Устройство для управления шаговымэлектродвигателем

 

ОП ИСАНИЕ

И ЗОЬРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик » 813656 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.05.79 (21) 2766490j24-07 с присоединением заявки № —— (23) Приоритет— (51) М, Кл.

Н 02 P 8/00

Государствеиимй, комитет

СССР (53) УДК 621.313..58 (088.8) Опубликовано 15.03.81. Бюллетень ¹ 10

Дата опубликования описания 25.03.81 до делам иэобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

Б. А. Кудряшов и Ю. С. Смирнов (71) Заявитель (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ШАГОВЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ции к пошаговому управлению. Эти недостатки возрастают в реверсивном варианте, где в случае перехода из самокоммутации в пошаговое управление с изменением направления вращения могут привести не только к невосполнимой потере информации, но и к временной потере устойчивости дискретного привода.

Цель изобретения — упрощение и повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что блок режима работы содержит два элемента

И-ИЛИ-НЕ, первые и третьи входы которых соединены с соответствующими выходами датчика положения, вторые — с шиной прямого направления, четвертые — с шиной обратного направления движения, а выходы — с информационными входами триггеров элемента памяти.

Такое выполнение устройства обеспечивает возможность перехода от режима бесконтактного двигателя постоянного тока к режиму пошагового управления и обратно при одновременном уменьшении числа элементов.

Изобретение относится к системам автоматического управления с шаговыми электродвигателями, обеспечивающими управление электродвигателем как в режиме пошагового управления, так и в режиме бесконтактного двигателя постоянного тока.

Известно устройство для управления реверсивным бесконтактным двигателем постоянного тока, содержащее элемент памяти, входы которого подключены к выходам датчика положения ротора, а выходы — к преобразователю на логических элементах (1).

Недостатком этого устройства является сложность и невозможность реализации режима пошагового управления.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройсво для управления шаговым электродвигателем, содержащее элемент памяти на двух триггерах, входы синхронизации которых связаны с задатчиком импульсов через элемент И-НЕ, блок режима работы, шины выбора режима и направления движения (2). 20

Недостатками этого устройства являются его сложность, возможность возникновения сбоев при переходе от режима самокоммутаГ

f J

813656

На чертеже приведена ф нкционыльная схема устройства для управления четырехобмоточным шаговым электродвигателем, Схема содержит электродвигатель 1, ротор которого сопрягается с кодовым диском датчика 2 положения ротора, например фотоэлектрического типа. На кодовом диске нанесены чередующиеся между собой прозрачные и непрозрачные секторы, каждый из которых имеет протяженность, соответствующую половине периода пространственной кривой синхронизирующего моменты электродвигателя I. Осветители и фотоприемники (Hp. показаны) размещены по разные стороны от диска. Фотоприемники смегцсны по дуге друг относительно друга на четверть

IIp()èoäà пространственной кривой синхропизирующего момента электродвигателя l.

Они расположены так, что при вра.цении ротора и связанного с ним кодового диска в прямом направлении непрозрачные секторы последовательно перекрывают фотоприемники, соединенные соответственно с выходами 3, 4, 5 и 6 датчика 2.

Выходы 3, 4, 5 и 6 датчика 2 соединены с первыми и третьими входами логических элементов И-ИЛИ-НЕ 7 блока 8 режима работы. Вторые и четвертые входы элементов 7 соединены соответственно с шинами прямого 9 и обратного 10 направлений движения. Выходы блока 8 режима работы соединены с информационными входами D триггеров 11, тактируемых уровнем. Элемент 12 памяти включает в себя два тригreра 11. Входы синхронизации триггеров 1! объединены и связаны через логический элемент И-HE 13 с шиной 14 тактов и шиной !5 выбора режима. Прямые и инверсные выходы триггеров 11 соединены с выходными шинами !6, 17. 18 и 19.

Устройство работает следующ (м образом

Принимаем, что на шину 9 подан Нотенциал логической «1», а На шины 10 и 15-логического «О». При этом логическая «1» поступает на вторые входы элементов 7 и входы синхронизации триггеров 11, разрешая прохождение сигналов с выходов 3 и 4 датчика 2 через блок 8 режима работы и элемент 12 памяти на выходные шины 16, 17, 18 и 9 устройства. Eñëè ротор электро1 двигателя 1 находится в положении, при котором на выходах 3 и 4 датчика 2 устанавливаются потенциалы логического «О», то на выходных шинах 16, 17, 18 и 19 одновременно устанавливается комбичация логических сигналов 1100. При этом обеспечивается включение обмоток управления двигателя (не показаны), приводяшее к перемещению ротора электродвигателя 1 и связанного с ним датчика 2 в прямом направлении. Перемещение последнего приводит к изменению потенциала на выходе 3 датчика 2.

Новая комбинация логических сигналов на выходах 3 и 4 вызывает появление на

t5

ЗО

55 выходных шинах 16, !7, !8 и 19 комбинации логических сигналов 0110. При этом включаются обмотки управления электродвигателя 1, обеспечивающие дальнейшее движение его ротора в прямом направлении. Последуюпгая работа устройства при движении в прямом направлении происходит аналогично описанному. На выходах 3 и 4 датчика 2 происходит следующая смена комбинаций логических сигналов 00-10-11-01-00 и т. д., а на выходных шинах 16, 17, и 19 — 1100-0110-0011-1001 и т. д., что соответствует врашению ротора электродвигателя 1 при парной иоммутации в прямом I аправлении.

Если потенциалы на шинах 9 и 10 направлений сменить на обратные, то потенциал логической «1» шины 10 разрешает прохождение сигналов с выходов 6 и 5 датчика 2 через блок 8 выбора режима. Это эквивалентно развороту кодового диска датчика 2 относительно ротора электродвигателя 1 на угол, равный половине периода пространственной кривой синхронизирующего момента, и ведет к смене знака вращаюшего момента, приложенного к ротору электродвигателя. В результате происходит изменение направления врашения ротора электродвигателя 1 и на выходах 5 и 6 датчика 2 устанавливается смена комбинаций логических сигналов 00-01 11-10-00 и т. д., ы на выходных шинах 16, 17, 18 и 19—

1100-1001-0001-0110-1!00 и т. д.

Для остановки элс ктродвигателя достаточно подать на инины 14 и 5 потенциал логической «1». При этом на входы синхронизации триперов !1 поступает логический

«О». В элементе 12 памяти фиксируется последняя комбинация сигналов. Включение обмоток управления электродвигателя 1 остается постоянным независимо от сигналов с датчика 2. Остановка элеKIðoäBèãàòåëÿ может осуществляться также подачей на шины 9 и !О одинаковых потенциалов !либо логических «О», либо «1»).

При реализации режима пошагового управления на шины 9 и 10 направлений по1астся комбинация потенциалов, соотBpTñTâóþùàH требуемому направлению движения, на шину 15 потенциал логического

«О», а на шину 14 тактов — последовательность коротких отрицательных импульсов от задатчика импульсов (не показан). В этом режиме информация от датчика 2 проходит на выходные шины 6, 17, 18 и 19 не сразу, а лишь при поступлении очередного тактового импульса. В промежутках между импульсами информация на выходных шиНах 16, 17, 18 и !9 нс изменяется и, если пошаговому управлению предшествует режим самокоммутации, то в эти промежутки торможение ротора электродвигателя 1.

Поэтому переход с режима самокоммутации на пошаговое управление (с более низкой частотой вращения) осуществляется плавно, 813656

Формула изобретения 3 ененн попятн !2

Составитель 3. Горник

Редактор Е. Дорошенко Техред А. Бойкас Корректор Л. Иван

Заказ 415/73 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 без слоев за счет автоматической синхронизации движения ротора путем. использования в качестве распределителя датчика 2.

Непрерывное вращение двигателя в режиме самокоммутации заменяется последовательностью дискретных шагов. Как при пошаговом управлении, так и в режиме самокоммутации электродвигатель 1 работает при неизменном алгоритме коммутации.

Устройство для управления шаговым электродвигателем с датчиком положения ротора, содержащее элемент памяти на двух триггерах, входы синхронизации которых связаны с задатчиком импульсов через элемент И-НЕ, блок режима работы, шины выбора режима и направления движения, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, блок режима работы содержит два элемента И-ИЛИ-НЕ, первые и третьи входы которых соединены с соответствующими выходами датчика по5 ложения, вторые — с шиной прямого направления, четвертые — с шиной обратного направления движения, а выходы — с информационными входами триггеров элемента памяти.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР № 4632201, кл. Н 02 К 29(02, 1975.

2. Луценко В. Е., Рубцов В. П. Электро15 привод с шаговыми двигателями. Электропривод и автоматизация промышленных установок. Т. 6, М., ВИНИТИ, 1978, с. 77 (прототип).

Устройство для управления шаговымэлектродвигателем Устройство для управления шаговымэлектродвигателем Устройство для управления шаговымэлектродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, для управления трехфазными синхронными и асинхронными двигателями
Наверх