройства, из которых одно действу10 ет в диапазоне холостого хода, .а другое в диапазоне нагрузок.

Гасители крутильных колебаний подобного рода не новы и известны, например, иэ публикаций ОО 54147, 57771 и 62494. Фрикционные устройства расположены на ступице коаксиально, благодаря чему обеспечивается центральное регулирование силы гашения.

Недостатком является размещение фрикционных устройств на одной стороне диска сцепления. В результате этого перекрывается все аксиальное пространство у ступицы, что приводят к уве.25 личению аксиального пространства,не- обходимого для гасителя крутильных колебаний в области ступицы и тем самым к возникновению трудностей при его разме енин. Кроме того такой вид размещения фрикционного устройства требует изготовления сложной и дорогостоящей ступицы. Этн недостатки должны были устранить решения по DE

2323872 и 2446976, что удалось однако не в полной мере. Удалось достигнуть укорочения ступицы. Однако размещение с одной стороны сохранилось. Исполнение отдельных деталей и их монтаж связаны с еще большими затратами.

Согласно D E 2356 559, 2430160, 0 Е - 6 И

74-20306 и 7501962 возможно также рас- положение фрикционных устройств по обеим сторонам фланца ступицы, при-. чем фланец ступицы имеет завышенный диаметр и на нем предусмотрены вырезы для размещения торснонных пружин.

Размещение фрикционного диска посредине и лучшее распределение масс выгодно отражаются на всем устройстве. Потребность в месте для размещения гасителя крутильных колебаний в области ступицы не уменьшилась.

Io сравнению с.известными исполнени- . ями увеличилось количество отдельных деталей, в особенности возрасла трудоемкость монтажа. Изготовление отдельных деталей требует высокой точности изготовления, особенно большие

3 969999 4 трудности связаны с обеспечением требуемых постоянных параметров пружин по ОЕ 2356559.

Подобного рода гасители в общем не могут изменяться и их можно применять, например, только для опреде- 5 ленного типа автомобиля. Приспособление их к другим автомобилям путем изменения габаритов или увеличения фрикционных устройств йочти невозможно. 10

Цель изобретения заключается в разработке многоступенчатого гасителя крутилъных колебаний, конструкция и монтаж которого относительно просты. Гаситель крутильных колебаний дол15 жен допускать простоту изменения его, . исполнения беэ существенных затрат.

Задача изобретения состоит в устранении недостатков известных исполнений. Конструкция ступицы должна быть простой и следует удалить фрикционные устройства из аксиального пространства вокруг ступицы.

Фрикционные устройства должны быть выполнены таким образом, чтобы можно было изменять габариты и действие гасителя крутильных колебаний изменяя диаметр фрнкционных элементов и вводя дополнительные фрикционные устройства.

Согласно изобретению задача реша-. ется благодаря размещению обоих фрикционных уатройств, необходимых для гашения, по обе стороны промежуточного диска.

Передача. вращательного движения осуществляется обычным способом торсионными пружинами с различными характеристиками, которые расположены в соответствующих вырезах отдельных дисков. Промежуточный диск сваривает-40 ся с диском сцепления, несущим фрикционные накладки сцепления и может проворачиваться относительно ступицы.

Накладка холостого хода расположена между корпусным диском, соеди- 45 ненньпе заклепками со ступицей, и промежуточным диском.

Нагрузочное фрикционное устройство, расположенное на другой стороне промежуточного диска, состоит из нагрузочного корпусного диска, нагрузочного фрикционного диска, нагрузочных фрикционных накладок и нагруэочного фрикционного поводка, удерживающихся фрикционным корпусом, соединенным со ступицей с помощью заклепок. Нажимное давление, необходимое для обоих фрикционных устройств, создается витой пружиной, расположенной коаксиально относительно ступицы сцепления, и опирающейся с одной стороны на проме- 0 жуточный диск и с другой стороны на фланец нагрузочного фрикционного rioводка.. Нагрузочное. фрикционное устройство размещено во фрикционном корпусе, который по своему внутреннему радиусу соединен без прокручивания со ступицей сцепления, в то время как на его наружной окружности предусмотрены выступы или цапфы, заходящие в прорези или пазы нагрузочного корпусного диска. Нагрузочный фрикционный поводок посредством ушка соединен с промежуточным диском и торсионными пружинами и захватывается ими в диапазоне нагрузок. Для этого ушко проходит через прорези в промежуточном диске и прилегает к торсионной пружине. Подобным образом соединен и нагрузочный фрикционный диск с нагрузочным фрикционным поводком. Благодаря этому обеспечивается подключение нагрузочного фрикционного устройства в целом в диапазоне нагрузок.

Принцип действия следующий:в диапазоне холостого хода относительно движения происходит только между корпусным диском и промежуточным дис<ом. При возрастании нагрузки после

-преодоления определенного расстояния нагрузочный фрикционный поводок захватывается его ушком, при этом одновременно захватывается и нагрузочный фрикцнонный диск. С этого момента подключаются и фрикционные накладки для диапазона нагрузок. Фрикционные накладки расположены между нагрузочным фрикционным поводком и нагруЗочным корпусным диском, нагрузочным корпусным диском и нагрузочным фрикционным диском, н нагрузочным фрикционным дископе и фрикционным корпусом. Все фрикционные устройства находятся над фланцем ступицы, таким образом, пространство вокруг ступицы остается свободным.

Фрикционные устройства могут быть изменены в любое время изменением диаметра фрикционных накладок для диапазона холостого хода н нагрузок и нагрузочных фрикционных дисков. В качестве особого варианта для диапазонов холостого хода и диапазона нагрузок могут быть. применены и отдельные пружины. Целесообразно, чтобы второй пружиной оказалась-тарельчатая или кольцевая пружина. Эта особая нагрузочная фрикционная пружина размещается между нагрузочиым фрикционным диском и фрикционным корпусопе, причем,.благодаря опорному диску, аксиально соединенному с нагрузочным фрикционным поводком, обеспечивается равномерное распределе-, ние упругого усилия. Это расположение позволяет более точное регулирование нагрузочного фрикционного устройства, благодаря чему можно уменьшить поле допуска для трения.

Принцип действия торсионнык пружин в общем известен. Имеются ввиду комплекты пружин с различными характеристиками, причем в одном случае имеются ввиду торсионные пружины и для диапазона нагрузок, а в другом—

969999

40

65 гулировки нагрузочного фрикционного торсионные пружины для холостого хода. Так как ушко нагрузочного фрикционного поводка проникает через прорезь промежуточного диска и торсионная пружина прилегает к этому ушку, то по преодолении пути холостого хода автоматически захватывается нагрузочный фрикционный поводок, и тем самым подключается нагруэочное фрикционное устройство в целом. Кроме известного исполнения, у которого путь холостого хода преду-смотрей по обеим сторонам торсионных пружин, возможны еще и другие расположения. Так путь холостого хода может быть переложен и на сторону натяжения торсионных пружин.

Прорези на всем их протяжении по касательной заполняются торсионными пружинами холостого хода, в то время как длина торсионных пружин укорачивается на длину пути холостого хода. Это исполнение возможно, потоМу что при холостом ходе должен быть преодолен тяговый момент коробки передач,-в результате чего торсионные пружины холостого хода предварительно натягиваются на величину тягового момента. Благодаря выборку соответствующих торсионных пружин можно достичь такого раскачивания торсионных пружин, чтобы имеющийся путь холостого хода распределялся по обеим сторонам торсионных пружин. Изменением параметров торсионных пружин холостого хода при пот ребности можно обеспечить другое распределение пути. Следующая форма исполнения состоит в расположении торсионных пружин холостого хода внутри торсионных пружин для диапазона нагрузок. Путь холостого хода рассчитывается. только на одну сторону. Торсионные пружины холостого хода действуют в одном направлении. Благодаря этому расположению не нужны особые прорези для торсионных пружин холостого хода. В тех случаях, когда распределение пути холостого хода на одну сторону невозможно, торсионные пружины холостого хода устанавливают друг против друга с целью фиксирования среднего положения. При работе поочередно одна пружина натягивается, а друая — ослабляется.

В устройствах с коаксиальным рас= положением торсионных пружин холостого хода и торсионных пружин для диапазона нагрузок при движении по направлению ослабления снимается предварительное натяжение торсионных пружин холостого хода. В результате возникают нежелательные шумы.С целью устранения этого недостатка на насадках пружин размещены особые толкатели.

При доижении пружин в сторону ослабления толкатель прилегает к выреэу и тем самым предотвращает дальнейшее ослабление торсионных пружин холостого хода. Таким образом устраняются нежелательные шумы.

На фиг. 1 показан гаситель кру5 тильных колебаний, разрез; на фиг.2— другой гаситель крутильных колебаний, разрез; на фиг. 3 — разрез A-A на фиг. 1 и 2; на фиг. 4 — то же, вариант; на фиг. 5 — разрез на фиг.4, вариант исполнения.

На фиг. 1 и 2 показаны две формы осуществления изобретения в разрезе.

Накладки 1 сцепления обычным способом закреплены на диске 2 сцепления который приварен к промежуточному диску 3. Упомянутый промежуточный диск 3 может проворачиваться относительно ступицы 15.

Передача вращательного движения осуществляется обычным способом с помощью торсионных пружин 13 с различными характеристиками, которые размещаются в прорезях 19 промежуточного диска 3, корпусного диска 4, нагрузочного корпусного диска 8 и нагрузоч25 ного фрикционного поводка 9. Для создания трения фрикционная накладка 5 холостого хода размещена между промежуточными диском 3 и корпусным диском

4, соединенным заклепками со ступицей

30 15. Нагрузочное фрикционное устройство, состоящее из нагрузочного корпусного диска 8, нагрузочного фрикционного диска 10, нагрузочных фрикционных накла,док 6 и нагруэочного фрикционного поводка 9, находится напротив фрикционного устройства холостого хода по оси на другой стороне промежуточного диска 3 и удерживается фрикционным корпусом 7 который с помощью заклепок жестко соединен со ступицей 15.Витая пружина 11 обеспечивает необходимое нажимное давление и опирается на фланец нагрузочного фрикционного поводка 9 и на промежуточный диск 3.

Нагруэочный фрикционный поводок

9 через ушко 21 соединен с промежуточным диском 3 и торсионными пружинами 13 и захватывается в диапазоне нагрузок. Для этого ушко 21 через прорезь 19, имеющуюся в промежуточном диске 3, выступает наружу и прилегает к торсионной пружине 13. HarpYзочный фрикционный поводок 9, кроме того, имеет. соответствующие шлицы или канавки, в которые заходят выступы нагрузочного фрикционного диска

10.Таким же способом нагрузочный корпусной диск 8 соединен с фрикционным корпусом 7, так что в диапазоне нагрузок обеспечивается захватывание всего нагрузочного фрикционного устройства.

На фиг. 2 показан пример осуществления гасителя крутильных колебаний.

С целью достижения более точной ре969999

25 устройства предусмотрена особая нагрузочная фрикционная пружина 12.

Нагрузочная фрикционная пружина 12 устанавливается между нагрузочным фрикционным диском 10 и опорным диском 14. Упомянутый опорный диск 14 с 5 помощью отбортовки или другим подобным методом соединен с фланцем 20 нагрузочного фрикционного поводка

9. Опорный диск не прилегает непосредственно к фрикционному корпусу 7. fp

Он обеспечивает равномерное распределение нажимного усилия. В качестве нагруэочной фрикционной пружины 12 предусмотрена тарельчатая или, кольцевая пружина. 15

Что касается торсионных пружин

13, .то здесь имеются ввиду торсионные пружины для диапазона нагрузок. Для холостого хода предусмотрены особые торсионные пружины 16.

В соответствии с их назначением пружины имеют различные характеристики

Они размещаются обычным способом в прорезях 19 промежуточного диска 3.

Подключение нагрузочного фрикционного устройства происходит как уже описано, автоматически с помощью ушек 21 нагрузочного фрикционного поводка 9, прилегающих к торсионным пружинам 13. На фиг. 3-5 показаны разные размещения торсионных пружин Зр

13 и торсионных пружин 16 холостого хода. На фиг. 3 показано известное размещение, при котором. торсионные пружины 13 и торсионные пружины 16 холостого хожа размещены в прорезях 35

19 парами и поодиночке. Количество их не ограничивается четырьмя пружинами. Например, могут использоваться и три пары пружин c различ ными характеристиками. Торсионные 4р пружины 13 размещены в среднем поло жении, при котором путь холостого хода А распределен по обеим сторо нам торсионных пружин 13 как A/2.

Имеется возможность перенести путь, 45 холостого хода A на одну сторону торсионных пружин 13, причем тангенциальное растяжение торсионных пружин холостого хода 16 соответСТВуеТ длИНе прорезей 19, и торси" 5р онная пружина 13 с учетом длины холостого хода А, отнесенным к одной стороне, достигает длины прорезей 19. Так как при холостом ходе за счет преодоления тягового момента коробки передач, торсион. ные пружины 13 могут автоматически раскачиваться и распределять .путь холостого хода А.

На фиг. 4 показано размещение торсионных пружин 16 холостого хода внутри торсионных пружин 13. Путь холостого хода A отнесен к одной стороне. Внутри торсионных пружин

13 торсионные .пружины 16 холостого хода опираются на особые насадки 17 65 пружин. Если отнесение пути холостого хода невозможно к одной стороне, торсионные пружины 16 холостого хода могут размещаться друг против друга (не показано). Так как при работе только одна пружина натягивается и одна ослабляется то таким способом устанавливается среднее по.— ложение торсибнных пружин 13.

На фиг. 5 показан пример осуществления изобретения с улучшенным устройством. В насадке 17 пружины размещен особый толкатель 18, выступающий через отверстие в насадке 17 пружины и таким образом продолжает ее.

Толкатель 18 с помощью торсионных пружин 16 холостого хода удерживается в постоянном соприкосновении с насадкой 17 пружины. Если происходит движение в сторону ослабления, толкатель 18 прилегает к краю прорези

19. Продолжающееся движение приводит к обратному сдвигу толкателя 18, что предотвращает ослабление торсионной пружины 16 холостого хода.

Формула изобретения

1. Гаситель крутильных колебаний, в частности для автомобильных сцеплений с фрикционными устройствами, отдельными для диапазона холостого хода и для диапазона нагрузок, расположенными по обе стороны проме-. жуточного диска, и витой пружиной в качестве нажимной детали, размещенной коаксиально со ступицей сцепления, отличающийся тем, что для обоих фрикционных устройств предусмотрена совместная нажимная деталь, размещенная между промежуточным диском 3 и фланцем 20 нагрузочного фрикционного поводка 9 на радиальном расстоянии от ступицы

15 сцепления, причем нагрузочное фрикционное устройство размещено во фрикционном корпусе 7, который по своему внутреннему радиусу жестко соединен со ступицей 15 сцепления, причем на отогнутом по оси наружном краю предусмотрены цапфы или выступы, расположенные в шлицах или канавках нагруэочного фрикционного диска 8.

2. Гаситель по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что внутри нагрузочного фрикционного устройства между нагрузочйым фрикционным диском

10 и опорным диском 14 установлена нагруэочная фрикционная пружина 12, предпочтительно тарельчатая или кольцевая пружина, причем опорный диск 14 по оси соединен с нагрузоч.ным фрикционным поводком 9, витая пружина 11 размещена между промежуточным диском 3 и фрикционным корпусом 7.

3. Гаситель по пп. 1 и. 2, о т л и ч а ю шийся тем, что пре969999

10 дусмотрены торсионные пружины 13 и торсионные пружины 16 холостого хода, расположенные в прорезях 19 одинаковой тангенциальной протяженности, и размещение происходит таким образом, что тангенциальное растяжение торсионных пружин 16 холостого хода соответствует тангенциальной протяженности прорезей 19 и тангенциальное растяжение торсионных пружин 13 вместе с .длиной холостого хода составляет такую же тангенциальную протяженность, что и торсионные пружины 16 холостого хода и прорези 19.

4. Гаситель по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что торсионные пружины 13 и торсионные пружины 16 холостого хода расположены коаксиально, причем торсионные пру-. жины 16 холостого хода размещены в насадках 17 пружин, расположенных внутри торсионных пружин 13, и эти насадки 17 пружин имеют проем, в котором размещен толкатель 18.

Признано изобретением rio резуль татам экспертизы, осуществленной ведомством по изобретательству Германской д ократической республики.

969999

Составитель Т.Орлова

Редактор П.Иакаревич Техред С.Мигунова Корректор И.Вaтvуmкина

Заказ 8353/41 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений Гаситель крутильных колебаний,в частности для автомобильных сцеплений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля резьбы винтов малых диаметров (до 10 мм)
Наверх