Механизм переключения приводов12на фиг. 1 схематически изображен .механизм переключения нрнв'одов, разрез; иа фиг. 2—разрез по л—а на фиг. 1; на фиг. 3— разрез но б—б иа фиг. 2 в разверт.ке.5на валу 1, связанном с приводимым устройством (на чертежах не ноказано) установлены подвиж'но в осевом направлении ведомые полумуфты 2 и 3, связанные между со-10 бой -при помощи штифтов 4 тягой 5, головка 6 ко'торой заходит внутрь шл'инделя 7, имеющего кольцевой выступ 8, способный взаимодействовать в осевом иа;правлеиии с головкой 6.

Авторы патента:


 

ОПИСАНИЕ

ИЗОЫ ИтИНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛИ:ТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

М. Кл. Е 160 13/04

G 05o 13/02

Заявлено 11.Х.1971 (№ 1703768/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 03.Х.1973. Бюллетень х! 39

Дата опубликования описания 25.1.1974

Гасударственный комитет

Савета Министрав СССР па делам изааретений и открытий х ДК 621.825.5 (088.8) Авторы изобретения Г. Г. Лапицкий, А. П. Савченко, В. Е. Гельман и И. Н. Винокур

Заявитель

Научно-производственное объединение «Киеварматура» вптБ фа@ вйС!1с! !аа

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮ ЕНИЯ ПРИВОДОВ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть пр именено в устройствах, содержащих, помимо основного, вспомогателы!ый привод,,например, в электроприводе трубопроводной арматуры, где, кроме электродвигателя, имеется ручной привод.

Известны механизмы переключения приводов, в которых процесс !перекл!очения основ.ного привода на вспомогательный и наоборот совмещен с процессом поворота детали, благодаря лрофильным пазам, выполненным IIa полуавтомате.

Однако этот механизм может быть использован только для устройств с качатсльным движением, ведущих и ведомых звеньев и непригоден для устройств с вращателы|ым движение.м.

Цель предлагаемого изоб!ретения — расширить д|иапазон использования и повысить надежность меха низа!а в работе.

Это достигается тем, что внутри корпуса расположена !промежуточная,втулка и подпружиненный акоиально:подвижный шипи!!дель, связан ный! с одним из приводов и имеющим профильный паз, взаимодейству!ощий пос!редством шарика с ответным пазом пров!ежуточ|чой втулки, ограниченной от осевого перемещения и сочлененной с ведущей подпружипеппо!! полумуфтой с помощью закрепленной во втулке планки. э

На фиг. 1 схематически изображен механизм переключения приводов, разрез; на ф!иг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез по Б — Б на фиг. 2 в разверт е.

На валу 1, связанном с приводимым устрой!ством (на чертежах не показано) установлены подвижно в осевом направлении ведомые полумуфты 2 и 3, связанные между со10 бой при помощ штифтов 4 тягой 5, головка

6 которой заходит внутрь шпинделя 7, Dlcþщего кольцевой выступ 8, "ïîñîáíûé взаимодействовать в осевом направлении с головкой 6.

15 Шпиндель 7 при помокни подви>кного шлицевого соединения 9 сочлснен со ступицей 10 маховика 11 и,подпружинсн пружиной 12.

На наружной цилиндрической поверхности шпинделя 7 Выполнен двухсторонпии про20 фильный паз 13, взаимодеиствующий с отвегных! пазом 14 промежуточнои втулки 15 при помощи шарика 16. Промежуточная втул,ка 15 установлена в подшиннике 17 так, что она не а!ожет имсть осевого перемещения. На

25 втулке 15 à свально подви>кно установлена полумуфта 18, которая при помощи планки

19, взад!оде!!с ву!още!! с пазом 14, может передавать на втулку 15 крутящий момент.

Пружина 20 стремится прижать полумуфту

30 18 к корпусу 21.

399845

Контакт корпуса 21 с полумуфтой 18 происходит по конической поверх ности 22 корпуса и конической поверхности 23 полумуфты.

П ружина 24, расположенная внутри вала 1 воздействует на полумуфты 2 и 3 так, чтобы полумуфта 3 сцеплялась с полумуфтой 25, установленной на валу электродвигателя 26. ,На фпг. 1 изображено положение механизма, когда включен ocHQBHQH npHH o QT электродвигателя 26. При этом полумуфты 3 и 25 10 сцеплены, т. е. находятся в рабочем положении, а полумуфты 2 и 18 — расцеплены, т. е. находятся в холостом положении. При вращении маховика 11 в любую сторону вместе с ним по во рачивается сту1пица 10 и ш пиндель 15

7, заставляя шарик 16 взаимодействовать с одной из сторон (в зависимости от направле.ния вращения) пазов 13 и 14.

Поскольку полумуфта 18 прижата своей функциональной поверхностью 23 к фрик цион- 20 ной поверхности 22 корпуса 21, о на (полумуфта 18) при помощи выступа 19 п репятствует провороту промежуточной втулки 15 и ш пиндель 7, поворачиваясь, вынужден (фиг.

3) под воздейст в ием шарика 16, взаи модейст- 25 вующего с пазами 13 и 14, перемещается вдоль оси, сжимая пружину 12 и увлекая за собой (при помощ и выступа 8, головки 6 тяги 5 и штифтов 4) ведомые полумуфты,2 и 3.

При этом, полумуфта 3 выходит из зацепле- 30 пия с полумуфтой 25 электродвигателя 26, а затем полумуфта 2 сцепляется с полумуфтой

18. Если кулачки полумуфт 2 и 18 при их сближениями не попали в сцепление, а сошлись в нешними торцами, то полумуфта 2, продол- 35 жая перемещаться вдоль оси, воздействует на полумуфту 18, так, что пружина 20 сожмется и фрикционная поверхность 24 полумуфты 18 отойдет от поверхности 22 коpinyса 21. 40

Полумуфта 18 окажется расторможсцпой и начнет проворачиваться вместе с промежуточной втулкой 15 и вали ком 7 до тех пор, пока .кулачки полумуфты 2 и 18 не войдут в оцепление.

После сцепления полумуфт 2 и 18 осевое д виже ние шпинделя 7, и следовательно, полумуфты 2 будет продолжаться до тех пор, пока полумуфта 2, вошедшая в сцепление с полумуфтой 18, не отожмет последнюю от

Hopinyca 22, освободив ее от тор може|гия фракционными поверхностями 22 и 23.

Далыней шее вращение маховика 11 будет передаваться через сту пицу 10; шпиндель 7, шарик 16, промежуточную втулку 15, планку

19, полумуфты 18 и 2 на вал 1 и далее исполнительному устройству.

После освобождения маховика 11 от крутящего момента пружины 12, 20 и 24 возвращают механизм, переключения в первоначаль ное положение.

П ip е,д м е т и з о б р е т е н и я

Механизм переключения приводов, содержащий Icoplnус, две ведущие полумуфты, одна из которых подпружи нена, и расположенные ме кду ними две аксиалыно подвижные ведомые полумуфты, связанные друг с äðóãoì посредством тяги, установленной в отверстии приводного вала, отличающийся тем, что, с целью расши рен ия диапазона использования и повышения надеж но сти в работе, он снабжен расположен вы ми внутри корпуса промежуточной втулкой и подпружиненным аксиалыно подвижным шпинделем, связанным с одним из приводов и имеющим профильный паз, взаимодействующий посредством шарика с ответным пазом промежуточной втулии, ограниченной от осевого перемещения и сочлененной с ведущей,подпружиненной полумуфтой с помощью закрепленной во втулке планки.

13

Составитель В. Мафтер

Корректор О. усова

Тсхред Л. Грачева

Редактор А, Морозова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 39 17 Изд. № 88 Тира>к 780 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и1 открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., л,. 4/5

Механизм переключения приводов12на фиг. 1 схематически изображен .механизм переключения нрнводов, разрез; иа фиг. 2—разрез по л—а на фиг. 1; на фиг. 3— разрез но б—б иа фиг. 2 в разверт.ке.5на валу 1, связанном с приводимым устройством (на чертежах не ноказано) установлены подвижно в осевом направлении ведомые полумуфты 2 и 3, связанные между со-10 бой -при помощи штифтов 4 тягой 5, головка 6 которой заходит внутрь шлинделя 7, имеющего кольцевой выступ 8, способный взаимодействовать в осевом иа;правлеиии с головкой 6. Механизм переключения приводов12на фиг. 1 схематически изображен .механизм переключения нрнводов, разрез; иа фиг. 2—разрез по л—а на фиг. 1; на фиг. 3— разрез но б—б иа фиг. 2 в разверт.ке.5на валу 1, связанном с приводимым устройством (на чертежах не ноказано) установлены подвижно в осевом направлении ведомые полумуфты 2 и 3, связанные между со-10 бой -при помощи штифтов 4 тягой 5, головка 6 которой заходит внутрь шлинделя 7, имеющего кольцевой выступ 8, способный взаимодействовать в осевом иа;правлеиии с головкой 6. Механизм переключения приводов12на фиг. 1 схематически изображен .механизм переключения нрнводов, разрез; иа фиг. 2—разрез по л—а на фиг. 1; на фиг. 3— разрез но б—б иа фиг. 2 в разверт.ке.5на валу 1, связанном с приводимым устройством (на чертежах не ноказано) установлены подвижно в осевом направлении ведомые полумуфты 2 и 3, связанные между со-10 бой -при помощи штифтов 4 тягой 5, головка 6 которой заходит внутрь шлинделя 7, имеющего кольцевой выступ 8, способный взаимодействовать в осевом иа;правлеиии с головкой 6. Механизм переключения приводов12на фиг. 1 схематически изображен .механизм переключения нрнводов, разрез; иа фиг. 2—разрез по л—а на фиг. 1; на фиг. 3— разрез но б—б иа фиг. 2 в разверт.ке.5на валу 1, связанном с приводимым устройством (на чертежах не ноказано) установлены подвижно в осевом направлении ведомые полумуфты 2 и 3, связанные между со-10 бой -при помощи штифтов 4 тягой 5, головка 6 которой заходит внутрь шлинделя 7, имеющего кольцевой выступ 8, способный взаимодействовать в осевом иа;правлеиии с головкой 6. 

 

Наверх