Устройство для моделирования давлениямасла b двигателе

 

Сеюз Советскнк

Соцналнстнчесмих

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<11802973 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл. (22) Заявлено 050379 (21) 2733513/18-24 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

G G 7/62

Государственный комитет

СССР по делам нюбретеннй н открытий

Опубликовано 07.02,81, Бюллетень М 5

Дата опубликования описания 100281 (5Ç) УАК 681.333 (088.8) (72) Авторы изобретения!

0.A. Артемьев и А.A. Бельке (71) Заявитель (5 4 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ

МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ

ИЗобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано в тренажерах транспортных средств.

Известно устройство, содержащее датчик маслозакачивающего насоса (МЗН), включающий цепь указателей монометров кабины пульта, датчик запуска двигателя, включающий цепь питания указателей манометров кабины и пульта П) .

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство, содержащее источник постоянного напряжения, последовательно сое- 15 диненный датчик маслозакачивающего насоса, реле времени, указатель манометра, и последовательно соединенные датчик запуска двигателя, датчик ручной установки показаний и указатель манометра (2).

Недостатками этих устройств является низкая точность моделирования показаний, так как во-первых, моделируются только два показания манометра — при подкачке масла и работе двигателя, а остальные показания могут вставляться вручную датчиком ручной установки показаний, во-вторых, отсутствует зависимость показаний ЗО от оборотов вала двигателя и температур масла, в-третьих, не воспроизводится плавное изменение показаний во времени.

Цель изобретения является повышение точности моделирования.

Достигается это тем, что в устройство, содержащее источник постоянного напряжения, датчик сигнала запуска двигателя, соединенный с первым выводом потенциометра, второй вывод которого подключен к шине нулевого потенциала, блок индикации давления масла и датчик положения маслозакачивающего насоса, введены датчик температуры масла, датчик оборотов двигателя, суммирующий усилитель и функциональный преобразователь, состоящий из операционного усилителя с конденсатором в цепи обратной связи, суммирующих резисторов, масштабирующего резистора, выпрямительных диодов и делителя, причем выходы датчиков положения маслозакачивающего насоса, температуры масла и оборотов через соответствующие суммирующие резисторы подключены к входу операционного усилителя, выход которого соединен с одними выводамн масштабируюшего ре-аиетора н деляг.яя, 802973 лозакачивающего насоса, положительное напряжение через суммирующий резистор 10 поступает на вход усилителя 18, на выходе которого плавно нарастает напряжение, пропорциональное давлени:о масла, причем время нарастания будет определяться величиной емкости конденсатора 16, а величина этого напряжения будет пропорциональна разности напряжений, снимаемых с датчиков 3 и 4.

Таким образом, моделируется тот факт, что чем выше температура масла, тем ниже давление. При выключении датчика 3 маслозакачивающего насос напряжение на выходе функционального преобразователя 6 будет плавно уменьшаться. С выхода функционального преобразователя б напряжение поступает на вход усилителя 7, где оно усиливается и управляет отклонением стрелки указателя блока 8.

Режим "Работа двигателя".

В этом режиме датчик 3 отключен, а с датчика оборотов двигателя поступает положительное напряжение, пропорциональное. оборотам вала двигателя, на суммирующий резистор 12 и на ьыходе операционного усилителя

1S появляетя напряжение, пропорциональное давлению масла. Причем величина этого напряжения будет тем больше, чем ниже температура масла и чем выше оборот двигателя. Однако при нарастании напряжения на выходе усилителя 18 до определенной величины (определяемая открытием перепускного клапана в реальном двигателе) диод

14 открывается и коэффициент усиления операционного усилителя 18 снижается, поэтому при дальнейшем увеличении.

"оборотов" давление масла увеличивается незначительно.

Для создания аварийных режимов в тренажере служит потенциометр 2, на который при запущенном "двигателе" с помощью датчика 1 включено напряжение. Это напряжение, снимаемое с движка потенциометра 2, подается на второй вход усилителя 7 и изменяет показание указателя монометра— блока 8.

Устройство работает следующим образом. $0

Режим "Подготовки двигателя к запуску".

В этом режиме напряжение на потенциометре 2 отключено датчиком 1, поэтому с потенциометра 2 напряжение на вход усилителя 7 не поступает.

Напряжение, пропорциональное оборотам двигателя, с датчика 5 равно нулю. Напряжение отрицательной полярности, пропорциональное температуре масла, с датчика 4 через суммирующий резистор 11 поступает на усилитель 18, однако, напряжение на выходе усилителя 18 равно нулю, так как в обратную связь усипителя 18 включен диод 19. При включении датчика 3 мас- <5

Формула изобретения с анодом первого выпрямительного диода и с первым входом суммирующего усилителя, второй вход которого подключен к движку потенциометра, выход суммирующего усилителя соединен с блоком индикации давления масла, вход операционного усилителя, подключен к другому выводу масштабиоУюшего резистора и к катоду первого. и аноду второго диодов, катод которого соединен с общим выводом делителя, другой вывод которого подключен к источнику постоянного напряжения.

На чертеже представлена схема устройства для моделирования показаний давления масла двигателя в тренажерах транспортных средств.

Устройство содержит датчик 1 сигнала запуска двигателя, датчик 2 ручной установки показаний, выполненный в виде потенциометра, датчик 3 положения маслозакачивающего насоса, 20 датчик 4 температуры масла, датчик 5 оборотов двигателя, функциональный преобразователь 6, суммирующий усилитель 7, блок 8 индикации давления масла, источник 9 постоянного напряжения.25

Датчик 1 служит для включения питания на потенциометр 2 при запуске

"двигателя", движок которого подключен к второму входу усилителя 7. Выход усилителя 7 подключен к блоку 8.

Датчик З,датчик 4 температур масла, датчик 5 оборотов двигателя и источ" ник 9 постоянного напряжения подключен к входам функционального преобразователя б, выход которого поключен к первому входу усилителя 7.

Функциональный преобразователь 6 представляет собой инерционное звено на операционном усилителе, на вход которого подключены суммирующие резисторы 10, 11 и 12, делитель на ре- 40 зисторах 13 и 14, диод 15, конденсатор 16, определяющий постоянную времени функционального преобразователя, масштабирующий резистор 17, операционный усилитель 18, диод 19, исключающий возможность появления на выходе усилителя 18 положительного напряжения.

Предлагаемое устройство позволяет более точно воспроизводить показания давления масла двигателя в тренажере за счет того, что показание прибора зависит от "температуры масла","оборотов двигателя" и дискретное изменение показаний давления, которое имеет место в прототипе, заменено плавным изменением показаний давления, как это имеет место в реальном изделии.

Устройство для моделирования давления масла в двигателе, содержащее источник постоянного напряжения, лат802973

Составитель И. Загорбинина

Редактор Е. Гончар Техред Т.Маточка Корректор В. Синицкая

Тираж 756 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 10625/62

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 чик сигнала запуска двигателя, соединенный с первым выводом потенциометра, второй вывод которого подключен к шине нулевого потенциала, блок индикации давления масла и датчик положения маслозакачивающего насоса, 5 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, в устройство введен датчик температуры масла, датчик оборотов двигателя, суммирующий усилитель и функциональный преобразователь, состоящий из операционного усилителя с конденсатором в цепи обратной связи; суммирующих резисторов, масштабирующего резистора выпрямительных диодов и делителя, причем выходы датчиков положения маслозакачивающего насоса, температуры масла и оборотов через соответствующие суммирующие резисторы подключены к входу операционного усилителя, выход которого соединен с од- Щ ними выводами масштабирующего резистора и делителя с анодом первого выпрямительного диода и с первым входом суммирующего усилителя, второй вход которого подключен к движку потенциометра, выход суммирующего усилителя соединен с блоком индикации давления масла, вход операционного усилителя подключен к другому выводу масштабирующего резистора и к катоду первого и аноду второго диодов, ка-. тод которого соединен с общим выводом делителя, другой вывод которого подключен к источнику постоянного напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ромаренко А.Г., Зимин К.Б. Технические средства интенсификации обучения вождению... издание ВАБТВ, 1970, с. 82.

2. Изделение TTB-1/765, техническое описание 53.00.00.00.00.000. г. Муром, 1976 (прототип).

Устройство для моделирования давлениямасла b двигателе Устройство для моделирования давлениямасла b двигателе Устройство для моделирования давлениямасла b двигателе 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может использоваться в средствах связи, аудио-, видео- и информационно-измерительной техники для моделирования периодических изменений напряжения произвольной формы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для моделирования электрических устройств

Изобретение относится к системам управления, в частности к моделированию электромеханических приводов, и предназначено для полунатурного моделирования электромеханического привода при проведении отработок и сдаче штатных аппаратно-программных средств системы управления

Изобретение относится к области моделирования работы систем связи и может быть использовано для моделирования процессов эксплуатации сетей связи

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации

Изобретение относится к области вычислительной техники и может использоваться в электроэнергетике для автоматического выбора токоведущих элементов систем электроснабжения по нагреву
Наверх