Устройство для разметки отверстий

 

ОПИСАНИЕ 11810475

И ЗОБ Р ЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Са1оз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 10.04.79 (21) 2749982i25-28 (51) М. Кл.з

В 25 Н 7/02 с присоединением заявки—

Тосударственный комитет (23) Приоритст— (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллстсп1 ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (53) УДК 621.751.01 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

С. С. Кривцов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМЕТКИ ОТВЕРСТИЙ

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к устройствам для разметки отверстий под электродвигатели, тормоза и т. п. для монтажа их на узлах различных машин и механизмов, например на узлах прокатных станов.

Известны масштабная линейка и чертилка, выполненная в вид» стержня, с помощью которых можно производить разметку отверстий, например, под электродвигатель (1).

Однако необходима предварительная установка электродвигателя на собираемую машину с выверкой относительно оси и торца приводного вала машины. Время вывсрки довольно значительно.

Наибо Icc близким тсхничсским решением к изобрстснию является устройство для разметки отверстий, содсржащсе корпус с выполненными в нем двумя взаимно перпендикулярными пазами, масштабную линейку, размещенную в одном из пазов с возможностью установки»е по нопиусу, и оазовый элемент (2).

Недостатком этого устройства является низкая производительность разметки отверстий, координаты которых заданы от носитсльно оси, не лежащей в плоскости, на которой надо произвести разметку, т. е. устройство нс позволяет обеспечить разметку отверстий»од электродвигатели и т. п. прп пх монтаже на различные мацкины и механизмы.

Целью изобретения является повьппсННс производительности размстки отверстий, заданных относительно осп, распо!оженной в пространстве 11apaëëcëüIIî плоскости размечасмых отверстий.

Это достигается тем, что уст,,ойство

1о снабжено двумя горизонтально расположенными масштабными угольниками, размещенными в другом пазу корпуса и по разные стороны от масштабной линейки с возможностью установки по ион иусу, 15 одни катеты которых, параллсльиыс масштабной линсйк», имеют подвижные HQHHусныс планки с отверстиями под керн, а другис катеты, перпендикулярны» линспI(c, имеют нсподвижныс планки с отвер2р стиями под керн, масштабная линейка имеет вертикальную стойку, а базовый элем»нт выполнен в виде сменной втулки, расположенной на вертикальной стойке перпендикулярно сс осп, установленной

25 возможностью псрсмещсния.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, впд в плане; на фиг. 2--то жс, вид сп»реди.

Устройство для разметки отверстий соЗр держит корпус 1, в котором выполнены 1ва

810475

3 взаимно перпендикулярн1.1х паза. В одном из пазов корпуса 1 установлена масштабная линейка 2, имеющая вертикальную стойку 3. Масштабная линейка 2 закреплена в корпусе 1 с помощью планки 4, имеющей нониус 5, винтов б и фик. сирующих винтов 7. Для обеспечения точной установки по нониусу 5 служит винт 8 и микромстрическая гайка 9, входящая в прорезь хомутика 10.

На вертикальной стойкс 3 масштабной линейки 2 установлена ползушка 11, закреплясмая с помощью планки 12 и винтов 13, в которой смонтирована сменная базовая втулка 14. Во втором пазу корпуса 1 установлены два горизонтально располо>кснцых масштабных угольника 15.

Масштабные угольники 15 имеют возможность точного перемещения по пазу корпу. са 1 посредством винтов 1б с отсчетом по нониусу 17. При этом катеты а масштабных угольников 15 параллельны масштабной линейке 2, расположены по разные стороны от нее и оснащены подвижными планками 18 с нониусом 19, перемещаемыми при помощи винта 20 и гайки 21, входяп1ей в прорезь хомутика 22. Подвижные планки 18 имеют отверстия под керн 23. При этом катеты б масштабных угольников 15 перпендикулярны масштабной линейке 2 и оснащены закрепленными на цих неподвижными планками 24, также имеющими отверстия под керн 23.

Шкала на масштабной линейке 2 нанесена с таким расчетом, что прп совмещении центров отверстий (кернов) на неподвц>кцых планках 24 с плоскостью торца базовой втулки 14 нулевое деление совпадает с риской нонпуса 5. Шкалы на катетах а масштабных угольников 15 нанесены так, что показывают размер между центрами отверстий (кернов) неподIIII>I4t1ttx и подвижных планок 24 и 18. Шкалы Ila катетах б масштабных угольников 15 цанссеиы таким ооразом, что нулевое де ление лежит на осп базовой втулки 14. Базовая втулка 14 выполнена сменной для обеспечения установки устройства па приводных валах разлпчпь>х размеров.

Устройство может быть оснащено одним керщ>м 23, переставляемым 11оследовательно в отверсти>1 планок 18 и 24, или четырьмя кcptta>ltt 23, установленными на всех четырех планках 18 и 24.

Разметку отверстий с помощью предлагае>11>г1> устройства осуществляют следх 101ццм оо р<1зо>1. Пcpcibtcl! I>> 11 lt>1теты б масштабных уголшшк<>в 15 I() па lv кор пуса 1 с по vtoltthto винтов 16, уста >авлива1от центры отвсрстпй (керцов 23) неподвижных планок 24 по цониусу 17 па трс бусмый размер от ocll базовой втулки 14. т.е. ца заданньш и<) чертежу размс)р ра;мечаем1,1х отверстий от осп приводного вала:1(а II11111ы (llапрцмс-,>, к>III()го — л l! Оii узл а о

50 прокатного стана, на котором должен бы-ь смонтирован электродвигатель. тормоз 1! т. и.), Затем перемешают масштабнук> линейку 2 по пазу корпуса 1 и устанавливают ее по оциусу 5 с помощью винта и гайки 9 таким образом, чтобы центры отверстий (кернов 23) неподвижных пла ок 24 относительно торца базовой втулки 14 были расположены на необходимом расстоянии, соответствующем заданному по чертежу размеру размечаемых отверстп11 относительно торца приводного вала.

После этого масштабную линейку 2 закрепляют на корпусе 1 посредством фпкс11рующих винтов 7. Перемещая подвижные планки 18 по катетам с> масш" аоных угольников 15 с помощью винтов 20 it гаек 21 устанавливают их по нониусу 19 так, чтобы расстояние между центрами отверстий (кернов 23), размещенных на неподвижных EI подвижных планках 24 и

18, соответствовало заданному на чертеже между размсчаемыми отверстиями разме-! у

1-1астроенное таким образом усгройство устанавливают на размечаемую плоскость, перемещают ползушку 11 по вертикальной стойке 3 масштабной линейки 2 и надевают базовую втулку 14 на приводной ва ", машины (механизма), причем базовую втулку 14 устройства надевают до упора указанного приводного вала в вертикальную стойку 3, благодаря чему соьмспса>OTся торцы оазовой втулки 14 и приводного вала механизма. Затем закрепляют ползушку 11 посредством планки 12 и винтов 13. В таком положении ось устройства совмещена с осью приводного вала механизма, относительно которой производится разметка отверстий с помощью кернов 23.

Таким образом, все четыре отверстия под электродвигатель будут точно размечены согласно требуемому (заданному) взаиморасположению их относительно приводного вала узла механизма (машины).

Предлагаемое устройство для разметки отверстий по сравнению с известными позволяет обеспечить быструю разметку отверстий под электродвигатели, тормоза и т. и., монтируемь>е па различных машинах и механизмах.

Формула изобретения

Устройство для разметки отверстий, содер>кащее корпус с выполненными в нем двумя взаимно перпендикулярными паза.мп, масштабную льп>ейку, размещенную в одном пз пазов с возможностьюустановки сс по цоцпусу, и базовый элемент, отл ич а к> ш и и с я тем, что. с цель>о повышения прс>изводцтельностц разметки отверстий, задаш>ых относительно осп, расположен10

Фиг /

Фиг.Z

Составитсль Н. Аксенова

Редактор T. Зуокова Тскрсд А. Камышникова Коррскторы: В. На(я и Р. Беркович

Заказ 2147

11оли сt и >с

Изд..\Ъ 251 Тиран(1090

ВНИИПИ Государственного I oìèòñTà СССР по делам изобрстсний и открытий

113035, Москва, ОК-35, Раун)скан иаб., л. -ig

Загорская типография Упрполиграфизл".r;) Мособлиспо.гнома ной в пространстве параллельно плоскост) размечаемых отверстий, оно снабжено двумя горизонтально расположенными масштабными угольниками, размещенными в другом пазу корпуса и по разные стороны ()T масштабной линейки с возможностью установки по нониусу, одни катеты которык, параллельные масштабной линейке, имеют подвижные нониуснь1е планки с отверстиями под керн, а другие катеты, перпендикулярные линейке, имеют неподвижные планки с отверстиями под керн, масштабная линейка имеет вертикальную стойку, а базовый элемент выполнен в виде сменной втулки, располо810475

G жеш)ой на вертикальной стойке перпендикулярно ее оси, установленной с возможностью перемещения.

1 1сточники информации, принятыс во внимание при экспертизе

1. Гринберг Д. E. Разметчик мекани чески.;. цеков. М.-Л., Машгиз, 1962, с. 8 — 9.

2. Новый инструмент и приспосоолеиия для разметки. — Новаторы произьодству.

Серия «Новые инструменты и приспособления» (Ленинградская организация оощества «Знание» РСФСР), 1978 (прототип).

Устройство для разметки отверстий Устройство для разметки отверстий Устройство для разметки отверстий 

 

Похожие патенты:

Рейсмус // 424700

Изобретение относится к технике нанесения маркировочных надписей на ярлыки, бирки, номерные шильдики и может быть применено в любой области промышленности для обеспечения надежной маркировки грузов, транспортируемых на дальние расстояния Характерной особенностью маркировочной бирки является то, что нанесение надписей на нее производится в два приема

Изобретение относится к области ручной механической маркировки изделий путем нанесения углублений маркировки

Изобретение относится к области чертежных и разметочных инструментов - к устройствам для разметки центра торцев цилиндрических валов, круглых заготовок, окружностей и дуг окружностей с неизвестным центром

Изобретение относится к способам разметки и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к технологии машиностроения, к способам разметки стыковки труб
Наверх