Способ определения параметров фрик-ционно-контактной усталости

 

Сеюз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ П ЮЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. саид-ву (22) Заявлено 230579 (21) 2773016/25-28 {51) М. Кл.

G 01 и 3/56 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР но деяам изобретений и открытий

Опубликовано 2302.81. Бюллетень Н9 7 (53) УДК 620.178.

162(088 8) Дата опубликования описания 230281 (72) Авторы изобретения

В.В. Алисин, Н.И. Михин и Н.A. Ховалиц

l, Государственный научно-исследовательский институт . „. машиноведения им. академика A.A Благонравова (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ФРИКЦИОННОКОНТАКТНОЙ УСТАЛОСТИ

Изобретение относится к испыта,тельной технике, а именно„к испытаниям материалов на износ.

Известен способ определения параметров фрикционно-контактной уста.— лости, заключающийся в том, что индентор и плоский контробразец приводят в относительное движение и регистрируют .нагрузку, число повторных проходов по одному и тому же следу и коэффициент трения в момент появления частицы износа, по которым параметры фрикционно-контактной усталости (11 .

Недостаток этого способа заключа- 15 ется в том, что условия (распределение напряжений, топография и др. ) на контакте сферический индеяторплоскость не соответствуют тем, кото рые имеют место в контакте образцов 2Î с большими размерами поверхностей, как это имеет место в реальных сопряжениях машин.

Известен способ определения пара-. метров фрикционно-контактной усталости, заключающийся в том, что в пару трения вводят смазку, обеспечивающую прочностЬ на сдвиг молекулярных связей Х, испытывают на износ при постоянных значениях номинального ЗО давления (Ро) и скорости, регистриру. ют коэффициент трения (f< ), шерохо ватость поверхностей, интенсивность износа (3 ), по которым рассчитывают число циклов (п ) до отделения деформируемого объема материала и удельную прочность на сдвиг молекулярных связей в зонах фактического касания (C„) и затем подсчитывают показатель фрикционно-контактной усталости (С„) 12) . Недостаток способа — малая точность испытания, потому что номинальное давление очень мало влияет на.. фактическое давление (Р„ ), так как увеличение нормальной нагрузки приводит в основном к увеличению числа пятен контакта, а размер (площадь) пятен контакта существенно не изменяется. Поскольку удельная. прочность на сдвиг молекулярных связей

+ P P где он / — константы для о данной пары трения и смазки, то с увеличением номинального давления изменение т. незначительчо. Следовательно, точность испытания очень мала, так как погрешности при измерении отдельных параметров (f, 3 ) соизмеримы с величиной изменения Х .

807136 n„-Е, 1 ей 2 Ф »

Ра, Ра где и» 0,3 д- и2 = 0,3 ЕЗ

» 2 5.= Ь 2 где и. 0,3 Е>, и2О,З Д

Еа Р и 0,3 — 0,5 Е Е 50,4 Р а

f — коэффициент трения,. 15

Ь вЂ” параметр шероховатости дета-, лир

Š— модуль упругости, 3»2- интенсивность износа при первой и второй смазках, gp соответственно.

Способ осуществляется следующим образом.

В пару трения вводят смазку, обеспечивающую прочность на сдвиг молекулярных связей, нагружают нормальным давлением (Р), прирабатывают.и испытывают на износ, в процессе ис-. пытания измеряют коэффициент трения (f ), шероховатость (4L ), интенсивность износа Э . Затем образцы про- ЗО мывают, смазку заменяют на другую, выбираемую из условия 32 Ф 0 (в частном случае проводят испытания беэ смазки), повторяют испытание на износ и в процессе испытания определя- 35 ют параметры f 42, 3

Для приработанных поверхностей число циклов равно

Формула изобретения еч »» еф и 2

40 t f 9r

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Крагельский И.В. Трение и износ. N. "Машиностроение", 1968, с. 369.-371.

2. Крагельский И.В. Основы расче.тов на трение и износ. М., "Машиностроение", 1977 (прототип). о о

К

Составитель В. Ипинев

Редактор В. Еремеева Техред N. Галинка Корректор Н. Григорук.

Заказ 272/65 Тираж 918 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Цель изобретения — увеличение точности испытаний.

Поставленная цель достигается тем, что смазку заменяют на другую, выбранную из условия Т2 », повторяют испытание на износ, а показатель фрикционно-контактной усталости t находят из выражения -.

Прочность на сдвиг молекулярных связей можно вычислить следующим образом. где P5- = 0,5 ° E "й Ра, Е - мо03 04 ОЙ ° дуль упругости, а- комплексная характеристика шероховатости.

Число циклов (и) связано с Г зависимостью

После определения числа циклон и при двух величинах 2., параметр фрикционной усталости определяют по формуле

Способ определения параметров фрикционно-контактной усталости, заключающийся в том, что в пару трения вводят смазку,. обеспечивающую прочность на сдвиг молекулярных связей

%, испытывают на износ при постоянных значениях номинального давления (Р 2) и скорости, а по результатам испытаний подсчитывают показатель фрикционно-контактной усталости (t» ), отличающийся тем, что,с целью увеличения точности испытаний, смазку заменяют на другую, выбираемую из условия 2 Г»,повторяют испытание на износ, а показатель, фрикционно-контактной усталости находят по зависимости где n = 0,3 —; Pcl и = 0,3

E3q.

Р = Q 5 E0 604 f ° РсР коэффициент трения,"

Ь вЂ” параметр шероховатости детали;

Š— модуль упругости;

З»2 - интенсивность износа.при первой и второй смазках, соответственно.

Способ определения параметров фрик-ционно-контактной усталости Способ определения параметров фрик-ционно-контактной усталости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх