Устройство для контроля знанийобучаемых

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сеюз Севетскик

Социалистических

Республик (61) Донолиительиое к авт. саид-ву(22) Заявлено 050379 (21) 2733419/18-24 (И с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

G 09 В 7/02

Государственный коинтет

СССР но делам. изобретений и отарытмй

Опубликовано 150381. Бюллетень ЙЯ 10

Дата опубликования описания 150381 (53) УДК 881. 3.071 (088. 8) (12) Авторы изобретения

И.А.Высокодварский, Г.Н.Делюнов и В.Г.Иванюк

Т

° J с !

Ф

I !

Ленинградский институт точной механики! Й .оптйкй

l с (11) Заявитель

1,,

$ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автомати. ческому кОнтролю знаний обучаемых и может быть использовано в различных уЧебных заведениях.

Известны устройства для контроля знаний обучаемых, одни из которых обеспечивают индивидуальный, другие групповой машинный контроль, выполняя при этом требования. достаточной достоверности оценки знаний.

Известно устройство, .обеспечивающее определенную точность оценки знаний учащихся тем, что в нем на рабочих местах учащихся. использованы кодировочные матрицы, регистры сдвига, блоки поразрядного логического сложения чисел, поступающих от кодировочных матриц через регистры сдвига, схемы совпадения и блоки оценки правильности ответа (1) .

Известно также устройство, состоящее из блока анализа, дешифратора кода задания, дешифратора када вопроса, формирователя коэффициента сложности вопросов, построенного на элементах совпадения, дешифратора кодов сложности вопросов, счетчика, построенного на триггерах, блока адаптивного формирования оценки и .индикатора оценки. В этом устройстве достоверность оценки обеспечена тем, что оно содержит дешифратор кодов сложности вопросов и блок адаптивного формирования оценки, входы которого соединены с выходами счетчика и дешифратора кодов задания, а выходы — с индикатором оценки, причем выходы дешифратара кодов сложности вопросов подключены к входам фармирЬвателя коэффициента сложности вопросов 2) .

Наиболее близким из известных к предлагаемому является устройство, содержащее блок ввода информации, блок буферной памяти, блок анализа ответов, счетчик правильных ответов, блок индикации, дешифратор кодов содержания вопроса, дешифратор кодов номера вопроса и блок памяти номера

20 вопроса. В этом устройстве определенный уровень достоверности оценки знаний достигается использованием в рабочем месте учащегося дешифраторов кодов содержания вопроса и

2, кода номера вопроса, входы которых подключены к блоку буферной памятн, выход дешифратора кода номера вопроса соединен с блоком памяти номера вопроса, а выход дешифратора кода

30;содержания вопроса — с блоком ана813491

Ъ лиза ответов, подключенным к блоку памяти номера вопросов 733 .

Однако известные устройства, обеспеЧивая ту или иную достоверность оценки знаний обучаемых, не позволяют удерживать эту достоверность на расчетном уровне при профессиональ ном несоответствии обучаемого содержанию вопроса (в дальнейшей - тест-. карт) и, как следствие, при индивидуальном машинном контроле этот не- достаток ведет к временным потерям, которые связаны с заменой контрольного цикла одного профессионального уровня на контрольный цикл другого профессионального уровня, а при групповом машинном контроле количество рабочих мест обучаемых в устройстве может соответствовать общему количеству контролируемых по нескольким профессиональным уровням. Например, экзамен по техминимуму для слесарей- 20 сборщиков или токарей осуществляется по разрядной сетке, имеющей несколько профессиональных уровней. К недостаткам следует отнести также невозможность контроля знаний обучае- Я мых по контрольному циклу, включающему тест-карты различных профессиональных уровней, при одновременном сохранении расчетного уровня достоверности оценки знаний данным устройством.

Цель изобретения — повышение быстродействия устройства, что повышает эффективность его использования и расширить его функциональные возможности в практике обучения.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода информации, подключенный к блоку сравнения ответов, блоку индикации, блоку памяти номера вопро- 40 са и блоку буферной памяти, который через шифратор вопросов соединен с блоком сравнения ответов, а через шифратор номера вопроса - c блоком памяти номера вопроса, подключенным к блоку сравнения ответов, блоку индикации и счетчику правильных ответов, соединенному с блоком индикации, введены два дешифратора, два блока ключей и блок равнозначности, выход которого соединен со счетчиком правильных ответов и блоком индикации, один вход — с выходом блока сравнения ответов, а цругие входыс выходами блоков ключей, одни входы которых через соответствующие дешифраторы подключены к выходам блока буферной памяти, Другие входы блоков ключей соединены с выходом блока ,ввода информации.

Такое выполнение устройства позво- go ляет осуществлять одновременный контроль обучаемых различных профессиональных уровней при сохранении расчетного уровня достоверности оценки знаний. 65

На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит блок 1 ввода информации, подключенный к блоку 2 буферной памяти и блоку 3 сравнения ответов, Счетчик 4 правильных ответов соединен с блоком 5 индикации. Шифраторы б и 7 соответственно кода содержания вопроса и кода номера вопроса своими входами подключены к блоку 2 буферной памяти, а выходами — соответственно к блоку 3 сравнения ответов и блоку 8 памяти номера вопроса, соединенным между собой.

Первый вхоД блока 8 соединен с третьим выходом блока 1 ввода информации, подключенным к первому входу блока 5 индикации, третий вход которого подключен ко второму выходу блока 8 памяти номера вопроса. Дешифраторы 9 и 10 кодов профессионального уровня учащегося и профессионального уровня тест-карты подключены соответственно ко вторым входам блоков 11 и 12 ключей обучаемого и тест карты, а также — к выходу блока 2 буферной памяти. Одни входы блоков 11 и 12 соединены с третьим выходом блока 1 ввода информации, а выходы — со вторым и третьим входами блока 13 равнозначности (профессиональных уровней), первый вход которого соединен с блоком 3, а выход — co счетчиком 4 правильных ответов и блоком 5 индикации.

Устройство для контроля знаний обучаемых работает следующим образом.

Обучаемые набирают в блоках 1 коды своих профессиональных уровней, которые записываются в блоках 2 буферной-памяти, отдельно в каждом случае, на вторые входы блока 11 через дешифратор 9 поступают сигналы A, соответствующие этим уровням.

Далее обучаемый набирает на бЯоке 1 код .тест-карты,,поступающий в блок 2 буферной памяти, сигнал первых разрядов кода поступает в шифратор б, сигнал последних разрядов кода - в шифратор 7, а сигнал первого и последнего разрядов кода— в дешифратор 10. Сигналы с выхода шифраторов б и 7 поступают, соответственно на вторые входы блоков

3, 8 и 12.

Сигнал профессионального уровня тест-карты В несет в себе информаб цию о том, какому или каким профессиональным уровням обучаемых соответствует (эквивалентен) профессиональный уровень тест-карты.

Затем обучаемый набирает в блоке

1 код ответа на тест-карту, который поступает.в блок 3, блок 5, блок 8, блоки 11 и 12.

При поступлении кода ответа в блоки 11 и 12 последние пропускают на второй и третий входы блока 13

813491 сигналы А и B которые, в случае их эквивалентности перестраивают логическую структуру блока 13 таким образом, что он начинает работать в режиме инвертора. Тогда при правильном ответе обучаемого на первый вход блока 13 с блока 3 поступает сигнал появившийся в результате совпадения в последнем сигналов, поданных от блока 1, шифратора 6 и блока 8. В силу того, что блок 13 работает, как было замечено выше, в режиме инвер- тора, сигнал, поступающий на его первый вход, будет инвертирован. В результате этого состояние счетчика 4 правиЛьных ответов не изменится, а блок 5 индикации подтвердит правиль- 15 ность ответа. При неправильном ответе в блоке 3 не происходит совпадения сигналов из блока 1, а в шифраторе 6 и блоке 8 памяти номера вопроса и на выходе блока 3 сигналов не будет.Щ

Отсутствие сигнала на первом выходе блока 13 вызывает сигнал, который поступает в счетчик 4 правильных ответов и блок 5 индикации. В счетчик

4 правильных ответов записывается

"единица", а в блок- 5 индикации по-.. ступает подтверждение о неправильном ответе. Кроме того, с целью защиты счетчика 4 правильных ответов от сигналов, не соответствующих правильным ответам обучаемого, блоки 11 и

12 работают с задержкой на срабатывание, а блок 3 — с задержкой на снятие сигнала правильного ответа со своего выхода.

При попытке повторного ответа на один и тот же вопрос из блока 8 памяти номера вопроса в блок 3 сравне-. ния ответов не поступает сигнал, в результате чего повторный ответ, даже если он правильный, воспринимает- 40 ся счетчиком 4 и блоком 5 индикации как ошибка.

Работа устройства, когда обучаемый, отвечающий по полной программе контрольного цикла, вводит код тест-карты, профессиональный уровень которой не соответствует его профессиональному уровню, происходит следующим образом.

В этом случае на соответствующие входы блока 13 поступают неэквивалентные сигналы А„ и В., которые в силу своей неэквивалентности, перестраивают логическую структуру блока 13 таким образом, что он отключает входы .счетчика 4 правильных ответов и блока 5 индикации от выхода блока 3. В результате этого лЮбой ответ обучаемого воспринимается устройством как правильный. В дальнейшем, как в первом, так и во втором ф) варианте, устройство работает аналогично.

После ответа на последнюю тесткарту полного контрольного цикла из блока 8 памяти номера вопроса в счетчик 4 правильных ответов и блок

5 индикации поступает сигнал, разрешающий индикацию оценки, выставленной на основании состояния счетчика 4. Число полных контрольных циклов может быть произвольным, а количество вопросов в полном контрольном цикле определяется емкостью счетчика 4 и блока 8 памяти номера вопроса.

Таким образом, в результате использования в предлагаемом устройстве новых узлов появляется возможность одновременного контроля учащихся разных профессиональных уровней по общему контрольному циклу, что позволяет значительно сократить временные затраты на автоматический контроль и увеличить пропускную способность контролирующего устройства, особенно в условиях группового машинного контроля.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода информации, подключенный к блоку . сравнения ответов, блоку индикации, блоку памяти номера вопроса и блокубуферной памяти, который через шифратор вопросов соединен с блоком сравнения ответов, а через шифратор номера вопроса — с блоком памяти номера вопроса, подключенным к блоку сравнения ответов, блоку индикации и счетчику правильных ответов, соединенному с блоком индикации, о т л и ч а ю щ е е с я тем„ что, с целью повышения быстродействия устройства, оно содержит два дешифратора, два блока ключей и блок равнозначности, выход которого соединен со счетчиком правильных ответов и блоком индикации, один вхОд — с выходом блока сравнения ответов, а другие входы — с выходами блоков ключей, одни входы которых через соответствующие дешифраторы подключены к выходам блока буферной памяти, другие входы блоков ключей соединенн с выходом блоха ввода информации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9419950 кл. G 09 В 7/02, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

9516091, кл. G 09 В 7/02, 1977.

3. Авторское свидетельство СССР

9483699 кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).

813491

Составитель A.Êàðëîâ

Техред Е.Раврилешко Корректор Г.Назарова

РедактОр A.Íàóðñêîâ филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 780/65 : Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для контроля знанийобучаемых Устройство для контроля знанийобучаемых Устройство для контроля знанийобучаемых Устройство для контроля знанийобучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх