Способ смазки при прокатке

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (11 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.03.79 (21) 2740863/22-02 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51» М. К .

В 21 В 45/02

Государствеииый комитет

СССР по делам иэобретеиий и отхрытий (53) УДК 621.77,1..02 (088.8) Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12 с

Дата опубликования описания 31.03.81 с с"с 3 с r

В. Л. Мазур, В. А. Тригуб, В. И. Тимошенко и Д. Д. Хижняк

f :$I

Институт черной металлургии Министерства чериой--махаддургсййс ССС (72) А вторы изобретения (71) Заявнтель (54) СПОСОБ СМАЗКИ ПРИ ПРОКАТКЕ

Изобретение относится к металлургии, в частности к прокатному производству, и совершенствует способы подачи технологической смазки в очаге деформации при горячей и холодной прокатке.

Однои из основных причин, приводящих к появлению продольной разнотолщинности прокатываемого металла, является эксцентриситет и овальность валков. В настоящее время уменьшения продольной разнотолщинности, вызываемой, эксцентриситетом прокатных валков, стремятся достичь регулированием напряжения при прокатке или регулированием положения нажимных винтов. Для этого необходимо создание слож ных быстродействующих систем автоматического регулирования.

Известен способ, который предусматривает подачу смазочной жидкости на рабочую поверхность валков и регулирование толщины смазочной пленки изменением, температуры смазки посредством подачи к ней ох- 2О ладителя (1) .

Недостаток этого известного решения состоит в том, что оно не предусматривает уменьшения продольной разнотолщинности прокатываемого металла, обусловленной эксцентриситетом и овальностью валка.

Цбль изобретения — уменьшение продольной разнотолщинности прокатываемого металла, обусловленной эксцентриситетом и-овальностью валка.

Поставленная цель достигается 1ем, что толщину смазочной пленки изменяют по величине обратно пропорционально изменению радиуса валка.. Толщину смазочной пленки в очаге деформации можно изменять со стороны одного из валков, в этом случае будет уменьшаться влияние на точность проката эксцентриситета этого валка. Изменяя толщину слоя смазки в очаге деформации со стороны обоих валков можно ослабить влияния эксцентриситета обоих валков. В общем случае толщину смазочной пленки нужно изменять обратно пропорционально радиусу, по крайней мере, одного из валков.

Сущность предлагаемого способа подачи смазки состоит в следующем.

В процессе прокатки толщины полосы на выходе из клети определяется уравнением

Головина-Симса

h-= =ha+ ì, 816598 где h» — толщина полосы на выходе клети;

h< — зазор между прокатными валками;

Р— усилие прокатки;

̄— жесткость клети.

Согласно этому уравнению при постоянной жесткости клети толщина полосы определяется положением нажимных винтов и усилием прокатки. Можно регулировать толщину проката, изменяя давление на валки. Со своей стороны, усилие прокатки является функцией коэффициента трения в очаге деформации, а величина коэффициента трения связана обратной пропорциональной зависимостью с толщиной смазочной пленки.

Очевидно, что изменение толщины смазочной пленки в соответствии с изменением радиуса валка обуславливает изменение коэффициента трения в пределах одного оборота валка, а это в свою очередь приводит к изменению усилия прокатки и, следовательно, толщины полосы. При этом толщина смазочной пленки в очаге деформации должна изменяться обратно пропорционально радиусу валка, т. е. при уменьшении зазора h вследствие эксцентриситета или овальности валка толщина смазочной пленки в очаге деформации должна уменьшаться.

Это приведет к возрастанию коэффициента трения и повышению усилия прокатки P.

В итоге увеличение второго слагаемого в правой части записанного уравнения компенсирует уменьшение величины hq и разнотолщинность проката уменьшена.

Согласно предлагаемому техническому решению предусматривается регулирование толщины смазочной прослойки в очаге деформ ации при прокатке. Причем смазкой может служить не только жидкость, но и твердые либо газообразные вещества, например теплоизоляционные покрытия. Описанный процесс протекает практически мгновенно. Таким методом можно устранить влияние эксцентриситета и овальности валков на толщину проката.

Для реализации предлагаемого способа, а именно регулирования смазочной пленки, в обратной пропорциональной зависимости от величины радиуса валка, необходимо предусмотреть индикацию изменения радиуса валка в функции угла его поворота, выработку соответствующего сигнала и управление расходом смазки в зависимости от величины и характера сигнала.

Способ реализуется следующим образом.

На стане 200 Института черной металлургии в валках дуодиаметром 260 мм осуществляют холодную прокатку полос толщиной

0,92 мм, шириной 140 мм из стали 08 кп.

Обжатие при прокатке составляет 20%.

Экспентриситет нижнего и верхнего валков одинаковый и равняется примерно 0,05 мм.

Прокатку ведут с подачей в очаг деформации технологической смазки. В качестве смазки применяют касторовое масло и 5% эмульсию эмульсола ЭТ-2У.

Формула изобретения

Способ смазки при прокатке, включающий подачу смазки на рабочую поверхность валков и регулирование толщины ее пленки в, очаге деформации, отличающийся тем, что, с целью уменьшения продольной разнотолщинности прокатываемого металла, 55

Прокатные валки устанавливают так, чтобы положение эксцентриситета верхнего валка было симметричным положенИю эксцентриситета нижнего валка, т. е. чтобы при вращении валков величина изменения зазора достигала 0,1 мм. Толщину смазочной пленки в очаге деформации при прокатке измеряют «капельным методом».

Перед прокаткой образцов на одну половину рабочей поверхности бочки каждого валка (на поверхность с минимальным ра10 диусом) наносят слой смазки (касторового масла) толщиной 0,3 — 0,5 мм. При прокатке образцов этими участками поверхности валка толщина смазочной пленки в очаге деформации составляет .1,2 — 1,5 мкм. На другую половину поверхности по окружности бочки каждого валка, где радиус максимален, касторовое масло не наносят, но эту поверхность протирают ветошью, смоченной в 5%-ной эмульсии эмульсола ЭТ-2У, Причем на этой части поверхности бочки валка щ0 оставили лишь следы (тончайший слой, десятые доли микрона) эмульсии.

При прокатке образцов участками поверхности валка, смазанной эмульсией, толщина смазочной пленки в очаге деформации составляет примерно 0,15 — 0,2 мкм.

Таким образом, толщина слоя смазки на поверхности валка, а следовательно и в очаге деформации уменьшается обратно пропорционально радиусу валка от 0,15—

0,20 мкм до 1,2 — 1,5 мкм.

Параллельно для сравнения такие же образцы прокатывают при обильной равномерной смазке всей поверхности бочек валков как касторовым маслом, так и эмульсией, т. е. при равномерной толщине смазочной пленки.

35 После прокатки образцов по известному способу с одинаковой толщиной смазки в очаге деформации вне зависимости от радиуса валка продольная разнотолщинность образцов составляет 0,04 — 0,06 мм.

После прокатки образцов по предлагае40 мому способу при изменении толщины смазочной пленки обратно пропорционально радиусу валка продольная разнотолщинность образцов находилась в пределах 0,02-0 03 мм, т. е. уменьшилась почти вдвое.

45 Этот результат показывает, что применение предлагаемого изобретения может обеспечить не только уменьшение продольной разнотолщинности полос, но даже полное исключение продольной разнотолщинности прокатанного металла.

816598

5 обусловленной эксцентриситетом и овальностью валка, толщина смазочной пленки изменяют по величине обратно пропорциональной изменению радиуса валка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 531571, кл. В 21 В 27/06, 1974.

Составитель М. Реутова

Редактор А. Мотыль Техред А. Бойкас Корректор Н. Бабинеп

Заказ 875/10 Тираж 888 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ смазки при прокатке Способ смазки при прокатке Способ смазки при прокатке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для интенсивного и качественного охлаждения рулонов горячекатаных полос

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкции и компоновке оборудования для обработки катанки в технологическом потоке стана, преимущественно воздушной, и может быть использовано на мелкосортных и проволочных станах, оснащенных линиями двухстадийного охлаждения проката

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке и дрессировке стальных полос с применением эмульсии на основе минеральных и синтетических масел

Изобретение относится к области прокатного производства, а именно к производству тонколистового холоднокатаного металла, в частности к высокоскоростной холодной прокатке жести и автомобильного листа

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к холодной прокатке на многоклетевых станах

Изобретение относится к производству проката, в частности к эксплуатации смазочно-охлаждающей эмульсии на станах холодной прокатки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для водовоздушной закалки при термообработке деталей различного назначения

Изобретение относится к области металлургии, а именно к ускоренному охлаждению проката

Изобретение относится к области металлургии, в частности к регулируемому охлаждению проката при термической обработке в потоке стана

Изобретение относится к области металлургии, в частности к охлаждению проката при термической обработке в потоке стана
Наверх